Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:39, шпаргалка
1. Предмет и объект управления затратами
3. Классификация затрат по экономическим элементам
4. Вмененные издержки
5. Принципы классификации затрат
...
32.Отличительные характеристики понятий «место» и «центр» затрат
29. Управление
затратами по местам
Одним из принципов планирования учета и анализа затрат, образующих себестоимость продукции, явл. Необходимость их группировки по местам возникновения. Место затрат - это функциональная сфера или область ответственности, которая связана с определенного вида издержками. Особое значение имеет дифференциация затрат по местам затрат для промышленного предприятия. дифференциация затрат: Расходы предприятия (поле издержек) Области затрат (снабжение,произв-во, сбыт,управление) места затрат (произв-ва, цеха, участки,отделы) центры затрат (группа оборудования, машин, рабоч.места)
Наиболее распространенным является выделение Центров Финансовой ответственности исходя из объема полномочий и ответственности:
· центр затрат — это структурное подразделение или группа подразделений предприятия, руководители которых отвечают только за затраты (например, производственный участок, производственный цех и др.);
· центр дохода — это структурное подразделение или группа подразделений предприятия (например, подразделения маркетингово-сбытовой деятельности), которые отвечают только за выручку от продаж продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом; · центр прибыли — это структурное подразделение или группа подразделений предприятия (например, производственное предприятие, входящее в состав холдинга), которые ответственны за финансовые результаты своей деятельности; · центр инвестиций — это структурное подразделение или группа подразделений предприятия, которые несут ответственность не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения (например, крупное дочернее предприятие холдинговой промышленной компании); · центр контроля и управления — это сфера или участок деятельности, несущие ответственность за конкретные виды работ и их результаты. Эти центры часто имеют лишь затраты, которые трудно соизмерять с контролируемыми ими результатами.
Имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается, если установлена взаимосвязь затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к управлению затратами возможен при осуществлении планирования затрат по центрам ответственности.
Управление затратами по ЦФО строится на основе разделения полномочий, т.е. на основе индивидуальной или групповой ответственности менеджеров за затраты и доходы
30. Места возникновения затрат
В системе бюджетирования и управления затратами наиболее широко распространена группировка затрат по местам возникновения. Администрация предприятия сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами функциональной ответственности.
Как правило, места возникновения затрат (МВЗ) классифицируются в соответствии с признаками отношения к процессу производства (выполнения работ, оказания услуг) и уровнем иерархии в организационной системе компании.
Каждому месту возникновения затрат присваивается шифр (аналитический признак), однозначно идентифицирующий и определяющий его уровень иерархии по отношению к другим МВЗ. Как правило, на предприятиях выделяют по отношению к процессу производства следующие группы МВЗ:
· производственные МВЗ;
· общепроизводственные МВЗ;
· общехозяйственные (управленческие) МВЗ.
В зависимости
от особенностей технологического процесса и организационно-
Производственное МВЗ характеризуется:
·
выполняемой технологической
· оборудованием (группой оборудования), используемым для выполнения технологических операций;
· персоналом соответствующей квалификации;
· непосредственным или условным местом расположения на территории и занимаемыми площадями.
31. Центр затрат
Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за затраты. Например, производственный цех, конструкторское бюро. Центры затрат можно разбить на центры регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат. Для центра регулируемых затрат существует оптимальное соотношение между затратами и выпуском. Управление затратами таких центров осуществляют при помощи гибких бюджетов. Менеджер центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, так что деятельность его оценивается путем сопоставления плановых и фактических затрат на единицу продукции.
Для центра произвольных затрат не существует оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности: фиксированная величина затрат для таких центров устанавливается по решению руководства предприятия в период разработки плана в зависимости от задач, поставленных перед такими центрами на предстоящий период. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, отдел маркетинга. Менеджеры центров произвольных затрат отвечают за соблюдение бюджета, а также за качественные показатели работы. Центр слабо регулируемых затрат отличается от центра произвольных затрат тем, что руководство предприятия практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Пример – медпункт на территории предприятия.
32.Отличительные
характеристики понятий «место»
Места возникновения расходов (МВЗ) – это пространственно или функционально разграниченные внутренние сферы деятельности организации, в которых издержки возникают и которые несут ответственность за данные конкретные издержки, их величину, экономию и т.п.
В качестве МВЗ могут быть структурные единицы или подразделения организации, в которых происходит первоначальное потребление ресурсов, выделенные как планово-учетные единицы, обеспечивающие контроль определенной совокупности издержек. Они расчленяются на две главные среды формирования издержек: производственную и непроизводственную.
Центр ответственности (ЦО) – сегмент, определенное направление деятельности организации, ответственность за результаты по которому может быть возложена на одно или несколько структурных подразделений, возглавляемых менеджерами, обладающими делегированными полномочиями и отвечающими за результаты этого сегмента. Примеры сегментов – регион, отдельные магазины, сервисные центры, структурные подразделения или отделы предприятия, продуктовые линии, группы покупателей. Деление организации на центры ответственности представляет собой один из аспектов сегментации бизнеса. ЦО по отношению к процессу производства классифицируются на основные и функциональные. Основные ЦО обеспечивают контроль затрат в местах их возникновения. Функциональные центры распространяют контроль на многие места их возникновения, если затраты в них формируются под влиянием данного центра, например, отнести отдел главного энергетика, отвечающий за затраты на тепло и электроэнергию, воду и сжатый воздух по предприятию в целом.
В ряде случаев, МВЗ могут совпадать с ЦО. Однако зона ответственности ЦО значительно шире, чем мест возникновения затрат. Так объем потребления производственных ресурсов в МВЗ зависит не только от усилий производственных коллективов, но и от работы технических и снабженческих служб предприятия. ЦО может вбирать в себя несколько производственных МВЗ.
Понятия МВЗ и ЦО появились в связи с децентрализацией управления организации, с выделением достаточно самостоятельных подразделений, имеющих статус центров затрат, центров прибыли, центров инвестиций. В ряде случаев МВЗ могут совпадать с такими ЦО как центры затрат.
Создание МВЗ и ЦО различных типов зависит от многих факторов – масштаба деятельности организации, многофункциональности этой деятельности, численности персонала, организационной структуры управления, технологии производства и др.