Организация государственного регулирования торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:29, доклад

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции.

Оглавление

Тема 1 Организация государственного регулирования торговли
1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли
1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения
1.3. Организационно-правовые структуры в торговле

Файлы: 1 файл

Организация государственного регулирования торговли.docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Тема 1 Организация государственного регулирования торговли

 

1.1. Принципы и содержание  организации государственного регулирования торговли

Развитие рыночных отношений  в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это  отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе  рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости  государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая подучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношении. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя - американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.

В Российской Федерации государство  достаточно основательно регулируем деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др.

Государство регулирует договорно-обязательственные  отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменения договоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Действующее законодательство определяет правовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и отторжения защиты имущественных прав. Особое значение придаете регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к                    потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, а также сопутствующими им договорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имущества и др.

Важной сферой государственного регулирования является также система  налогообложения предпринимательских  структур. Налоговым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.

Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государства становится экономическое регулирование. Стратегической целью такого регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли стали: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три  основные группы торговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:

  • торговые, организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения снецконтингента н потребителей мест досрочного завоза;
  • торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
  • торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.

Для того чтобы система  государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться  на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирования должен опираться  на шесть ведущих принципов:

  1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и  ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
  2. Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
  3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
  4. Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
  5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования.

6. Четкое разделение функций  между тремя уровнями системы  государственного регулирования  при сохранении на каждом из  них общего подхода к проблеме  государственного регулирования торговли в целом.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе, применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций  государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.

1.2. Методы государственного регулирования  товарного обращения

Государственное регулирование  товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических  процессов и увязке частных и  общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.

Государственное регулирование  товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:

  • правовые нормы;
  • финансово-экономические рычаги;
  • защита прав потребителей;
  • регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и  принимает законы, регулирующие права  собственности, а также предпринимательскую  деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.

При этом уровень предельно  допустимой монополизации на рынке  определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются  санкции, — 35% рынка. Существует ряд  способов оценки и диагностирования монополистической власти на рынке; определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке.

В системе финансово-экономических  рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некоторые товары и услуги. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.

Государственное регулирование  цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).

В системе государственного регулирования рынка и товарного  обращения важное место занимают вопросы защиты прав потребителей.

В целях предотвращения проникновения  на рынок потенциально опасных для  жизни и здоровья человека товаров  существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.

Особую группу методов  государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:

1. Предусматривать санкции  в случаях нарушения правил  торговли.

  2. Информировать предприятия  о том, что запрещено.

  1. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.

Таким образом, в странах  с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные  методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели — обеспечить:

  • производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;
  • потребителю — свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;
  • третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов.

Особого внимания заслуживает  зарубежный опыт развития информационной  деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной  деятельности, повышения эффективности  торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:

  • предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;
  • покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.

Информация о работе Организация государственного регулирования торговли