Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:29, доклад
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции.
Тема 1 Организация государственного регулирования торговли
1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли
1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения
1.3. Организационно-правовые структуры в торговле
Тема 1 Организация государственного регулирования торговли
1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая подучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношении. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя - американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны с развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.
В Российской Федерации государство достаточно основательно регулируем деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др.
Государство регулирует договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменения договоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.
Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Действующее законодательство определяет правовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и отторжения защиты имущественных прав. Особое значение придаете регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, а также сопутствующими им договорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имущества и др.
Важной сферой государственного
регулирования является также система
налогообложения
Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государства становится экономическое регулирование. Стратегической целью такого регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли стали: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группы торговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:
Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:
6. Четкое разделение функций
между тремя уровнями системы
государственного
В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе, применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.
Непосредственным
1.2. Методы государственного
Государственное регулирование
товарного обращения
Государственное регулирование
товарного обращения
Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.
При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка. Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистической власти на рынке; определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке.
В системе финансово-
Государственное регулирование цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).
В системе государственного
регулирования рынка и
В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.
Особую группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:
1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.
2. Информировать предприятия о том, что запрещено.
Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели — обеспечить:
Особого внимания заслуживает
зарубежный опыт развития информационной
деятельности в органах государственного
регулирования товарного
Информация о работе Организация государственного регулирования торговли