Необходимость
воздействия на производственно-хозяйственную
деятельность предприятия возникает
в виду: обеспечения эффективности
функционирования рыночной экономики;
создания экономической стабильности
и расширенного воспроизводства; решения
экономических и социальных проблем
государства в целом. Основными целями
воздействия государства на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий функционирующих
в условиях рынка являются – повышение
эффективности рыночной экономики государства
в целом; возможность законного регулирования
самих условий производственно-хозяйственной
деятельности; эффективная научно- техническая,
промышленная и социальная политика проводимая
государственными структурами. Основными
формами воздействия на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий являются –
поддержание и регулирование путем законодательных
и нормативно-правовых актов, стимулирование
производителя путем снижения налогового
бремени, усовершенствования таможенного
и налогового законодательства.
К основными
методам государственного регулирования
производственно-хозяйственных отношений
предприятий действующих в условиях
рыночных отношений являются: административные
(базируются на силе государственной власти
т.е. это мероприятия запрета, разрешения,
принуждения при помощи указов и распоряжений);
правовые (методы и способы регулирования
производственно-хозяйственной деятельности
предприятий воплощенные с помощью законов,
таких как антимонопольное законодательство,
закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве
и др.); экономические методы (основываются
на использовании налоговых платежей,
денежно-кредитных рычагов регулирующих
цены и тарифы).5
Методы государственного
регулирования производственно-хозяйственной
деятельности предприятий бывают прямыми,
т.е. формируют и используют бюджеты, устанавливают
минимальные ставки по оплате труда сотрудников
регулирование цен на товары и услуги,
защита конкуренции; косвенными индивидуальное
планирование производства/хозяйствования,
целевое программирование деятельности
предприятий, определение норм и правил
промышленных, производственных, коммерческих
предприятий, также регулирование банковской
деятельности (% ставки, сумма учетных
ставок, законное использование кредитно-денежных
инструментов).
К основным
Законам и нормативным актам, регулирующим
производственно-хозяйственную деятельность
предприятий действующих в условиях рыночных
отношений относятся: Конституция РФ,
ГК РФ ч.1,2, «О государственной поддержке
малого предпринимательства З.РФ от 14.06.95,
- Федеральные законы об организационно
- правовых формах предприятий, Закон об
упрощённой системе налогообложения;
Закон о едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности;
Закон о лицензировании производственно-хозяйственной
деятельности; законы и нормативные акты
о ведении бухгалтерского учета; Налоговый
кодекс РФ ч.1,2, Закон о защите прав потребителей
и др.
2.1 Необходимость государственного
регулирования деятельности предприятий
в условиях рыночного хозяйствования
В современных
условиях происходит усиление государственного
регулирования и содействия развитию
производственно-хозяйственной деятельности
и предпринимательства, меняются организационные
формы взаимодействия государственных
органов с субъектами частного бизнеса,
происходят существенные сдвиги в целях,
механизме, аппарате управления, в сочетании
государственного и рыночного механизмов
регулирования.
Целью государственного
регулирования производственно-хозяйственной
и предпринимательской деятельности
является создание определенных условий,
обеспечивающих нормальное функционирование
экономики в целом и стабильное
участие предпринимателей страны в
международном разделении труда
и получение от этого оптимальных
выгод. Правительство каждой страны,
безусловно, имеет свои собственные
цели на каждом конкретном этапе и
добивается их решения доступными ему
методами и средствами применительно
к складывающейся экономической
ситуации в своей стране и в
мировом хозяйстве. Поэтому цели
и задачи государственного регулирования
подвержены изменениям, между тем, как
механизм регулирования достаточно
хорошо отработан, хотя и имеет особенности
в каждой отдельно взятой стране.6
В обобщенном
виде в задачи государственного регулирования
входят: -разработка, принятие и контроль
законодательства, обеспечивающим правовую
основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного
регулирования и снижение соответствующих
издержек;- ослабление прямых форм вмешательства
и бюрократического контроля деятельности
предприятий; - создание условий для свободной
и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем
и внешнем рынках, контроль за соблюдением
правил конкуренции;
- обеспечение
товарно-денежного и бюджетного
равновесия посредством финансовой,
налоговой, процентной политики
и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных
направлений развития экономики:
структурно-инвестиционной политики
и научно-технической политики; -
содействие долговременному росту
накопления капиталов и стабильному
развитию, сдерживание инфляции
экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования
хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения
рабочей силы и соблюдения
норм трудового законодательства
и регулирования частного найма
и порядка оплаты труда; - поддержание
социального равновесия и приемлемого
для большинства населения уровня
дифференциации и распределения
доходов.
Характеризуя
государственное регулирование
экономики в современных условиях,
прежде всего, необходимо отметить, что
центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию
государства в организационно-хозяйственном
регулировании производства. Его
основными задачами являются:7
- осуществление
структурной перестройки производства,
что предполагает создание новых
отраслей, ориентированных на экспорт,
модернизацию традиционных отраслей
и приспособление их продукции
к требованиям мирового рынка,
переориентацию отдельных видов
производств на мировые рынки
в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции
экспортных отраслей и отдельных видов
производств;
- поиск и
использование возможностей долгосрочного
обеспечения производства гарантированными
источниками поступления сырья,
топлива, полуфабрикатов;
- укрепление
положения в приоритетных и
наиболее прогрессивных отраслях
экономики, ориентация их на
обслуживание экспортного производства;
- пересмотр
форм связей между краткосрочными
и долгосрочными мерами правительственной
политики, традиционное воздействие
на конъюнктуру, основанное на
регулировании спроса, которое все
теснее переплетается с мерами
государственного регулирования
внешнеэкономических связей;
- использование
мер воздействия на процесс
концентрации в ведущих отраслях
экономики, в том числе специализированных
на экспорт, осуществление мероприятий,
направленных на укрепление организационной
структуры крупных фирм, развитие
новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на
повышение эффективности производства.
Акцент в нем переносится с регулирования
спроса на регулирование предложения.
Существенные изменения произошли и в
механизме регулирования. Важнейшей формой
государственного регулирования производственно-хозяйственной
и предпринимательской деятельности стало
включение в программы долгосрочного
развития экономики основных направлений
структурной перестройки промышленности
с ориентацией на экспортную специализацию.
Большое значение с 90-х годов и до наших
дней приобрели целевые программы отраслевого
регулирования производства. Они отличаются
тем, что финансовые ресурсы государства
и ресурсы частных компаний направляются
на развитие новых приоритетных отраслей
экономики, а также на решение проблем
энергетики, реорганизацию и модернизацию
традиционных отраслей. Проблемы структурной
политики стали на современном этапе ведущими
направлениями экономической политики,
в которой акцент делается на целевые
инвестиционные программы, объединяющие
частный и государственный капитал, для
решения глобальных проблем наилучшего
приспособления предпринимательства
к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования
экономики и отраслей хозяйствования
направлена на всестороннее обслуживание
потребностей предпринимателей ведущих
производственно-хозяйственную деятельность
и, в частности, по административному надзору
и нормативному регулированию производства.
Сейчас нормативное регулирование распространилось
на новые области, такие как: безопасность
продукции, разработка и внедрение унифицированных
национальных стандартов качества. С целью
сдерживания производства и расточительного
потребления применяются меры прямого
и косвенного регулирования: нормативные
стандарты качества продукции, налоговое
дестимулирование инвестиций, косвенные
налоги на потребителей. Важным направлением
государственного регулирования является
патентная политика государства. Она сводится
к ограничению срока жизни патента и осуществлению
принудительного лицензирования новых
патентов за относительно умеренную лицензионную
плату. Важным инструментом финансового
регулирования предпринимательской деятельности
является предоставление прямых кредитов
и субсидий, в первую очередь на обновление
и совершенствование производственного
аппарата компаний за счет государственных
средств. Все большее значение приобретают
программы льготного кредитования и субсидирования
определенных отраслей, гарантирования
займов, меры по поддержанию или сдерживанию
роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской
импортной политикой и другими средствами
стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной
основе предполагает, что частному бизнесу
обеспечивается большая свобода выбора
условий и способов финансирования. Одна
из важнейших функций государственного
регулирования - разработка общих принципов
и осуществление внешнеэкономической
политики страны.
Глава 3. Государственное
регулирование деятельности предприятия
Как рыночный
субъект государство характеризуется
тремя признаками:8
1. "Регулирующий
объект". Роль государства в механизме
рыночной экономики - основная проблема
современной экономической теории. Дело
в том, что исходный пункт становления
рыночной экономики - ее освобождение
от удушающих пут государства. И долгое
время невмешательство государства в
сферу частного бизнеса осталось условием
реальности рыночной экономики как системы
свободного предпринимательства.
2. "Внерыночное
происхождение государственного дохода".
"Рыночным" является такой экономический
субъект, который получает постоянный
доход, за счет которого осуществляет
расходы. Следовательно, государство в
той мере включено в рыночную экономику,
в какой располагает доходом и производит
расходы. Если убрать ограниченную сферу
государственного предпринимательства,
то доход государства возникает как результат
неэкономических действий - как следствие
перераспределения части доходов "первичных"
рыночных субъектов (домохозяйств и фирм)
в пользу государства. Это позволяет квалифицировать
государство как "вторичный", "производный"
рыночный субъект, экономическая сила
которого всецело зависит от питающего
государство частного бизнеса.
3. "Императивный
статус государства". Государство -
единственный субъект в рыночной экономике,
требования которого обязательны для
всех негосударственных субъектов.
Основной
механизм экономического вмешательства
государства - "налоги", "закупки",
"платежи". Государство всегда
выступало особым экономическим субъектом,
так или иначе, участвуя в экономической
жизни общества. Оценка меры и последствий
такого участия была и остается остро
дискуссионным вопросом экономической
науки.
3.1
Размещение государством ресурсов
в предприятия
Одним из основных
способов является размещением государством
ресурсов в предприятия либо оказание
инвестиционной поддержки потенциальным
субъектам рыночных отношений. Как
правило, размещение ресурсов осуществляется
на конкурсной основе, что позволяет,
во-первых, должным образом разместить
непосредственно государственные
средства, во-вторых, привлечь средства
других инвесторов - отечественных
и иностранных. Другими целями конкурсного
размещения централизованных инвестиционных
ресурсов являются повышение инвестиционной
активности, рост общеэкономической
и коммерческой эффективности инвестиций
по всем видам собственности, включая
государственную, сокращение продолжительности
строительства предприятий и сооружений.
Порядок конкурсного размещения централизованных
ресурсов по инвестиционным проектам
определяет этапы и условия организации
и проведения конкурса, соответствующие
функции федеральных органов исполнительной
власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам
при Министерстве экономики Российской
Федерации, права и обязанности организаторов
и участников конкурса, основные требования
к конкурсной документации и конкурсным
предложениям участников, процедуру рассмотрения
этих предложений, а также оформление
результатов конкурсов.9
В случае участия
в реализации проекта нескольких
инвесторов в конкурсе участвует
единое предприятие, которое должно
иметь оформленные в установленном
порядке уставные документы и
самостоятельный баланс. При этом государственная
поддержка может предоставляться указанному
претенденту только после внесения в уставный
капитал средств всеми учредителями. Размер
собственных средств претендента в денежной
форме не может быть меньше суммы запрашиваемой
государственной поддержки. При наличии
нескольких альтернативных проектов,
обеспечивающих достижение разными средствами
одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным
конкурсам или - по согласованию с ней
- отраслевые органы управления организуют
экспертизу, в результате которой определяется
наиболее перспективный вариант. Требования,
предъявляемые ко всем участникам конкурса,
являются тождественными. Принятый подход
обеспечивает выбор наиболее эффективного
инвестиционного проекта, соответствует
принципам равенства и объективности
оценок предложений участников конкурса.
Для коммерческих
проектов, конкурс по которым проводится
согласно предложениям частных инвесторов,
обязательными условиями являются:10
- доля государственной
поддержки за счет федерального
бюджета устанавливается в размере
не более 20 процентов от капитальных
вложений, предусмотренных по годам
реализации проекта и, соответственно,
доля собственных и заемных
средств, включая иностранные
инвестиции, не может быть менее
80 процентов;
- доля собственных
средств инвестора, формируемых
за счет прибыли, амортизации
и продажи акций, в указанных
затратах должна составлять не
менее 20 процентов от капитальных
вложений, предусмотренных по годам
реализации проекта.
Объем долевого
участия государства в финансировании
инвестиционного проекта устанавливается:
для вновь начинаемого строительства
- от сметной стоимости проекта; для
переходящего строительства - от остаточной
сметной стоимости проекта.
Не включаются
в стоимость инвестиционного
проекта ранее произведенные
затраты на создание основных фондов,
пополнение оборотных средств и
другие расходы, непосредственно не
связанные с реализацией проекта.
Источниками собственных средств
инвестора, направляемыми на финансирование
проекта, являются:
- прибыль
(фонд накопления) на начало реализации
проекта;
- разница
между начисленной и использованной
амортизацией (в соответствии с
данными приложения - форма 5 к
бухгалтерскому балансу предприятия
- претендента) за отчетный период;
- средства
от продажи акций в объеме
их поступлений насчет инвестора
на начало реализации проекта.