Анализ деятельности Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ деятельности профессиональной ассоциации консультантов по управлению на фоне состояния рынка консультативных услуг в России в настоящее время.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю развития консалтинга в России.
Рассмотреть положение управленческого консалтинга в настоящее время.
Ознакомиться с деятельностью Ассоциации консультантов по экономике и управлению.
Проанализировать спектр услуг, предоставляемых АКЭУ и её членами, а также значение АКЭУ в развитии консалтинга в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...……..….3
Глава 1. Рынок консультативных услуг в России…………………………..5
История консалтинга в России……………………….……….….5
Управленческий консалтинг в России сегодня………………….9
Глава 2. Анализ деятельности Ассоциации консультантов
по экономике и управлению (АКЭУ)……………………….………..………14
2.1. Общие сведения об АКЭУ…………………...…….………………14
2.2. Подробный перечень консультационных услуг АКЭУ и её
членов…………………………………………………………………...17
2.3. Анализ спектра предоставляемых услуг АКЭУ и её членами......21
Заключение…………………………………...…………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсовая Консалтинг.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………...……..….3

Глава 1. Рынок консультативных  услуг в России…………………………..5

    1. История консалтинга в России……………………….……….….5
    2. Управленческий консалтинг в России сегодня………………….9

Глава 2. Анализ деятельности Ассоциации консультантов

по экономике и управлению (АКЭУ)……………………….………..………14

             2.1. Общие сведения об АКЭУ…………………...…….………………14

             2.2. Подробный перечень консультационных  услуг АКЭУ и её                  

              членов…………………………………………………………………...17

             2.3. Анализ спектра предоставляемых  услуг АКЭУ и её членами......21

Заключение…………………………………...…………………………………23

Список использованной литературы………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

        Способность компании быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка - одно из главных условий успешного развития бизнеса. Замедление или тем более остановка сулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компания вынуждена постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и умения, по словам одного из основателей ведущей американской компании в области экономико-юридических консультаций LECG (Law and Economic Consulting Group), ученого Дэвида Тиса (David J. Teece), в наше время являются основным источником конкурентного преимущества.

         Решения таких серьезных задач полностью ложатся на плечи руководящего состава компании, которое должно подготовить необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитать риски и составить затратную часть. Все это требует времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.

        В подавляющем большинстве случаев должной квалификацией не обладают и сотрудники компании. Изначально штат формируется под решение определенных проблем. Появление новых задач может потребовать дополнительного набора персонала, обладающего теми самыми необходимыми знаниями. Такой шаг не всегда оправдан, как и экстренная переквалификация уже действующих сотрудников. Не всегда полученные в процессе обучения знания и умения гарантируют их грамотное применение на практике ввиду ее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможно отложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может идти в ущерб основным обязанностям работника.

        Более обоснованным шагом является привлечение сторонних экспертов, консультантов, которые уже обладают необходимым набором знаний и, что немаловажно, практическим опытом. Привлеченные со стороны эксперты способны разработать индивидуальную программу по решению тех или иных инновационных задач, а также передать необходимый набор информации действующим сотрудникам компании. Такое решение является более рациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультанты способны найти наиболее быстрый способ решения поставленной цели, выработать стратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если это необходимо, потребует минимальных сроков и в наименьшей степени повлияет на качество выполнения сотрудником своих основных обязанностей.

      Целью  курсовой работы является анализ  деятельности профессиональной  ассоциации консультантов по  управлению на фоне состояния рынка консультативных услуг в России в настоящее время.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю развития консалтинга в России.
  2. Рассмотреть положение управленческого консалтинга в настоящее время.
  3. Ознакомиться с деятельностью Ассоциации консультантов по экономике и управлению.
  4. Проанализировать спектр услуг, предоставляемых АКЭУ и её членами, а также значение АКЭУ в развитии консалтинга в России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Рынок консультативных услуг в России.

 

    1. История консалтинга в России.

 

      Консалтинг (от англ. consulting) - услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающее в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д. Вместе с тем, даже такое обширное определение, встречающееся в подавляющем большинстве специализированной литературы по консалтингу, можно несколько расширить.

      По своей сути консалтинг - это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной. Условно это направление консультационных услуг можно назвать "социальным консалтингом". Данное направление консалтинга достаточно развито в западных странах, где привлечение консультантов по любым вопросам является нормой. В России "социальный консалтинг" практически не развит, в силу разных причин и, в первую очередь, молодости рынка консультационных услуг в целом1.

       Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. Как уже отмечалось, в странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

       Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Данное выражение можно встретить в большинстве специализированной литературы, с такого определения начинается, наверное, подавляющее большинство статей и обзоров СМИ. Причем это утверждение можно встретить в изданиях разных лет. Оспаривать его не имеет никакого смысла. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то в пределах отрочества, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

        Речь в данном случае идет о классическом понимании консалтинга и консалтинговых услуг. Во времена централизованно планируемой экономики консультационные услуги, конечно, существовали. С "классическими" их роднит, наверное, только наличие заказчика и исполнителя.

      Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.

       Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной "на коленке", о том, как легально и не очень уменьшить налоговые отчисления2.

       Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

       Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

      К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

         Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно. Этому факту есть довольно простое объяснение. На западе собственник старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен предпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Справедливости ради можно отметить, что такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату.

     Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой3.

       Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

       Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл., при этом темпы его роста за последние годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в ближайшее время эта планка будет без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении с объемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десятками миллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.

      По данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков, но точное количество "консультантов" посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании никак не лицензируется и не регулируется на законодательном уровне. В результате любая компания может назвать себя консалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово "консалтинг" используется в названии компании только для придания ему более стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторых экспертов, этот вид лицензий в ближайшем будущем может быть отменен.

        Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

      При этом самым быстрорастущим видом консалтинговой деятельности является IT- консалтинг. Согласно исследованию, проведенному "ЭКСПЕРТ РА", в 2004 и 2005гг. произошел настоящий информационный бум. "Любое мало-мальски значимое предприятие ставило во главу угла автоматизацию бизнес-процессов", - отмечают специалисты. За два года доходы компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией, увеличились вдвое. В результате, начиная с 2005 года, доля "айтишников" в общем объеме всего рынка консалтинговых услуг в России превысила 50%4.

 

    1. Управленческий консалтинг в России сегодня.

 

 

    Управленческий консалтинг в России в последние годы активно развивается, следуя за ростом экономики и деловой активности в стране, помогая российским и международным компаниям достигать успеха в условиях развивающегося российского рынка.

          Российский рынок, помимо роста, характеризуется ужесточением конкуренции, во многих сегментах идет активная консолидация, отражающаяся в растущем количестве сделок слияния и поглощения. Растущий бизнес требует квалифицированных управленцев и специалистов разных уровней, нехватка кадров порождает небывалый бум во многих сегментах рынка труда, уровень оплаты растет высокими темпами, постоянно повышая расходы на персонал в структуре затрат компаний. Российские организации все активнее выходят на зарубежные рынки капитала, бизнес становится более интернациональным, развиваясь за пределами страны. С другой стороны, иностранные инвесторы активно ищут возможности для инвестиций в России. Зарубежные игроки приходят сюда, чтобы зарабатывать на растущем рынке, конкурируя с локальными компаниями5.

        Востребованность тех или иных консалтинговых услуг естественным образом определяется задачами, встающими перед компаниями. Попробуем остановиться на некоторых областях управленческого консалтинга в России, которые отвечают сегодняшним потребностям рынка.

  • Стратегическое управление и операционная эффективность

Проходят времена, когда  можно было обеспечивать рост и успешно  выдерживать конкуренцию, прибегая к кратковременным тактическим  инициативам, не требующим длительной подготовки и существенного отвлечения ресурсов. Сегодня, чтобы быть успешным и привлекательным для инвесторов, все чаще приходится анализировать и совершенствовать деятельность компании с более фундаментальных позиций. Как правило, это означает существенное повышение значимости стратегического управления, вопросов определения оптимальной структуры и модели управления холдинговых структур и отдельных бизнесов, вопросов управления эффективностью (включая управление затратами), а также различных видов сорсинга. Кроме этого, существенную роль начинает играть способность компаний реализовывать свою стратегию и выбранную модель управления. Это требует наличия совершенных процессов стратегического планирования, системы ключевых показателей эффективности и других инструментов подчинения всей деятельности компании выбранному направлению развития.

Информация о работе Анализ деятельности Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)