Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:14, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать общую характеристику предприятия;
• рассмотреть регулирующие функции государства;
• рассмотреть методы и цели государственного регулирования деятельности предприятий.

Оглавление

Введение
Глава 1. Регулирующая функция государства
1.1 Принципы и цели государственного регулирования
1.2 Правовое регулирование
1.3 Государственное предпринимательство
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия
2.1 Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
2.2 Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия
3.1 Размещение государством ресурсов в предприятия
3.2 Получение государством ценных бумаг
3.3 Создание конкуренции
3.4 Бюджетная и кредитная политика государства
3.5 Налогообложение
3.6 Научно-техническое перевооружение производства
3.7 Кадровая политика
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Организация и технология коммерции.docx

— 63.73 Кб (Скачать)

Инвестор  имеет право выбора следующих  форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта:11

а) предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для  финансирования расходов по осуществлению  высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение  двух лет с уплатой процентов  за пользование предоставленными средствами в размере 1/4действующей учетной  ставки Центрального банка Российской Федерации. Условия предоставления, использования, возврата и платы  за предоставляемые средства оговариваются  в соглашениях, заключаемых Министерством  финансов Российской Федерации с  уполномоченными коммерческими  банками;

б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной  собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета.

Размер пакета акций, закрепляемых в собственности  государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта. Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих инвестиционных проектов, выделяются Министерством финансов Российской Федерации претенденту в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.

Бюджетные средства предоставляются инвестору на контрактной  основе. Предприятие для этих целей  заключает соответствующий контракт, который должен содержать следующие  реквизиты:12

-распределение  объемов финансирования, функций  управления проектом и сроки  вывода производства на заданную  мощность;

-льготы и  преимущества, предоставляемые инвестору  и вновь построенному предприятию  в целом;

-возможные  условия оплаты инвесторами своей  доли капитальных затрат ценными  бумагами, порядок реализации этих  ценных бумаг государством и  перечисления вырученных средств  на счет финансирования;

-система  взаимоотношений по поводу собственности  на вновь создаваемые средства  производства и вещных прав  вновь построенного предприятия;

-наименование  банка, обслуживающего счет финансирования (ссудный счет) данной стройки,  и условия его возможного участия  в инвестиционном процессе;

-система  взаимных санкций за несоблюдение  условий контракта победителем  конкурса, а также иных взаимных  обязательств;

-выпуск закладной  на имущество негосударственного  инвестора в объеме государственного  финансирования проекта и передача  ее государственному заказчику  до подписания контракта;

-безусловный  переход в государственную собственность активов негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта в случае инициирования процедуры банкротства в отношении этого инвестора в установленном законом порядке, а также порядок расторжения контракта и последующего регулирования взаимоотношений сторон.

 

3.2 Получение государством ценных  бумаг

 

Необходимо  отметить и такую форму прямого  вмешательства государства в  экономические процессы, как получение государством ценных бумаг (в том числе, контрольного пакета акций) предприятий - несостоятельных должников. Имеется в виду то, что предприятия, имеющие хроническую задолженность перед бюджетом по налоговым платежам, могут погасить эту задолженность, не инициируя процедуры банкротства. Эта процедура получила название реструктуризации задолженности:

 

Выпуск ценных бумаг в обеспечение  погашения основного долга

Заключение с налоговым органом  договора об отсрочке уплаты налогов

Предприятие в месячный срок после  регистрации проспекта эмиссии  ценных бумаг, выпускаемых в обеспечение  погашения задолженности по платежам, обязана заключить с налоговым  органом договор, предусматривающий  порядок внесения платежей в федеральный  бюджет, и передать уполномоченному  органу ценные бумаги, обеспечивающие погашение основного долга. Ценные бумаги находятся у уполномоченного  органа до момента исполнения договора о реструктуризации основного долга. Договор о реструктуризации с  налоговым органом вступает в  силу со дня передачи ценных бумаг уполномоченному органу

Договор о внесении суммы отсроченных  платежей по штрафам и пеням единовременно  до истечения 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации организацией, осуществляющей реструктуризацию задолженности  по уплате штрафов и пеней, начисленных  на основной долг


 

Хотя с  момента вступления в силу договора о реструктуризации налоговые органы прекращают начисление пеней по основному  долгу, право эмиссии ценных бумаг  предоставляется предприятиям, полностью  осуществляющим текущие платежи  в федеральный бюджет. Государство  может - в случае неисполнении условий  договора о реструктуризации - продать  ценные бумаги.

Выпуск ценных бумаг может быть осуществлен  в форме акций или облигаций. Количество акций, передаваемых уполномоченному  органу в обеспечение погашения  основного долга, должно обеспечивать не менее 50 процентов голосов плюс 1 голос на собрании акционеров акционерного общества, осуществляющего реструктуризацию основного долга. Ценные бумаги, принимаемые  уполномоченным органом, могут быть специально эмитированы организацией для реструктуризации основного  долга, а также могут быть предоставлены  владельцами этих ценных бумаг. Договор о реструктуризации, заключаемый организацией и налоговым органом на срок до 5 лет, должен предусматривать в обязательном порядке уплату текущих налоговых платежей, а также внесение организацией ежемесячно равными долями суммы основного долга с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей в соответствии с действующим законодательством по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.13

Выпуск облигаций  должен быть обеспечен залогом имущества  эмитента либо обязательствами третьих  лиц на сумму эмиссии облигаций. Оценка имущества, вносимого в залог  в качестве обеспечения эмиссии, осуществляется независимым оценщиком  в порядке, определяемом Федеральным  управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном  комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Организации, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), права на выпуск облигаций  в обеспечение погашения основного  долга не имеют.

Указанная выше возможность для предприятия  поправить свои текущие дела путем  откладывания неприятной обязанности  уплатить налоги, подчеркивает, однако, крайнюю потребность в развитии и совершенствования механизма  управления оборотным капиталом  предприятия. Об этом речь пойдет в  следующих лекциях.

 

3.3 Создание конкуренции

 

Одной из функций  государства является создание здоровой конкуренции на рынке с тем, чтобы  не происходило потерь из-за излишней монополизации. Для этих целей государством принимаются многочисленные нормы  и правила, которые предписывают хозяйствующим субъектам либо обращаться за предварительным разрешением, либо уведомлять антимонопольные органы о приобретении определенной доли влияния  на каком-либо рынке. Так, в соответствии с законодательством, за деятельностью (созданием, реорганизацией и т.д.) предприятий  осуществляется государственный контроль.14

На этапе  планирования деятельности предприятия  необходимо уделить внимание следующему обстоятельству: в определенных случаях  возможно принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Дело в том, что в  случае, когда предприятие, занимает доминирующее положение и совершило  два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный  орган вправе принять решение  о его принудительном разделении или выделении из его состава  одного или нескольких предприятий  на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Для этого в отношении предприятия  необходимо соблюдение всех следующих  условий:

1. возможности  организационного и территориального  обособления его структурных  подразделений;

2. отсутствия  между его структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи  (в частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции  (работ, услуг) его структурного  подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой  этим структурным подразделением  продукции (работ, услуг);

3. возможности  юридических лиц в результате  реорганизации самостоятельно работать  на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником  или органом, уполномоченным им, с  учетом требований, предусмотренных  в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может  быть менее шести месяцев.

 

3.4 Бюджетная и кредитная политика  государства

 

Государственный бюджет - это роспись денежных доходов  и расходов государства на определенный период (обычно 1 год), утвержденная в  законодательном порядке. Доходы госбюджета: налоги; поступления от внешнеэкономической  деятельности; поступления средств  от приватизации имущества предприятий; централизация части амортизационных  отчислений; поступления средств  от продажи военного имущества; сборы  и другие налоговые доходы.15

Расходы госбюджета: народное хозяйство; финансирование науки, культуры, здравоохранения; социальная защита населения; финансирование мероприятий  государственного регулирования цен; внешнеэкономическая деятельность; финансирование обороны; содержание органов  власти; субвенции местных бюджетам и т.д.

В системе  бюджетного планирования важно решить проблему дефицита госбюджета за счет увеличения доходов и уменьшения расходов. С целью снижения бюджетного дефицита необходимо изыскивать не эмиссионные  средства, например, выпуск государственных  ценных бумаг - облигационных займов и казначейских обязательств.

Развитие  рыночных отношений возможно при  условии наличия активно действующей  денежно-кредитной системы.16

Денежная  система - это установленная государством форма организации денежного  обращения.

Государство определяет денежную единицу страны, виды денежных знаков в обращении  и порядок их эмиссии, формы безналичного платежного обращения, масштаб цен, курс национальной валюты по отношению к иностранным.

Кредитная система  отображает совокупность кредитных  отношений.

Кредитными  называются отношения, складывающиеся по поводу мобилизации временно свободных  денежных средств предприятий (организаций), бюджета, населения.

Принципы  кредитования: срочность, возвратность, целевой характер, платность, обеспеченность займов, кредитоспособность заемщика, равноправие сторон в кредитных  отношениях.

В зависимости  от субъектов кредитных отношений  различают банковский, государственный, международный, потребительский, внутрихозяйственный  кредит. В зависимости от сроков пользования кредитными средствами, кредиты могут быть краткосрочными (1 год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (более 3-х лет).

Эффективность денежно-кредитной системы зависит  от осуществляемой в стране кредитной  политики - системы мер центрального (национального) банка государства  для регулирования денежного  обращения и достижения экономических  и социальных целей. Основными ее направлениями является политика кредитной рестрикции (уменьшение кредитования) и экспансии (расширение кредитования). К важным элементам кредитной политики относятся: изменение банковского (депозитного) процента, регулирование нормы обязательного резерва коммерческих банков в Центральном банке Российской Федерации и т.п.

Совершенствование кредитной системы предусматривает: введение в действие государственного контроля за целевым использованием кредитных ресурсов на выполнение народнохозяйственных программ, отработку системы управления кредитными ресурсами коммерческих банков, созданных за счет средств государственного сектора, внедрение валютного регулирования, создание системы инвестиционных и инновационных банков.

Косвенное вмешательство  государства в деятельность предприятий  заключается в создании системы  регуляторов, которые опосредованно  влияют на экономическое состояние  хозяйствующих субъектов.17 Так, к примеру, предприятию «А» необходим кредит для пополнения оборотных средств. Предприятие готово заплатить за кредит десятую часть стоимости самого кредита, причем дороже оно кредит брать не будет, так в таком случае легче будет пополнить средства путем увеличения размера уставного капитала (стоимость обслуживания собственного капитала обычно выше, чем стоимость обслуживания капитала заемного). Однако государство в данный момент желает немного задержать расширение денежной массы, т.к. борется с растущей инфляцией. Для этого ставка рефинансирования ЦБ повышается, что приводит к общему удорожанию кредита в стране (политика "дорогих денег"). При желании поддержать развитие бизнеса, даже при допущении такого последствия как рост инфляции, проводится обратная политика - "дешевых денег".

Конечно, механизм экономических взаимосвязей не всегда настолько прост и прямолинеен, однако приведенный пример отражает главное - логику функционирования этого  механизма.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций