Использование в деятельности фирмы концепций социальной ответственности и этики маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...
1. Теоретические аспекты концепции социальной ответственности и этики маркетинга……………………………………………………….…………………
1.1. Характеристика и основные источники социальной ответственности…..
1.2. Этика маркетинга…… ……………….
2. Анализ социальной ответственности компаний на примере «Акрон»
2.1. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Акрон»…………
2.2. Анализ социальной ответственности ОАО «Акрон»……………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

marketingg.docx

— 1.33 Мб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Маркетинг»

на тему «Использование в деятельности фирмы концепций социальной ответственности и этики маркетинга»

 

 

 

                                                   Выполнила: Д.Р.Гафарова, студентка 

2-го курса очной формы  обучения 

экономического факультета,

группа Э122б

                                                   Подпись______________________

 

                                                Научный руководитель:

Лемешева Ж.С., канд. эконом. наук,  преп. кафедры ЭТД                                              

                                                   Подпись______________________

 

 

Люберцы

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...

1. Теоретические аспекты концепции социальной ответственности и этики маркетинга……………………………………………………….…………………

1.1. Характеристика и основные  источники социальной ответственности…..

1.2. Этика маркетинга……  ……………….

2. Анализ социальной ответственности  компаний на примере «Акрон»

2.1. Характеристика деятельности  предприятия ОАО «Акрон»…………

2.2. Анализ социальной  ответственности ОАО «Акрон»……………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний.

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса - предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.

В мировой практике существует устоявшееся понимание, что такое корпоративная социальная ответственность. И вот одни из них:

1) Это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений;1

2) Добровольный вклад  бизнеса в развитие общества  в социальной, экономической и  экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума;

3) Реализация интересов компании посредством обеспечения социального развития её коллектива и активного участия компании в обществе.2

Целью курсовой работы является, изучение социальной ответственности на примере компании ОАО «Акрон».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-практические задачи:

1) Изучить характеристику  социальной ответственности и  её основные источники;

2) Разобрать, что такое  этика маркетинга;

3) Провести анализ изменения  корпоративной социальной ответственности на примере ОАО «Акрон».

Объектом данного исследования является корпоративная социальная ответственность и этика маркетинга.

Предметом исследования является корпоративная социальная ответственность ОАО "Акрон".

Структура курсовой работы включает  следующие разделы: введение, основную часть , одна из которых теоретическая, другая практическая, заключение, список использованных источников.

Основой для написания данной курсовой работы послужили труды таких авторов, как: Э. М. Коротков, М.Х. Мескон ,Ф. Котлер.

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты концепции социальной  ответственности и этики маркетинга

1.1. Характеристика  и основные уровни социальной  ответственности

 

В России основными движущими силами процессов внедрения корпоративной социальной ответственности (КСО) является пока ещё незначительное количество наиболее «продвинутых» крупных компаний, созданных в результате процесса приватизации, или государство.3

В работе Н.А.Крического и С.Ф. Гончарова «Корпоративная социальная ответственность» рассматривается как система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и  обществом, направленную на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранительной деятельности на национальном и международном уровнях. 4

Весьма корректное определение было дано Ассоциацией менеджеров: «Корпоративная социальная ответственность – это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений».5

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.6

Аргументы в пользу концепции маркетинга чрезвычайно просты:

1) В отсутствие покупателей  активы компании не представляют  ценности. А значит, основная задача компании – привлечение и удержание потребителей.

2) Потребителя привлекает  предложение, которое выглядит более  заманчивым, чем предложение конкурентов, а удержать покупателя позволяет удовлетворение его потребностей.

3) Задачи маркетолога  заключаются в том, чтобы потребитель  был не в состоянии отвергнуть  предложение компании и найти  способы удовлетворить потребности клиента.

4) Степень удовлетворения  потребителя зависит от работы  каждого отдела компании.

5) Маркетинг должен объединить  работу всех этих отделов и гарантировать удовлетворение потребителя.7

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции.8

Принципы социальной ответственности формируются за счёт общественных ожиданий. Например, в последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились, и обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами. А значит, встала необходимость разработки принципов деятельности компаний в рамках корпоративной социальной ответственности.

Особенно важно, чтобы социальные программы исполнялись в тех сферах, в котоҏыҳ, общество испытывает потребность в настоящий момент, значит, имеет место такая группа принципов, как значимость, что определяет актуальность реализуемых программ, их эффективность и масштабность. И, наконец, принципы корпоративной социальной ответственности должны базироваться на соблюдение субординации компанией относительно религии, политики, спортивных и музыкальных течений.

Источники КСО – те силы, которые диктуют корпорации и менеджеров соответствующие обязанности ответственного поведения (рис.1.1).

Рис. 1.1. Внешние и внутренние источники КСО.

 

Внешние источники – это силы, диктующие ответственное поведение бизнеса, которые вызваны существующим в обществе негласным договором, согласующим поведение бизнеса с целями и ценностями всего общества.

Внутренние источники КСО – ответственность, вызванная существующей реальной властью бизнесмена.9

 

Направление развития внутренней КСО10

Направления развития КСО

Содержание КСО

Необходимый минимум

Дополнительное развитие

1. Политика доходов

Зарплата (белая) – своевременная выплата в соответствующем размере

Гибкая система бонусов и премий

2. Социальное обеспечение

Соцпакет: мед.страховка, спортклуб, парковка, питание, мобильный телефон, санитарно-курортное лечение

Пенсионное страхование, ведомственные поликлиника (медпункт), детсад, дом отдыха

3. Человеческий капитал

Повышение квалификации, стажировка, тренинги, оплата высшего образования, диспансеризация

Оплата второго высшего образования, стимулирование новаторов, внедрение новых технологий, стимулирование здорового образа жизни

4. Условия труда

Улучшение санитарно-гигиенических условий, контроль за безопасностью труда и производственной дисциплиной, доплаты за вредность, ранний выход на пенсию

Улучшение эргономики, профилактика профзаболеваний, внедрение экологически чистых технологий, современные средства защиты, тренинги по безопасности труда, гибкий график работы, возможность работать на дому

5. Жилищная политика

Общежитие, дачные кооперативы

Жилищные кредиты, ссуды на покупку жилья, доплата за аренду квартиры

6. Гуманизация труда

Ротация персонала, смена операций, освоение смежных профессий

Планирование карьерного роста, самоорганизация на рабочем месте, участие в управлении, привлечение сотрудников КСО, развитие корпоративной культуры


 

 

Как мне кажется, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ, в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства. Организации не должны заниматься сбором продуктов питания для аборигенов, чтобы стать социально ответственными. Организации должны, скорее, анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.

 

1.2. Этика маркетинга

Под этикой обычно подразумевают моральные принципы или ценности, которыми индивидуум или группа индивидуумов руководствуются в своем поведении.

Моральные принципы маркетинга - перечень четко установленных этических норм и правил поведения фирмы на рынке, которым должен неукоснительно следовать работник организации и из которых не существует никаких исключений.

Существуют различные подходы к вопросам этики в современной экономике. В общем, их можно свести к тому, что тезис «Нравственно всё, что экономически эффективно» одними учёными воспринимается как правильный, другими - как ложный. Рассмотрим утверждения учёных относительно этики маркетинга.[ Махрова Т. Н. Гуманистическая модель маркетинга. - Владимир: Российская ассоциация маркетинга, 2003 ]

I. Некоторые специалисты  в области маркетинга и бизнеса  уверены, что традиционные моральные  ценности в экономической ситуации  не могут быть использованы. Они  практически отрицают этику маркетинга  как явление, сравнивают бизнес  с игрой и утверждают, что в  условиях конкуренции субъект, полностью учитывающий все моральные нормы, просто не сможет выжить и эффективно развиваться. Однако, любая, даже самая жёсткая игра, требует соблюдения правил, без которых она бессмысленна.

II. Приверженцы нейтрального  подхода признают необходимость  существования моральных норм в маркетинговой деятельности. Однако реально компании, проповедующие нейтрализм, демонстрируют различные модели поведения:

1) отказываются  от всякой ответственности за  своё поведение, т.к. уверены, что факторы морали не доступны для их контроля;

2) считают своё  некорректное поведение несерьёзным  нарушением, если оно не несёт  прямого вреда;

Информация о работе Использование в деятельности фирмы концепций социальной ответственности и этики маркетинга