Формы хозяйствования и развития предприятий в аптечной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:06, реферат

Краткое описание

Украина — развивающийся фарм-рынок, с момента обретения независимости движущийся по тернистому пути становления. Сегодня о насыщении отечественного аптечного рынка говорить не приходится, так как несмотря на динамичность его развития насущная потребность населения в лекарствах стремительно повышается, что обусловлено старением нации в условиях демографического кризиса, ускорением ритма жизни, состоянием окружающей среды, распространением хронических заболеваний. Причем если вплоть до 2010 г. общее количество розничных торговых точек неуклонно увеличивалось, то в минувшем году наметилась тенденция к их сокращению ввиду значимого закрытия аптечных киосков.

Оглавление

Классификация и виды деятельности аптеки
Функции аптеки.
Рациональное размещение аптеки
Условия функционирования аптеки :
Создание аптеки и ее имущества
Лицензирование розничной реализации лекарственных препаратов
Понятие о торговом патенте аптеки.
Основными задачами службы фармацевтического маркетинга

Файлы: 1 файл

Формы хозяйствования и развития предприятий в аптечной службе.docx

— 101.65 Кб (Скачать)

Стимулирующее местонахождение определяется как нахождение аптеки внутри большого торгового центра.

Тип торговой зоны. Торговой зоной будет считаться часть территории, откуда аптека будет получать своих клиентов. Торговые зоны делятся на первичные и вторичные. Первичная торговая зона – это зона, где проживает 50% постоянных клиентов аптеки (1.7 км радиус), вторичная - где проживает 90% постоянных покупателей (4.2 км).

Экономические показатели: при оценке земельного участка под аптеку – это оценка рентабельности аптеки в данном месте. Для этого с помощью разных методов прогнозирования рассчитывают приблизительный товарооборот и оценивают полученную величину с точки зрения прибыльности.

Условия функционирования аптеки.

 

Создается и ликвидируется аптека в соответствии с Законами Украины "О предпринимательстве", "О  предприятиях в Украине", и др. Аптека имеет статус юридического лица.

Юридическое лицо - предприятия, организации с характерными признаками, установленными законодательством:

    • независимость существования юридического лица от отдельных членов, которые входят в его состав и могут меняться;
    • наличие у него собственного имущества;
    • право покупать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
    • право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде;
    • самостоятельная имущественная ответственность.

Аптека (юридическое лицо) имеет  самостоятельный баланс, отдельный  расчетный счет в банке, в т.ч. валютный, печать, штамп со своим  названием. Аптека имеет право принимать  участие в ассоциациях, концернах, внешнеэкономической деятельности, то есть проводить экспортно-импортные  операции; заключать соглашения, открывать  аптечные пункты, киоски.

Имущество аптеки состоит из основных и оборотных средств, которые  отображаются в самостоятельном  балансе. Источником формирования имущества  являются - денежные и материальные взносы основателей, прибыли, полученные от коммерческой и хозяйственной  деятельности, кредиты банковских учреждений (занимаемые), добродетельные и спонсорские  взносы юридических и физических лиц.

Имуществом аптеки распоряжается  заведующий согласно предоставленных  ему собственником полномочий.

Лицензирование розничной  реализации лекарственных препаратов.

Розничная реализация ЛС подлежит лицензированию. Лицензирование розничной реализации ЛС является средством контроля государства  за соблюдением лицензиатом требований законодательства к фармацевтической деятельности. Прием документов на получение лицензии, выдача, переоформление и аннулирование лицензий, а также  контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных условий проводится Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Для получения лицензии на право  розничной реализации ЛС в Государственную  службу лекарственных средств и  изделий медицинского назначения (в  лицензионную палату) необходимо подать следующие документы;

1. Учредительные документы (Устав аптеки).

2. Удостоверение субъекта предпринимательской деятельности (Справка ЄДРПО).

3. Свидетельство органов статистики о внесение предприятия в единый реестр.

4. Документ (договор) о владении помещением аптеки.

5. Вывод санитарно-эпидемиологической службы относительно помещения и оснащение (Дополнение № 4 к приказу МОЗ Украины № 333).

6. Договор с контрольно-аналитической лабораторией.

7. Договора с принятыми на работу специалистами.

8. Заключение пожарной инспекции. 

 

Понятие о  торговом патенте аптеки.

Осуществление торговли лекарственными средствами, соответственно Закону «О патентовании», независимо от наличия  лицензии, также требует приобретения торгового патента.

Рядом с этим Законом о патентовании предусмотрена возможность приобретения льготного торгового патента субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю товарами, указанными в ст. 3 этого Закона. К перечню таких товаров, в частности включаются:

- готовые  лекарственные средства (лекарственные  препараты, лекарства, медикаменты,  предметы ухода за больными, перевязочные  материалы и прочая медицинская  принадлежность);

- витамины  для населения;

- ветеринарные  препараты;

- туалетная  бумага, зубные пасты и порошки,  косметические салфетки;

- детские  пеленки, тампоны, другие виды  санитарно-гигиенических изделий  из целлюлозы или ее заменителей;

- термометры, индивидуальные диагностические  приборы.

Продажа вышеуказанных товаров  по льготному патенту осуществляется независимо от страны происхождения  этих товаров.

В льготном торговом патенте обязательно  приводится полный перечень товаров, предусмотренных  для реализации. Следует учитывать, что в том случае, если в ассортименте реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, изделий  санитарии и гигиены будут  иметься и другие товары, не включенные к вышеупомянутому перечню, то субъект  предпринимательской деятельности теряет право на приобретение льготного  торгового патента. В таком случае ему необходимо приобрести торговый патент на общих основаниях соответственно пунктам 4 и 5 ст. 3 Закона о патентовании.

При приобретении льготного торгового  патента соответственно Положению  об изготовлении, хранению и реализации торговых патентов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077( далее - Положения № 1077), аптечное учреждение вносит одноразовую плату в размере 25 гривен за весь срок действия патента - 12 месяцев. Льготные торговые патенты приобретаются в установленном порядке в органах государственной налоговой службы по месту осуществления торговой деятельности (местонахождению пункта продажи товаров). Их необходимо приобретать для каждой торговой точки отдельно. Основанием для приобретения льготного торгового патента является заявление по установленной форме (приложение к Положению № 1077).

 

 

 

В сфере фармацевтической деятельности большинство руководителей  осознало необходимость создания специализированных отделов, выполняющих функции сбора, обработки и анализа коммерческой информации — как внутренней, так  и внешней. Такими отделами должны стать  службы маркетинга.

Службы маркетинга фармацевтических предприятий формируются для  выработки стратегии и тактики  поведения предприятия на рынках товаров и услуг. Целью их функционирования является обеспечение выживаемости фармацевтических предприятий различных форм собственности, основанной на совершенствовании производства и реализации продукции, удовлетворении потребностей и запросов потребителей.

Работа фармацевтических предприятий ориентирована на концепцию  социально-этичного маркетинга, главным  условием которой является не только обеспечение долговременного благополучия самого предприятия, но и общества в  целом. Маркетинг в фармации представляет собой не столько функцию бизнеса, сколько широкий взгляд на всю  сферу производства лекарств и их реализацию.

Маркетинговые исследования базируются на глубоком и разностороннем изучении потребностей фактических  и потенциальных потребителей лекарственных  препаратов, на анализе состояния  их производства и предложения, уровня и динамики цен, а также других факторов, которые указывают на развитие фармацевтического рынка.

Маркетинговая служба имеет  важное значение в реализации концепции маркетинга. Маркетинговые структуры большей частью зависят от размеров и вида деятельности предприятия, специфики продукции, а также от общей структуры управления предприятием.

Обобщение и анализ существующих методических подходов к решению проблем маркетинга на предприятиях свидетельствует о том, что конкретный вариант организационной структуры службы маркетинга определяется руководителями предприятия с учетом типовых подходов.

Самой распространенной схемой является функциональная организация  службы маркетинга. Она характерна для фармацевтических предприятий, имеющих небольшое количество рынков и товаров. В организации функциональных маркетинговых подразделений каждый отдел или сектор разрабатывает  и осуществляет одну или ряд определенных функций: изучение рынка; планирование товара и формирование ассортимента, реклама, формирование каналов товародвижения (выбор поставщиков, покупателей, анализ эффективности каналов товародвижения), послепродажное обслуживание.

Организация по функциональному принципу возможна при единообразии условий поставки различных видов продукции, выпускаемой  предприятием, и ее реализации в  различных регионах. Такую структуру  имеют маркетинговые службы небольших  фабрик и заводов, работающих с узким  товарным ассортиментом, на незначительном числе национальных рынков, отличающихся определенной однородностью и незначительной величиной емкости.

Для фармацевтических предприятий, выпускающих многоассортиментную продукцию с различной технологией производства и специализирующихся на небольшом числе сбытовых рынков относительно однородного характера, более приемлема организация маркетинговых служб по товару, например по фармакологическим группам лекарственных препаратов или товарным группам.

При этом сотрудник или группа занимается только «своим» товаром, выполняя все  функции маркетинга.

Для фармацевтических предприятий региональной ориентации сбытовой деятельности, работающих на немногочисленных, неоднородных, с  четко очерченными границами  рынках, характерна организация маркетинговых  служб по регионам. В этом случае приоритет отдается профессиональному  знанию местных особенностей, традиций, образа жизни, запросов жителей данного  региона с учетом демографии, культуры. Региональная структура дает преимущества предприятиям, осуществляющим широкую  сбытовую и производственную деятельность за рубежом.

В условиях дифференцированного рынка, в зависимости  от специфики конкретных его сегментов  и особенностей, потребностей различных  групп покупателей, особое значение имеет сегментная организационная  структура. Она дает возможность  ориентировать всю деятельность фармацевтического предприятия  на конечных потребителей и на этой основе осуществлять для каждой из групп индивидуальную, специализированную, комплексную рыночную политику по всему  процессу воспроизводства.

Такая структура  в наибольшей степени соответствует  требованиям и принципам концепции  маркетинга, поскольку нацелена на индивидуальное обслуживание и удовлетворение требований, предъявляемых к товару конкретной группой потребителей, т. е. принципу углубленного сегментирования  работы на рынке. Она позволяет получать достоверную и полную информацию по рыночной нише, обеспечивать возможность  выбора наиболее эффективных каналов  сбыта и методов его стимулирования для каждого сегмента.

На рис. 1 представлены различные виды и  структуры маркетинговых служб  предприятий.

 
Рис. 1. Виды организации маркетинговых  служб предприятий

 

Эффективной работе служб маркетинга способствуют использование автоматизированной обработки информации, создание банков данных и моделей.

В отдельных  областях при структурах управления аптечной сетью созданы службы маркетинга вследствие объединения отделов (секторов) торговли и снабжения, цен, информации и АСУ.

На предприятиях фармацевтического профиля, как  правило, базой создания службы маркетинга является отдел сбыта. Наиболее приемлемая организационная структура службы маркетинга приведена на рис. 2.

В процессе организации служб фармацевтического  маркетинга выделяют следующие основные этапы:

  • определение первоочередных целей и задач службы фармацевтического маркетинга на данном предприятии;
  • разработка Положения о службе маркетинга на предприятии;
  • обоснование организационной структуры;
  • создание службы (группы, отдела, координационного совета и т. д.) маркетинга;
  • определение задач отдельных подразделений и функционально-должностных обязанностей работников службы маркетинга.

Общая цель службы фармацевтического маркетинга состоит в оптимизации процессов  разработки, производства и реализации лекарственных средств в соответствии с запросами потребителей.

 
Рис. 2. Организационная структура  службы маркетинга на предприятиях оптовой  торговли

 

Основными задачами службы фармацевтического  маркетинга являются:

 

  • сегментация рынка;
  • сбор информации о рынке, структуре, динамике его изменений;
  • прогнозирование состояния рынка, динамики его изменений;
  • анализ конкурентной ситуации и выработка мероприятий по повышению конкурентоспособности разработок фармацевтического предприятия (объединения) с целью расширения внутреннего рынка и возможностей экспорта;
  • организация подготовки и рассылки потенциальным заказчикам информационных материалов (рекламных проспектов) по разработкам фармацевтического предприятия (объединения) и результатам НИОКР;
  • участие в работах по организации внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными партнерами через внешнеэкономические организации, совместные фармацевтические предприятия и ассоциации;
  • разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинга по каждому виду медицинской продукции, фармакотерапевтической группе лекарственных средств;
  • формирование спроса и стимулирование сбыта товаров аптечного ассортимента (ФОССТИС).

Информация о работе Формы хозяйствования и развития предприятий в аптечной службе