Ассортиментная политика в розничной торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы содержится в надобности оценки отдачи рекламной деятельности на предприятии, поэтому рекламная деятельность и ее итог напрямую связана с сбытом продукции и заработком компании. Рекламные издержки имеют все шансы быть достаточно большими, потому нужно отчетливо просчитывать и знать какой результат для компании принесут конкретные рекламные мероприятия.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы ассортиментной политики в розничной организации…………………………………………………………………………………...5
1.1.Понятие, показатели ассортимента……………………………………………………...5
1.2. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации………………………………………………………………………………….11
1.3. Управление ассортиментом…………………………………………………………....15

2. Анализ условий и особенности маркетинговой деятельности предприятий ………23
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Пять+» ………………………….....23
2.2 Анализ микрорынка торгового предприятия........................................................27
2.3 Анализ политик, составляющих комплекс маркетинга супермаркета
«Пять +»………………………………………………………………………………..31
2.4 Анализ системы мерчендайзинга торгового предприятия......................................34

3. Совершенствование ассортимента торгового предприятия…………………………...44
3.1. Формирования ассортимента в супермаркете ООО «Пять +»……………………....44
3.2. Пути совершенствования ассортимента в супермаркете
ООО «Пять +»…………………………………………………………………………….....44

Заключение……………………………………………………………………………....46
Список использованных источников………………………………………………....47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КУРСОВАЯ ГПДШПШП.docx

— 5.25 Мб (Скачать)
  • формирование ассортимента;
  • приемка товаров;
  • обеспечение хранения;
  • предпродажная подготовка;
  • выкладка товаров;
  • предложение товаров покупателю;
  • расчет с покупателем;
  • отпуск товара.

В супермаркете осуществляют дополнительные послереализационные (послепродажные) торговые услуги:

  • гарантированное хранение купленных товаров (кабинки для хранения сумок);
  • монтаж и наладка сложных технических товаров;
  • работа с жалобами и претензиями и пр.

В супермаркете также установлен платежный  терминал, банкомат ОАО «Росбанк». Перед супермаркетом имеется специальная стоянка для автомобилей, территория вокруг супермаркета выложена брусчаткой.

В структуре информационного обеспечения  торгового предприятия можно  выделить следующие составляющие:

1. Информационное обеспечение для  поддержки бизнес процессов торгового  зала, автоматизации кассы и контрольно-кассовой  техники – фронт-офисное информационное  обеспечение (front-office) – этот модуль является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим взаимодействие торгового предприятия с покупателем.

Это программные решения, автоматизирующие работу продавца, консультанта, кассира  в торговом зале, и аппаратные решения  – устройства печати чеков, информационные киоски, электронные весы, информационные тележки, POS-терминалы, считыватели штрих-кода и RFID-меток, терминалы сбора данных, мобильные решения и т.д.

Функции:

  • проведение кассовых операций (регистрация продаж и возвратов товара, прием платежей);
  • управление кассовым торговым оборудованием;
  • дисконтная система магазина;
  • контроль за действиями персонала магазина при продажах;
  • контроль за действиями клиентов магазина;
  • дополнительные функции (этикетирование товаров, информационные киоски, антикражные ворота и т.п.);

В состав Front-office входят рабочие места  кассиров, построенные на базе кассовых POS-терминалов с подключёнными к  ним сканерами штрих-кодов. Помимо кассового оборудования в торговом зале установлены фасовочные или торговые весы с печатью этикетки, в которые хранится ассортимент весового товара с наименованием, штрих-кодом и ценой товара.

Важным элементом торговой политики магазина является дисконтная система -совокупность правил и условий, по которым покупателям, в т.ч. и постоянным предоставляется дисконт: скидка, товар или услуга.

Функциями дисконтной системы являются привлечение и удержание покупателей, а также получение информации о покупателе. Во Front-office уже встроена собственная система дисконтирования, позволяющая производить начисление произвольных, фиксированных и автоматических скидок и надбавок. В качестве факторов начисления выступают:

      • временные параметры (дата, время, день недели);
      • характеристики продажи (количество, сумма чека или позиции);
      • характеристики клиента (карта клиента).

2. Информационное обеспечение товародвижения  и логистических операций, обеспечивающих  эффективное снабжение магазинов  товарами, товародвижение и учет ведется с помощью программы «1с 8.2 Торговля и управление»

Всего в магазине работает 35 человек, в том числе торгового персонала  – 24 человек.

Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно анализировать  по различным экономическим показателям. К ним в частности относятся  показатели использования основных средств, материальных ресурсов, трудовых ресурсов; показатели себестоимости  продукции и объема продаж; показатели деловой активности предприятия; показатели платежеспособности организации. Но, поскольку  основными показатели деятельности любого коммерческого предприятия  являются, в первую очередь, его прибыль  и рентабельность, то анализ экономических  показателей супермаркета «Пять +» будет проведен с точки зрения показателей прибыли и рентабельности. 

Режим работы супермаркета  «Пять +» представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Режим работы

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

08:00 - 23:00

08:00 - 23:00

08:00 - 23:00

08:00 - 23:00

08:00 - 23:00

08:00 - 23:00

08:00 - 23:00


«Пять +» использует форму обслуживания - самообслуживания.  Данная форма выбрана, так как она наиболее удобна и привлекательна как для покупателей, так и для супермаркета. Покупатель имеет свободный доступ к товару и видит, что он покупает, покупка осуществляется быстрее благодаря тому, что нет необходимости стоят в очереди к продавцу.  Данная форма также позволяет снизить торговые издержки и устанавливать более низкие цены, что очень привлекательно для покупателей и для владельцев супермаркета, так как за счет увеличения количества посетителей магазина увеличиться и прибыль предприятия.

 

2.2 Анализ микрорынка торгового  предприятия

 

В г.Уссурийске, этот магазин второй, представленный сетью супермаркетов  «5+», площадь которого составляет 2742 м2.

Cупермаркет, расположен в центральном  районе города, между улицами  Советская и Фрунзе. Основные  подъезды осуществляются по ул.Фрунзе. Супермаркет расположен: в здании  имеющий статус «Памятник культурного  наследия».

В торговом зале представлены для  реализации: продовольственне товары следующего ассортимента: гастрономической продукции, сыра, молочной продукции, бакалейно-кондитерских товаров, напитков, в том числе  вино-водочной продукции, замороженных рыбных и мясных полуфабрикатов, замороженных овощей и полуфабрикатов высокой  степени готовности, мясных деликатесов, детского питания, консервов, фруктов  и овощей, готовых салатов и  горячих вторых блюд. Всегда в наличии  живая и охлажденная рыба.

Централизованная программы лояльности в сети «5+» – каждому покупателю, сделавшему покупку на сумму свыше 3000 руб. в подарок дисконтная карта  с 3% скидкой, на сумму свыше 10000руб. –  дисконтная карта 5%. При магазине работает служба доставки в любой район  города.

 

Режим работы супермаркета с понедельника по воскресенье с 8 до 23.00 без выходных.

 

Средний товарный чек, составляет 450 - 700 рублей.

Посещаемость  супермаркета 2-3 раза в неделю.

 

 

 

В первой зоне находятся 2 магазина придомового типа, площадь которых около 300 кв.м, ассортимент примерно 1-2 тыс. товарных позиций,

Первая зона включает в себя  8 домов (272 квартиры) из них:

1 дом –  12 этажей, 4 подъезда, по 4 квартиры (192)

7 дома –  5 этажей, 4 подъездов, по 4 квартиры (80)

Среднестатистическая  семья в городе Уссурийске состоит  из 3, 74 чел., рассчитываем количество людей, проживающих в первой зоне:

(1*12*4*4) + (7*5*4*4)*3,74= 192+560*3,74= 2812 человек 

Следовательно, в первой зоне проживает 2812 (100 %). Из них около 15 % ходят покупать товары у конкурентов, т.е. возможная доля рынка составляет 85% (2391 чел.) из 100% ( 2812  чел).

Реальная  доля рынка составляет 83%.

Из 12 % населения  моложе трудоспособного возраста до 16 лет, в супермаркет придет 5 %, т.к. покупки в магазине совершают  подростки старше 12 лет.

Из 65 % трудоспособного  населения от16 до 60 лет в супермаркет  придет около 57%, т.к. в «Пять Плюс»  большой ассортимент продукции, приемлемые цены и близкое расположение к дому.

Из 20 % населения  старше трудоспособного 21 %, скорее всего, придут в супермаркет, т.к. в основном это пенсионеры, преимущественно  не выбирающиеся в город.

Из первой зоны в супермаркет ООО «Пять  Плюс»  придут 83 % т возможной доли рынка, а именно 2334 человек.

 

Во второй зоне ( 5-10 минут ходьбы), находятся еще жилые дома, следовательно количество потенциальных покупателей увеличивается. Во второй зоне, находится 1 магазин придомового типа (200 кв.м) и магазин прилавочного типа (100 кв.м). Ассортимент менее 3 тыс. товарных позиций.

Вторая зона включает в себя 16 домов (1096 квартир), из них:

11 домов –  5 этажей, 4 подъездов, 4 квартиры (880)

4 дома –  3 этажей, 2 подъезд, 3 квартир (72)

1 дом –  9 этажей, 4 подъездов, 4 квартиры (144)

Используя эти  данные можно рассчитать, сколько  людей проживает во второй зоне:

(11*5*4*4)+(4*3*2*3)+(1*9*4*4)*3,74 =1096*3,74=4099 человека

Во второй зоне живут 4099 человека, из которых 30% покупают товар в других торговых точках, поэтому предполагаемая доля рынка  составляет 60%, т.е. 2459 возможно придут в ООО «Пять Плюс».

Из 60% реальная доля рынка составляет 47%:

Моложе трудоспособного  возраста до 16 лет, из 12 % придет 3 %.

Из 65 % трудоспособного  населения от16 до 60 лет в супермаркет  придет около 40%.

Старше трудоспособного  населения 20%, придут 4%.

Реальная  доля покупателей составит 1640 человек.

 

 В третьей зоне расположены 7 магазинов прилавочного типа площадью не более 250 кв.м, в каждом представлено около 4 тыс. товарных позиций. Также имеется 1 магазин промышленных товаров. Магазины прилавочного типа отличаются приемлемыми ценами. Цены на некоторую продукцию дешевле, чем в супермаркете «Пять Плюс».

Следовательно, третью  зону отличает то, что до супермаркета «Пять +», покупатель может дойти за 10-15 минут.

В этой зоне расположено 31 домов (3040 квартир). Из них:

16 домов –  5 этажей, 4 подъездов, 4 квартиры (1844)

2 дома- 9 этажей, 5 подъездов, 4 квартиры(360)

7 домов –  3 этажа, 2 подъезда, 4 квартиры (168)

6 домов –  1 этаж, 2 подъезда, 3 квартиры (36)

Рассчитаем  общее количество квартир и умножим  на среднее число человек в  семье

(16*5*4*4) +(2*9*5*4)+(7*3*2*4)+(6*1*2*3)*3,74=1844*3,74=6897 человек

В третьей  зоне проживают 6897 человек. Из них 50% покупают товар в других торговых точках, возможная доля «Пять Плюс» составляет 50% (3449 человек), из которых реальная доля составляет всего 33%.

Из 12% населения моложе трудоспособного  возраста до 16 лет в «Пять Плюс»  придет 2%, т.к. рядом находятся продуктовые  магазины.

Из 65% трудоспособного населения от 16 до 60 лет придет только 29%.

Старше  трудоспособного населения 20%, придут только 2 %, т.к. рядом  находятся магазины.

Реальная  доля покупателей составит 1379 человек.

 

Количественные  характеристики зон концентрации потенциальных  покупателей представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Количественные характеристики трех зон концентрации потенциальных покупателей ООО «Пять Плюс».

 

 

Показатели

Первая зона (5 минут)

Вторая зона (10 минут)

Третья зона (15-20 минут)

Итого

Кол-во проживающих, чел.

2812

4099

6897

13808

Возможная доля рынка «Пять Плюс», %

85

60

50

-

Возможное количество покупателей «Пять  Плюс»,чел.

2390

2459

3449

8298

Реальная доля покупателей «Пять  Плюс», %

83

47

33

-

Реальное кол-во покупателей «Пять  Плюс», чел.

2334

1922

2276

6532

Объем продаж в год, млн.руб

1.050.300

864.900

1.024.200

2.939.400


 

 

Из представленной таблицы следует, что в трех зонах  проживают 13808 человек, возможное количество покупателей супермаркета «Пять  Плюс» составляет 8298 человек, из них  в магазин приходят 6532 человек.

Так же следует  отметить, что супермаркет «Пять  Плюс» могут посещать не только жители этого района, но и гости города.

Также цена среднего товарного чека будет варьироваться, т.к. в выходные предпраздничные  и  праздничные дни покупатели приобретают больше товаров и  именно в такие дни средний  товарный чек может составлять 1500-2500  рублей.

 

2.3 Анализ политик, составляющих  комплекс маркетинга супермаркета  «Пять +»

Комплекс маркетинга составляют такие  политика как ассортиментная, ценовая, сервисная, коммуникативная, политика продвижения, политика местоположения и др. Анализ каждого вида политик  позволяет выделить слабые стороны, влияющие на успех деятельности предприятия. Совершенствуя каждую составляющую комплекса маркетинга можно добиться наибольшего эффекта, чем при  рассмотрении всей системы маркетинговой  деятельность как единого элемента.

 

Рисунок 1 – Пример выкладки товара в супермаркете «Пять +»

Рисунок 2 – Пример  выкладки хлебобулочных изделий в супермаркете «Пять +»

В супермаркете «Пять +» в основном используются приемы вертикальной выкладки товаров. Товары одной товарной группы находятся рядом.

Рисунок 3 – Пример вертикальной выкладки товара в супермаркете «Пять +»

Также работники супермаркета «Пять +»применяют методы дисплейной выкладки. Например, используются фирменная стойка в виде куба для продукции компании «Garnier» .

Информация о работе Ассортиментная политика в розничной торговой организации