Ценообразование на примере ОАО «Электроагрегат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретического и практического опыта ценообразования, анализ и изучение проводимых мероприятий ценообразования на предприятии ОАО «Электроагрегат»
Изучены теоретические аспекты формирования и управления ценообразованием, проанализированы процессы ценообразования в целях увеличения прибыли, предложены альтернативные варианты ценообразования, Исследования, проведенные в ходе работы, были направлены на то, чтобы заставить предприятие пересмотреть свою ценовую политику и добиться большей пользы в результате новых методов ценообразования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……5
1 Принципы рыночного ценообразования………………………………….…..7
1.1 Понятие, виды цен и их классификация…………………………………..7
1.2 Ценовая политика и процесс ценообразования на предприятии………12
1.3 Методы ценообразования на продукцию предприятия………………...17
2 Совершенствование процесса установления цен на продукцию
на предприятии ОАО «Электроагрегат”……………………………………….24
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Электроагрегат»..24
2.2Оценка издержек производства, обоснование и выбор
рационального метода ценообразования …………………………………….30
2.3. Оценка экономической эффективности принятия управленческого решения в области ценообразования…………………………………………40
Заключение …………………………………………………………………… ..44
Приложение А Список используемой литературы…………………………....47
Приложение Б Ценовая политика фирмы……………………………………48
Приложение В Динамика затрат, произведенных организацией
за 2004-2006 гг…………………………………………………………………..49
Приложение Г Нормативная калькуляция на июнь 2006 г…………………..5

Файлы: 1 файл

Маркетинг(курсач).doc

— 459.50 Кб (Скачать)

    - тарифы на коммунальные и бытовые  услуги, оказываемые населению;

    цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены) [27, c.363].

      Зайцев  Н.Л.  в зависимости от характера  обслуживаемого оборота различает  три основные вида цен на промышленную продукцию.

      Оптовая цена предприятия – это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат и получение прибыли. Оптовая цена предприятия играет важную роль в хозяйственной деятельности промышленного предприятия, т.к. обеспечивает ему возмещение текущих издержек производства и получение нормативной чистой прибыли.                             

           Государственная розничная  цена является конечной ценой, по которой  товары народного потребления и  некоторые орудия и предметы труда  реализуются через торговую сеть. Она представляет оптовую цену промышленности плюс величина издержек торговых организаций и размер плановой прибыли. Она отражает процесс нарастания общественно необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товаров:                  

     В зависимости от сферы регулирования  различают:

    - свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

    - договорно-контрактные цены, устанавливаемые  по соглашению сторон;

    - цены в условиях частичной  или полной монополизации рынка,  которые вынуждают одну или  обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

    - регулируемые цены - цены, устанавливаемые  под контролем государств или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок [21, c.271].

    В зависимости  от территории действия различают:

    - цены, единые по стране или  поясные;

    - цены региональные (зональные, местные).

     Единые, или поясные, цены могут устанавливаться  только на базовые виды продукции, на которые цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, квартплата, драгоценные металлы и сплавы и др.).

     Региональные  цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются  предприятиями, органами ценообразования региональных органов власти и управления (цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг). [26, c.221].

       По способу установления фиксации  выделяют:

    - свободные цены устанавливаются  производителями продукции на  основе спроса и предложения;

    - регулируемые цены: предельные, цены  выше которых предприятия не могут устанавливать оплату своей продукции и услуг, фиксированные цены;

    -  контрактные;

    - трансфертные применяются при  реализации продукции между подразделениями  одной фирмы;

    - биржевые, устанавливаются на товары, реализованные посредством биржевой торговли;

    - цены торгов [30, c.11].

     По  способу получения информации об уровне цены:

    - справочные – используются в  качестве ориентировочной информации  при установлении цен на аналогичную  продукцию, при анализе уровня  цен;

    - прейскурантные – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;

    - расчетные – применяются в  договорах контрактах на нестандартное  оборудование, производимое по индивидуальным  заказам [7, c.81].

     По  времени действия цены подразделяются на:

    - твердые, которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

    - текущие, меняющиеся в рамках  одного контракта;

    - сезонные, действующие в пределах  определенного периода времени;

    - скользящие, устанавливаемые на  изделия с длительным сроком  изготовления [29, c.38].

    С учетом фактора времени:

    - постоянная цена – цена, срок  действия которой заранее не  определен;

    - сезонная цена-вид розничных или  оптовых цен носящих сезонный  характер;

    - ступенчатая – ряд последовательно  снижающихся цен в заранее  обусловленные моменты времени по определенной шкале [7, c.81].

     В зависимости от метода включения  транспортных расходов в цену товара выделяют:

      - цену “франко-станция (пристань) отправления”– в оптовую цену  включаются расходы по доставке  продукции до станции назначения;

      - цену “франко-склад поставщика” – все расходы по доставке продукции несет покупатель;

      - цену “франко-склад потребителя”  – все доходы по транспортировке  оплачивает поставщик [17, c.48].

     При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единой методологией формирования затрат на производство, а также взаимосвязью всех элементов рыночного механизма. 
 
 
 

    1.2  Ценовая политика  и процесс ценообразования  на предприятии 

      В условиях  рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка [8, c.277].

      Значимость  цены для  предприятия состоит прежде всего в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая политика должна быть хорошо продумана и обоснована. Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, фирма должна четко представлять цели, которые она достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Причем достижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В то же время тот или иной уровень цены может по-разному воздействовать на достижение тех или иных результатов, например на величину прибыли, оборота, на долю участия в рынке. Только в экстремальных случаях преобладает какая-то одна цель предпринимательской деятельности. В обычной хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение большого количества целей [18, c.50].

      Суть  целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование цен, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т. д.) увязываются в единую интегрированную систему [26, c.54].

      Ценообразование представляет собой сложный и  многоэтапный процесс, который можно представить следующими основными этапами рис 1.[29, c. 47]. 

      
 
 
 

                     Рис. 1-  Процесс  ценообразования 

Выбор цели

      Начиная процесс ценообразования, предприниматель  должен прежде всего определить, каких целей он желает достичь, продавая свой товар. Часто оказывается, что стратегических целей у предприятия несколько, и они достижимы в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Следует выработать навыки умения распознавать и с помощью ценовой политики реализовывать оптимальное соотношение возможно большего количества целей. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (или выживаемости), максимизация прибыли, сохранение стабильного положения на рынке Приложение Б.

      Обеспечение сбыта — главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирмы выбирают в тех случаях, когда, во-первых, ценовой спрос потребителей эластичен (Э>1); во-вторых, фирма желает добиться максимального роста сбыта и увеличения общей прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара; в-третьих, фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта; в-четвертых, если низкие цены отталкивают конкурентов; в-пятых, когда существует большой рынок потребления.

      Для достижения поставленной цели используются заниженные цены — цены проникновения; они предназначены для захвата  большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта [19, c.381].

      Цель, основанная на максимизации прибыли, заключается  в том, что многие фирмы хотят  установить на свой товар такую цену, которая обеспечила бы максимум прибыли. Для реализации этой цели необходимо определить предварительный спрос и предварительные издержки по каждой цене (ценовой альтернативе). Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в перспективе максимальную прибыль. При этом предполагается, что заранее известны спрос и издержки производства, хотя в действительности их определить очень трудно [30, c.263].

Определение спроса на товары

        Спрос является важнейшей категорией  рыночной экономики. В конечном  счете, он определяет цену на  рынке товаров, распределяет сырье  и готовую продукцию. Спрос  – это количество товара, который потребители готовы и желают приобрести по данной цене, на данном рынке в течение данного периода при прочих равных условиях [2, c.6].

      Цена, назначаемая компанией, вызывает соответствующий  спрос. Обычно, цена и спрос находятся  в обратной зависимости: чем выше цена, – тем ниже спрос. Другими словами, покупатели, бюджет которых ограничен,  покупают меньше какого-либо товара, если цена на него слишком высока.  Большинство компаний пытаются построить кривую спроса, оценивая спрос на товар при различных ценах. Характер кривой спроса определяется типом рынка. При монопольном рынке кривая спроса отражает общий спрос рынка при различных ценах. Если компания сталкивается с конкуренцией, то спрос при различных ценах будет зависеть от того, остаются ли цены конкурентов постоянными, или же изменяются вместе с ценами компании. При изучении зависимости цена – спрос нужно избегать изменения других факторов, влияющих на спрос. Нужно также знать степень ценовой эластичности спроса, т.е. насколько чувствителен спрос к изменению цены. Если спрос практически не изменяется при изменении цены, то спрос неэластичный. Если же спрос при этой операции существенно изменяется, то спрос эластичный. Покупатели менее чувствительны к цене, если приобретаемый товар отличается уникальными особенностями и высоким качеством, престижностью, исключительными свойствами. Они также менее чувствительны к цене, когда трудно найти товары-заменители, или когда те не сравнимы по качеству с данным, а также когда общие расходы на товар мало отражаются на их бюджете или когда их затраты разделяются с другой стороной [12, c.319].

Оценка  издержек производства

     При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноименную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Последняя в силу различий между предприятиями в фондовооруженности, фондоемкости, технического строения капитала отлична для каждой группы товаров, для каждой отрасли.

Информация о работе Ценообразование на примере ОАО «Электроагрегат»