Совершенствования международных перевозок с точки зрения логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование международных перевозок и выявление направлений повышения эффективности международных перевозок с точки зрения логистики.

Для достижения указанной цели в курсовой работе ставились и решались следующие задачи:

- раскрыть сущность и задачи транспортной логистики;

- рассмотреть виды транспорта, используемые при международных перевозках;

- раскрыть сущность международных перевозок;

- изучить нормативно - правовые основы регулирования организации международных перевозок;

- описать показатели международных перевозок;

- охарактеризовать транспортную отрасль Республики Беларусь;

- изучить направления совершенствования международных перевозок с точки зрения логистики;

Оглавление

Введение 4

1 Теоретические основы организации международных перевозок 6

1.1 Сущность, задачи, цели транспортной логистики. Виды транспорта 6

1.2 Сущность и виды международных перевозок 10

1.3 Нормативно-правовые основы регулирования организации

международных перевозок 15

2 Оценка международных перевозок 25

2.1 Характеристика транспортной отрасли РБ 25

2.2 Анализ результатов работы транспорта в РБ 31

2.3 Анализ международных перевозок в РБ 37

3 Пути совершенствования международных перевозок с точки зрения

логистики 42

Заключение 48

Список использованных источников 50

Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЛОГИСТИКЕ.docx

— 123.36 Кб (Скачать)

     Для  Белорусской  железной  дороги  одним  из  приоритетных  направлений  является создание привлекательных  условий для перевозок в Российскую Федерацию и обратно. Особое место  в этом занимают перевозки в Калининградскую  область и из ее портов. Белорусская  транспортная  система  является  важнейшим  связующим  звеном  в обеспечении  экономических  связей  Калининградской  области  с  другими  регионами России.  В  последние  годы  удельный  вес  транзитных  грузоперевозок  на  этом направлении постоянно  увеличивается и  в  общем  объеме  транзита  уже  достиг  42 %  . Номенклатура  транзита  является  жизненно  необходимой  для  российского  анклава  и состоит  из  нефтепродуктов,  каменного  угля,  черных  металлов  и  чугуна,  удобрений, зерновых и  хлебных грузов.

     В  транспортной  системе  Республики  Беларусь  важное  место  занимает

автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных  дорог составляет 125 тыс. км,  в  том  числе  с  твердым покрытием  —  93,3  тыс.  км. Белорусские  автоперевозчики осуществляют перевозки  в более чем 51 зарубежных стран. Не случайно экспорт услуг автомобильным  транспортом составляет более 37 % всех транспортных услуг республики.  Удельный  вес  автомобильного  транспорта  в  общем  отправлении  грузов составляет  более  67  %,  пассажирооборота  —  45,2  %  .  Территорию  Республики Беларусь пересекают два  трансъевропейских коридора, определенных международной классификацией: № 2 (Запад — Восток — автомобильная дорога Берлин — Варшава — Минск — Москва) и № 9  (Север — Юг — автомобильная дорога граница Российской Федерации — Витебск — Гомель — граница Украины). Кроме того, коридором служит ответвление № 9Б (автомобильная дорога Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда / Калининград).  Общая  протяженность  транспортных  коридоров  по  территории республики  составляет  1615  км. Их  разумная  эксплуатация  может  приносить государству немалый доход.

     Международные  автоперевозки — один из наиболее прибыльных и быстро растущих сегментов  белорусского  рынка.  За  последние  10  лет  количество  задействованных  на нем  операторов  (транспортных  компаний,  осуществляющих  международные  грузоперевозки)  увеличилось  в  80  раз.  За  это  время  в  5  раз  возросли  валютные отчисления  международных  автоперевозчиков  в  бюджет  и  на  порядок  увеличилось количество  единиц  техники  в  их  автомобильном  парке. В  настоящее  время  в  данной отрасли занято более 43 тыс. человек. Особенностью международных автомобильных перевозок  является  то,  что  они,  как  правило,  выполняются  на  основе межправительственных соглашений, которые Республика Беларусь имеет практически со всеми  странами Европы. При  этом  с Европейским  союзом  удалось договориться о том,  чтобы  нерезидентам  услуги  оказывались  на  основе  универсальных  разрешений. Это  означает,  что  отечественные  перевозчики  могут  беспрепятственно  работать  на рынках  таких  европейских  стран,  как  Нидерланды,  Германия,  Бельгия,  Франция, Испания и др. Развитие  международных  автомобильных  перевозок  на  территории  Республики Беларусь характеризуется стабильными темпами роста.

     Так,  в  2010  г.  на  территории  республики  были  осуществлены  708678  поездки, объем транзитных автомобильных  грузоперевозок составил 316,7 млн т, был получен доход в размере 698,2 млн дол. США.

     Следует отметить, что в общем объеме транзитных автомобильных перевозок через  Республику Беларусь на долю белорусских  перевозчиков приходится 67 % перевозок, польских — 20,6, российских — 18, литовских  — 10 %. На перевозчиков остальных 45 государств  приходятся  оставшиеся  9,8  %  транзитных  перевозок.  Анализ эффективности  проезда  иностранных  автомобилей  свидетельствует  о  том,  что  в среднем  с  каждого  иностранного  грузового  автомобиля  в  Республику  Беларусь поступает 190 дол. США. Транзит  газа и нефти по территории республики осуществляется двумя концернами: ОАО "Белтрансгаз" и Белорусским  государственным концерном по нефти  и химии.

     В  настоящее  время  на  территории  Республики  Беларусь  ОАО  "Белтрансгаз" эксплуатирует  около  9  тыс.  км  газопроводов, шесть  газокомпрессорных  станций,  две станции  подземного  хранения  газа,  восемь  узлов  редуцирования  газа,  семь  газоизмерительных  станций. В 2009 г. через территорию Республики Беларусь в страны  Балтии и Западной Европы было прокачано 37,6 млрд м3 российского природного газа.

     В  стоимостном  выражении  по  итогам  2009  г.  было  оказано  экспортных  услуг  по транспортировке  газа на  общую  сумму  86,9 млн  дол. США,  что  в  1,9  раза превысило  уровень  2008  г.  Рост  объемов  транзитной  транспортировки  достигается  за  счет увеличения  объема  транспортируемого  газа  по  участку  российского  газопровода "Ямал—Европа"  и  дополнительной  загрузки  в  связи  с  этим мощностей  газотранспортной системы ОАО "Белтрансгаз".

     Транзит нефти по территории республики осуществляется в основном предприятием трубопроводного  транспорта  по  перекачке  нефти  РУП  "Гомельтранснефть  "Дружба", входящим  в  состав  Белорусского  государственного  концерна  по  нефти  и  химии. Объемы по перекачке  нефти постоянно увеличиваются. Так, за девять месяцев 2010 г. физический объем нефти, перекачанной по территории республики, увеличился на 9 % и  составил  около  85  млн  т.  В  общем  объеме  перекачки  нефти  трубопроводным транспортом  транзитные  поставки  через  территорию  Республики  Беларусь  занимают 86—89 %. [4, с. 267]

     Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, таки за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации  Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

     В его состав входят предприятия и  организации:

     - Республиканское унитарное предприятие  «Национальная авиакомпания «Белавиа»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Авиакомпания Трансавиаэкспорт»;

     - Республиканское авиационное унитарное  предприятие «Аэропорт Гомельавиа»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Авиакомпания Гродно»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Национальный аэропорт Минск»;

     - Республиканское унитарное предприятие  по аэронавигационному обслуживанию  воздушного движения «Белаэронавигация»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Аэропорт Минск-1»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Минский авиаремонтный завод»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Оршанский авиаремонтный завод»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Центральное агентство воздушных  сообщений»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Информационно-вычислительный центр  авиации»;

     - Производственно-торговое республиканское  унитарное предприятие «Ресторан  Аэропорт-1»;

     - Республиканское унитарное предприятие  «Торговый комплекс «Аэродромный»;

     - Государственное учреждение «Медико-санитарная  часть»;

     - Государственное учреждение образования  «Учебный центр по подготовке, переподготовке и повышения квалификации  авиаперсонала»;

     - Учреждение образования «Минский  государственный высший авиационный колледж». [14]

     Через  Республику  Беларусь  проходит  56  международных  воздушных  трасс  общей протяженностью 25 366 км. Ежегодно  осуществляется порядка 90 тыс.  авиарейсов, из которых более 87 % — транзитные.

     Органом  государственного  управления  гражданской  авиацией,  большую  часть объема работы которой составляют транзитные перевозки, является Государственный  комитет  по  авиации  Республики  Беларусь. В  его  составе —  19  предприятий,  восемь аэропортов  в  областных центрах,  два  аэропорта —  в  столице Беларуси  ("Минск-1" и Национальный  аэропорт  "Минск"),  специальные  аэродромы,  две  авиакомпании, подчиненные "Белавиа", а также самая большая авиакомпания "Трансавиаэкспорт".

     Белорусскими  авиаторами  эксплуатируется  преимущественно  российская  техника —  самолеты  "ТУ-134"  и  "ТУ-154",  "БМ",  "АН-24"  и  "АН-40". В  2003  г.  разработана программа  перевооружения  национального  авиаперевозчика  "Белавиа"  на использование  самолетов  "Боинг". Финансируется данная программа  за  счет  средств, заработанных  белорусскими  авиаторами.  В  настоящее  время  происходит  плавный переход на современное оборудование.

     Более  100  авиакомпаниям  Российской  Федерации  предоставляется аэронавигационное  обслуживание  в  воздушном  пространстве  Республики  Беларусь. Среди  них  по  количеству  полетов  лидируют  такие,  как  "Аэрофлот",  "Пулково", "Калининградавиа",  "Россия",  "Сибирь". С  июня  2003  г.  возобновила  свои  полеты  в  воздушном  пространстве  Республики  Беларусь  одна  из  крупнейших  авиакомпаний Российской Федерации  — "Трансаэро".  

     Белорусские  службы  управления  воздушным  движением  также  активно взаимодействуют  с  соответствующими  структурами  сопредельных  стран — Польши, Литвы, Латвии и Украины.

     Таким образом, наша республика имеет все  предпосылки для дальнейшего  развития международных перевозок на своей территории. [11, с. 175] 

    1.  Анализ  результатов работы транспорта  в РБ
 

     Географическое  положение Республики Беларусь способствует развитию внешней торговли транспортными  услугами, что является одним из приоритетных направлений социально  – экономической политики в области  внешнеэкономических отношений.

     За  январь-сентябрь  2010 г. чистая прибыль  организаций транспорта составила 1,2 трлн. рублей, что на 38,7% больше, чем  за январь-сентябрь 2009 г.

     Чистый  убыток за январь-сентябрь  2010 г. получили  22 организации транспорта, или 3,1%  от общего числа организаций, учитываемых  в текущем порядке (за январь-сентябрь 2009 г. – 35 организаций, или 4,9%). (таблица 1) 

     Таблица 1 – Число убыточных организаций в процентах к общему числу организаций [15] 

  январь 2010 г. 1 квартал 2010 г. 1 полугодие  2010 г. январь-август 2010 г. январь-сентябрь 2010 г. январь-сентябрь 2009 г.
Транспорт - всего, в том числе: 24,7 16,9 7,2 4,0 3,1 4,9
троллейбусный 66,7 50,0 33,3 16,7 33,3 50,0
автомобильный 48,7 35,2 14,8 7,8 5,9 8,8
трубопроводный 50,0 - - - - -
авиационный 83,3 83,3 66,7 50 16,7 50,0
 

     Рентабельность  реализованных работ, услуг организаций  транспорта за январь-сентябрь 2010 г. составила 20% (за январь-сентябрь 2009 г. – 20,7%), рентабельность продаж –   8,6%   (за январь-сентябрь 2009  г.   –   10%). (таблица 2 )  

     Таблица 2 – Рентабельность реализованных работ, услуг и рентабельность продаж [15]

Виды  транспорта рентабельность  реализованных работ, услуг, в % рентабельность  продаж, в %
январь-сентябрь 2009 г. январь-сентябрь 2010 г. январь-сентябрь 2009 г. январь-сентябрь 2010 г.
Транспорт - всего, в том числе: 20,7 20,0 10,0 8,6
железнодорожный 30,4 20,9 21,9 16,5
троллейбусный -11,9 -13,2 -12,2 -15,0
автомобильный -4,3 -3,9 -3,8 -3,5
трубопроводный 56,7 66,7 9,2 8,7
авиационный 21,1 20,9 16,6 15,9
 

     Рентабельность  реализованных работ, услуг организаций  автомобильного транспорта за январь-сентябрь 2010 г. составила -3,9% (за январь-сентябрь 2009 г. – -4,3%), рентабельность продаж –   -3,5%   (за январь-сентябрь 2009  г.   –      -3,8%).

        В  январе-ноябре 2010  г.  всеми   видами транспорта (кроме  городского  электрического  транспорта)  перевезено  1279,1 млн. человек, что на 4,4% больше, чем в январе-ноябре 2009 г. Перевозки  пассажиров  воздушным  транспортом   увеличились  на 26,8%,  внутренним  водным –  на 13,5%,  автобусами  –  на 4,6%,  железнодорожным   транспортом –снизились на 0,1%.

Информация о работе Совершенствования международных перевозок с точки зрения логистики