Шпаргалка по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логистике"

Файлы: 1 файл

Логистика- моя.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                                              1. Логитсика как наука. Место в системе управления. Основные задачи. Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении, транспортировании и складировании, др материальные и нематер операции совершаемые в процессе доведения  сырья и материалов до производственного предприятия, внутри заводской переработки сырья, материалов и п/ф, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами  и требованиями потребителя, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации. Цель  логистики – это доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на хранение, трансп, сбыт. Задачи логистики: достижение максимального эффекта при минимальных затратах в условии нестабильности рынка (глобальная задача); (общие задачи) создание интегрированных систем регулирования и управления матер, инф потоками; контроль движения матер потоков; определение стратегии физ.перемещения и технологии; стандартизация полуфабрикатов и упаковки, прогнозирование обьема производства, складирования и перевозок; распределение транспортных средств; организация предпродажного и постпродажного обслуживания; оптимизация технологич структуры транспортно – складских комплектов; (частные задачи) создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; всемирное сокращение времени пребывания товара в сфере обращения. Функции логистики - 1. Логистическая функц. Это укрупненная группа лог.операций, направленная на достижение целей лог.системы. 2. оперативные функц. Связаны с управлением(погрузка, склад-е, транспрт). Операт.функ  в сфере снабжения – это управление движением сырья материалов, гот.продукц от поставщика к производ. п/п. Опер.функц в сфере производства – это управление запасами и контроль движения п/ф и комплектующие изд через все стадии производственного процесса. Операт.функ в сфере распределения  - организация и контроль в движении гот.продукции и управл. Движения готовой продукции от п/п производителя к потребителю; 3. координац.функ – это функции координации спроса предложения. Выявление и анализ потребителей в матер.ресурсах различных частей и фаз производства. Здесь логистика занимается анализом рынком на котором действует п/п. обработка данных касающихся заказов продукции, взаимодействие занятых структур доставкой продукции. С переходом на рыночные отношения предприятия вынуждены пересматривать свою политику в области производства и сбыта, а также материально-технического обеспечения, транспорта, складского хозяйства и информационных систем. В рыночной обстановке, с присущими ей конкурентными отношениями, логика поведения предприятия определяется необходимостью изучения конъюнктуры рынка, прогнозирования спроса и производства, обеспечения высокого уровня качества продукции и надежности ее поставок во времени при минимальных издержках. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение указанных целей, является эффективное управление запасами материальных ресурсов на предприятии. В любой отрасли производства приходится решать задачи управления запасами с целью обеспечения нормального функционирования экономического субъекта, в условиях общественного разделения труда с возникновением обмена между товаропроизводителями накопление запасов становится условием воспроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Закупочная логистика.

Закупочная логистика  есть процесс обеспечения предприятий  материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок  является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Эта цель достигается  решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Выдерживание обоснованных  сроков закупки сырья, материа-лов и комплектующих изделий.

2. Обеспечение точного  соответствия количества поставок потребностям в них.

3. Соблюдение требований  производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

Без закупочной логистики  невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.

Логистика закупок выполняет следующие функции:

•   формирование стратегии  приобретения материальных ресур-,   сов и прогнозирование потребности в них;

•   получение и  оценка предложений от потенциальных поставщиков;

•   выбор поставщиков;

•   определение  потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

•   согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

•   контроль за сроками  поставки материалов;

• 'входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

•   доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

•   поддержание на нормативном  уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Охарактеризованные функции реализуются  службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.

 

 

Семь правил логистики:

1. продукт должен быть необходим  потребителю

2. продукт должен быть сооответсвующего  качества

3. продукт должен быть в необходимом  количестве

4. продукт должен быть доставлен  в нужное время

5. продукт должен быть доставлен  в нужное место

6.продукт должен быть доставлен  с минимальными затратами

7. продукт должен быть конкретному  потребителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Материальный поток. Классификация   материальных потоков. Мат. ресурсы: сырье; основные материалы (материалы, входящие в продукт и составляющие его основу);вспомогательные материалы (материалы в небольших количествах являющиеся составной частью) полуфабрикаты; комплектующие изделия (могут быть приобретены со стороны или на предприятии); незавершенное производство (предметы труда, незаконченные обработкой в данном цехе); деталь (готовая часть механизма, используемая при сборке готовой продукции); узел (сборочная единица из 2-х и более деталей); блок (укрупненные сборочные единицы); готовые изделия (соответствующие всем требованиям ГОСТ); система (совокупность устройств). Поток.

Материальный  поток - поток материальных ресурсов, перемещаемых на всем протяжении логистического процесса. Материальные ресурсы могут быть материальным потоком при условиях: Что? - речь идет о конкретном наименовании.Сколько? - четкость определения объемов ресурсов. Кто? - указан поставщик ресурсов. Откуда? - где хранились мат. ресурсы, подлежащие перемещению. Куда? - место, куда должны быть доставлены ресурсы. Когда? - срок, определяющий перемещение ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у потребителя. Мат. поток - материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах перемещаемые от определенного поставщика к определенному получателю из одного определенного места в другое в заранее оговоренный срок. Если мат. ресурсы собраны на складе, они не мат. поток а мат. запасы.

Характеристики  мат. потока. 1-я часть: - Ассортимент – Габариты -Качество (сорт, марка) 2-я часть: - количество материальных ресурсов и интенсивность потока (штучные грузы оцениваются в штуках; легковесные но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади, по массе). - начальная точка пути - поставщик, конечная - потребитель. – траектория - длина пути - время движения.

Разновидности материальных потоков:

- по номенклатуре (простые  или сложные, одно- или многоассортиментные);

- по степени готовности (планируемые, формируемые, расформировываемые)

- по месту в процессе  обращения ( ожидающие отгрузки, отгруженные, в пути, прибывшие,  ожидающие разгрузки, принятые  на склад).

- по непрерывности  (непрерывные и дискретные).

- по частоте прибытия  или отправления (срочные, длительные, часовые, ежедневные и т.д.).

- по различиям массы  или объема (массовые, крупные, средние,  мелкие)

По различиям массы: - тяжеловесные - легковесные

По степени агрессивности, огнеопасности, взрывоопасности: - неагрессивные  – агрессивные – неогнеопасные – огнеопасные – взрывоопасные - взрывобезопасные

По степени совместимости: - совместимые - несовместимые

По способу затаривания: - грузы контейнеров – ящиков - мешках и другие бестарные грузы.

Материальные потоки делят на: - напряженные - ненапряженные

К напряженным потокам  относят многоассортиментные потоки, в больших объемах, с учетом сложности разгрузки или приемки.

Ненапряженные - узкоассортиментные, одноассортиментные, маленькие объемы. Но одноассортиментные потоки могут быть напряженными.

Материальные потоки по степени определенности делятся на: - детерминированные - стохастические (если отсутствует какая-то характеристика)

По ритмичности отправок: - ритмичные - неритмичные

По степени равномерности:- равномерные - неравномерные

Материальные потоки делятся на – внешние - внутренние

По месту их поступления  М.П бывают: - входные - выходные

Стабильные и нестабильные М.П.

Стационарные (для установившегося  технологического процесса) и нестационарные М.П (для вновь осваиваемых изделий).

 

5. Критерии оценки (выбора) поставщика.

Цель логистической  операции на этапе закупочной деятельности состоит в том, чтобы доставить  точно в срок с наименьшими  затратами, удовлетворить потребности  компаний в продукции с максимально  возможным эк.эффектом. закупочная логистика важная составляющая общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия потребителя.  Здесь очень важным моментом выступает выбор поставщиков. Критерии оценки поставщика: - приемлемая цена; - качество поставляемой продукции;             -качество обслуживания потребителей; -гибкость поставок; - ограничение размера заказа;  
-дороги;  - удаленность поставщика от потребителя;  - психологический климат в коллективе;  
-кредитоспособность и финансовое положение.  
Методы выбора поставщика.  
1. Балльный метод - определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие.  
2. Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом. 3. Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого: - выбираются наиболее важные критерии оценки;  
- выбирается метод измерения деятельности поставщика; - определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов. Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства. Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.  
Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании. Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.  
Осуществляется контроль за поставками.

3. Макро- микрологистика. Этапы  логистической интеграции в ХХ веке. Решение логистических задач в России.

1.Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связи друг с другом образующих определенную целостность, единство. Логистическая система – адаптивная система с обратной связью выполняемая те или иные логистические операции. Свойства логистических систем: система, обладающая свойством целостности и членности, связи, организация и структурирование, интегративные качества, свойство сложных систем, иерархичность (подчиненность). Звено логистической системы – экономически или функционально обособленный объект, не подлежащих дальнейшему изменению в рамках поставленных задач и выполнения своей цели. Микрологистическая система – это движение внутри п/п  со склада на производство, внутреннее производство. Макрологистическая система  - это крупные системы охватывают п/п, организации, входят терр-произв комплексы инфраструктуры страны взято отдельно. Классификация: 1. по адм-терр признаку транспортн сеть регионов и снабженческая сеть. 2. по объект-функц признаку это группы отраслей отраслевые комплексы. Мезологистическая система самая крупная. Здесь осуществляется интеграция нескольких лог. Систем нескольких фирм одной отрасли в единую лог.систему.

2.Понятие логистики известно с давних времен, но использовалось как наука об управлении снабжением, производством и сбытом она стала недавно. Этапы развития логистики: 1. период становления логистики 1950 – 1960г. Характеризуется быстрым развитием теории логистики и первым применением ее на практике. Развитие логистики с маркетинговой концепцией приводит  к обращению внимания на потребности рынка, стимулированию сбыта, развитию практики снижения затрат. 2. появление концепции бизнес – логистики конец 1960 – 1970г. В этот период обозначается область применения логистического подхода – транспортировка, складир-е, обработка материалов, защитная упаковка, контроль запасов, управление заказами на производство продукции. Большое значение имело усиление и ожесточение конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов в производстве. 3. период «тарно-упаковочной» революции конец 1970г. Кардинально изменились складской процесс, его операционный состав, принцип организации складских операций, техническое и технологическое обеспечение. Началось применение транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, использование первых контейнеров, внедрение стандартизации в складские операции, упаковку.                  4. появление идеи полной логист.цепи «загрузка – производства – дистрибьюция - продажа» 1980 – середина 1990г. Быстрое развитие ПК и их массовое применение в бизнесе привело к использованию мирового информ. пространства в целях управления организацией. 5.  появление и развитие концепции всеобщего управления качеством  с середины 1990 годов. Использование лог.подхода при управлении качеством, усиление конкуренции приводят к борьбе за качество, улучшению уровня сервиса, признано единство целей потребителя и производителя. Важность этого этапа для развития логистики заключается в том, что с позиции стратегического планирования на свободных ранках задачи логистики совпадают с идеологией управления качеством. Это становится одним из главных принципов логист.подхода.

3.В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Успех в бизнесе зависит  не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.

Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

 Основные трудности,  имеющиеся, на мой взгляд, на пути развития логистики в России:

-нерациональное развитие  систем распределения товаров  и услуг (отсутствие продуманной  стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

-слабый уровень развития  современных систем электронных  коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

-отсталая инфраструктура  транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

-отсутствие практически  на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

-низкий уровень развития  производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.

Достаточно серьезной  проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента

У нас в стране Всесоюзная Ассоциация Логистики образована в 1991г.

Фонд Логистических  Разработок (1993г.) занимается подготовкой  и переподготовкой кадров.

6. Оформление поставок (документация).

Потребность в материальных ресурсах определяется плановым отделом предприятия, исходя из производственной программы.

Их приобретают:

  • непосредственно у поставщика;
  • в порядке биржевой очереди;
  • за счет централизованных поставок (госзаказ).

Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении договорных условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и платежные документы (счета-фактуры, платежные требования).

Эти документы поступают  в отдел снабжения покупателя, где они проверяются, регистрируются и акцептуются.

После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются в бухгалтерию для оплаты.

Квитанции и товарно-транспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.

После оприходования  груза на склад в бухгалтерию  для оплаты.

Квитанции и товаротранспортные накладные, поступившие от поставщика, передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.

После оприходования  груза на склад в бухгалтерию  поступает приходный ордер или акт.

При расчетах с поставщиками могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с данными поставщика. Излишки расцениваются по договорным или учетным ценам, приходуются и отражаются как неотфактурированная поставка. Отдел снабжения извещает поставщика.

Если при приемке обнаружена недостача по вине поставщика, то на основании акта поставщику предъявляется претензия.

Претензионное письмо составляет юрист, и он рассчитывает сумму претензии. Суммы претензий и неотфактурированных  поставок отражаются в обособленных графах журнала-ордера.

 

 

 

 

 

7. Распределительная логистика.

Задача - довести товар  до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок. Распределительная логистика связана с товародвижением в сфере распределения: - планирование и контроль за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования. Существует два подхода  к определению функций  логистики распределения. Первый охватывает  комплекс операций  по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй  - более широкий. В этом случае считается , что  распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции начинающийся с момента , когда  она  попадает на склад потребителя. При этом следует  иметь ввиду, что задачи распределения решаются  на уровне микро- и макрологистики.

Задачи: - планирование процесса реализации; - выбор упаковки  продукции, ее комплектация  и консервирование; - организация отгрузки продукции; - контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю; - организация послереализованного обслуживания. На макроуровне  к задачам распределительной  логистики относятся: - выбор схемы распределения материальных потоков; - формирование  какнадлв распределения; - размещение распределительных центров.

 

 

 

 

9. Влияние технических особенностей  транспортных средств на выбор  логистической цепи.

Существуют различные  способы грузоперевозки, и на каждом виде транспорта установлены различные  виды грузовых сообщений, отправок и  скорости перевозок грузов: ж/д, автомобильный транспорт, речной, морской, трубопроводный. Ж/Д транспорт – достоинства: возможность перевозки больших объемов грузов на дальние расстояния, независимость от погодных условий, возможность перевозок в специализированных вагонов (цистерны, вагоны для жидкого металла и т.д.). ж/д перевозки являются малотрудоемкими, тяговый состав обладает высокой надежностью и долговечностью, этот вид транспорта является самым экологически чистым. Недостатки – высокая стоимость начально-конечных операций (станции и устройства в местах погрузки и выгрузки), привязка к сети ж/д, постройка которых очень дорога. Наиболее эффективное применение ж/д перевозок при транспортировке больших объемов грузов на дальние расстояния, а также  в регионах с развитой сетью ж/д. Автомобильный транспорт – достоинства: мобильность, возможность производить погрузку и выгрузку практически у любого цеха, автомобили преодолевают крутые подъемы, проходят по кривым малого радиуса, не требуют сложных погруз-разгруз устройств, легко приспосабливаются к дорожным и климатическим условиям, доставка без промежуточных перегрузок. Недостатки – небольшая грузоподъемность (до 12т), потребность в жидком топливе (самом дорогом), большие трудозатраты на перевозки. Водный транспорт достоинства – большая грузоподъемность у речного до нескольких сот тонн, у морского несколько тысяч  тонн. Относительно невысокая стоимость перевозок из-за дешевизны содержания судового хода в отличии от ж/д, автомобильного. Недостатки – необходимость в судоходных  реках, пристанях, портах и причалах, невозможность перевозки в зимнее время, перевозки только в навигационный период, низкие скорости движения. Воздушный транспорт достоинства – высокая скорость, возможность доставки грузов в любую точку, небольшая дальность беспосадочного полета. Недостатки – высокая стоимость перевозок, ограниченный размер перевозимых грузов. Наиболее эффективно авиационное применение  для дорогостоящих, особорежимных грузов. Трубопроводный транспорт достоинства – возможность его строительства в сложных геологических и климатических условиях, большая пропускная способность, низкая себестоимость, полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и слива, требует меньших кап. вложений и расходов металла. Недостатки – возможность передачи лишь 2-3х видов жидкости, технические трудности в перекачке, например гидроуголь.

 

 

8. Транспортная логистика. Основные  задачи. Виды транспорта.

Понятие транспортировки. Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По назначению различают  внешнею (в лог. каналах снабжения  — сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки  в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

• Задачи транспортной логистики. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспорти рования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

• создание транспортных систем;

• совместное планирование транспортных процессов на раз личных видах тр4нспорта (в случае смешанных перевозок);

• обеспечение технологического единства транспортно-склад ского процесса;

• выбор способа транспортировки и транспортного средства;

• определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержа ние оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Ос новой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, слуiсит информация о характерных особеiаiостях раз личных видов транспорта.

Существуют следующие  виды транспорта:

• железнодорожный;

• морской;

• внутренний водный (речной);

• автомобильный;

• воздушный;

• трубопроводньгй.

Вьщеляют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспор та: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принима ют во внимание:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки;

• стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

 

 

 

 

22. Основные формы управления материальным потоком. Управление материальным потоком в производственном процессе носит название логистики материалодвижения и осуществляется способами, основанными на двух принципиально различных подходах. Первый подход получил название "толкающая (выталкивающая) система", а второй - "тянущая (вытягивающая) система". Для осуществления процесса управления составляются различные производственные графики для всех этапов производственного процесса - как для изготовления узлов, агрегатов и комплектующих, так и для сборочного конвейера. В этом случае используется так называемая система "выталкивания", сущность которой заключается в следующем. Материальные ресурсы, поступающие на рабочие места или производственный участок, данными субъектами у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток выталкивается каждому последующему адресату строго по распоряжению (команде), поступающему из центра управления локальным (цех, участок) или общим (предприятие) производством. По мере готовности детали проходят путь от предшествующей стадии процесса производства к последующей. Однако в этом случае трудно быстро перестроиться при сбоях в каких-то технологических процессах или при изменении спроса. Кроме того, при использовании данной системы управления на протяжении месяца приходится неоднократно изменять производственные графики для всех технологических стадий одновременно, что часто очень затруднительно. Наиболее известными апробированными логистическими моделями систем данного типа являются MRP-I, MRP-II и др. "Толкающие" системы характерны для традиционных способов организации производства. Несмотря на то что толкающие системы в состоянии управлять функционированием разной степени сложности производственно-хозяйственных механизмов, объединяя все их элементы в единое целое, в то же время они имеют ограниченные возможности. Характеристики передаваемого от звена к звену материального потока оптимальны в той степени, в какой центр управления способен его учесть, оценить и скорректировать. Основным недостатком данной системы является высокая стоимость программного, информационного и материально-технического обеспечения. Кроме того, при такой системе у предприятия должны иметься материальные запасы на всех стадиях производства, чтобы предотвратить сбои и приспособиться к изменениям спроса. Поэтому данная система предполагает создание внутренних статичных потоков между различными технологическими этапами, что часто приводит к замораживанию материальных средств, установлению излишнего оборудования и привлечению дополнительных рабочих. "Толкающие" (выталкивающие) системы нашли применение не только в сфере производства (в производственной логистике), но и в сфере обращения как на стадии осуществления закупок, так и реализации готовой продукции. К "тянущим" (вытягивающим) логистическим системам относятся широко известные системы KANBAN и ОРТ. Главные принципы "вытягивающей" системы: 1. Сохранение устойчивых запасов на каждом этапе производства независимо от воздействующих факторов. 2. Продвижение заказа от последующего участка к предыдущему на израсходованные в процессе производства материальные ресурсы для выполнения очередного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Структура издержек транспортного  груза. Проблемы оптимизации (минимизации)  транспортных затрат.

Транспортные  затраты - затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные  с транспортировкой продукции от продавца к покупателю: 1) расходы, связанные с подготовкой продукции к от-

грузке (проверка продукции  по количеству и качеству, отбор проб, упаковка); 2) расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика; 3) оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

4) оплата тарифов на  погрузку груза на магистральные транспортные средства; 5) оплата стоимости транспортировки продукции меж-дународным транспортом; 6) оплата страхования груза при доставке;

7)оплата таможенных  пошлин, налогов и сборов при  переходе таможенной границы; 8) расходы  по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки; 9)расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

1Q расходы по доставке  продукции со склада покупателя  до пункта конечного назначения. Основные направления снижения затрат на перевозки : 1) снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах; 2) снижение затрат на суточные и квартирные путем нормирования времени выполнения рейса; 3)снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений; 4) повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают:

1) оплату тарифов и  сборов транспортных предприятий  при завозе продукции на торговые  предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза; 2) сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов); 3) оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг; 4) затраты на содержание собственного транспорта.

Затраты по отправке продукции включают:

1) расходы по оборудованию  транспортных средств; ^ 2) расходы по переадресовке грузов; СО 3) сборы транспортных организаций; 4) расходы по оплате счетов сторонних организаций; 5) расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли. Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

Себестоимость перевозки 1 тгруза складывается из затрат на:

1) погрузку-разгрузку; 2)транспорти  рован ие; 3) ремонт и содержание автомобильных дорог; 4) организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах; 5) складское хранение груза; 6) подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ

11. Производственная логистика.  Задачи упорядочения потоков (загрузки оборудования при многономенклатурном производстве)

Производственная  логистика (ПЛ) рассматривает процессы, происходящие в сфере мат-ного производства. Производственный процесс представляет собой сов-ть трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и в установленные сроки. Все произв-ные процессы делятся на основные и вспомогательные. Задачи ПЛ касаются упр-я мат-и потоками внутри пр-й, создающих мате-ные блага или оказывающие такие мат-ые услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие. Главная задача ПЛ – это обеспечение произ-ва п-кции необходимого качества в уст-ные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест. Объектом логистики являются потоковые и материальные процессы. Логист-кие с-мы, рассматриваемые ПЛ, носят название внутрипроизв-ных логист-их с-м (ВЛС). На макроуровне ВЛС выступают в качестве элементов макрологических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником мат-х потоков. Возможность адаптации макрологических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них ВЛС быстро менять кач-ный и колич-ный состав выходного мат-го потока. Качественная гибкость ВЛС может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. На микроуровне ВЛС представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы – закупка, склады, запасы, обслуживающие производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение мат-го потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение ВЛС должно обеспечить возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри пр-я. Логистическая концепция орг-ции произв-ва включает в себя следующие основные положения - отказ от избыточных запасов, - отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций, - отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей, - устранение простоев оборудования, - обязательное устранение брака,  - устранение нерациональных внутризаводских перевозок,  - превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров. Логистическая орг-ция позволяет снизить себестоимость в условиях конкуренции путем ориентации предприятия на рынок покупателя. Существует два варианта управления мат-ми потоками: 1. толкающая система – т.е. предметы труда, поступающие на производственный участок у технологического звена не заказываются. 2. Тянущая система – предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Особое внимание ПЛ уделяется принципам рациональной орг-ции произв-ного процесса: - Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов. – Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбор варианта с минимальным временем межоперационного пролеживания деталей. - Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы: - дефицит производственных мощностей, - субоптимальность календарных планов производства, - большие длительности произв-х циклов, - не эффективное управление запасами, - низкий КПД оборудования, - отклонения от технологии производства. - обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана. - Обеспечение непрерывности планового руководства - Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства. - Использование прямоточности, - Пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, мат-ми ресурсами и т.д.. - Параллельность, -Концентрация однородных предметов труда в одном месте.

 

16. Методы нормирования запасов.. Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров. При определении норм товарных запасов используют три группы методов. Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы. Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки: ТЗ = RСУТ * J, где ТЗ – текущий запас RСУТ – среднесуточный расход материалов;   J – интервал поставок, дни. В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в материале (ПГ, ПКВ, ПМ – соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде: RСУТ = ПГКВ, ПМ) / 360 (90, 30 Страховой запас в самом общем виде определяется как произведение среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на два: СЗ = RСУТ * (JФ – JПЛ) * 0,5 , где СЗ – страховой запас;  JФ, JПЛ – соответственно фактический и плановый интервал поставок. Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас. Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов. Таким образом норма запаса конкретного материала определяется по формуле: Н = ТЗ + СЗ + ПЗ, где Н – совокупная норма запаса материала;  ПЗ – норма подготовительного запаса; Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:Y5 = 0,5 * (2 * Y4 + Y3 - Y1), где Y1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды; Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

 

 

13. Логистика запасов. Роль запасов  в логистической цепи.

Запас — обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наличие запаса может рас сматриваться как положительный, так и отрицательный момент в экономике организации — все дело в мере обоснованности запаса. Лишние запасы отвлекают значительные финансовые ресурсы. Запасы — это резерв материальных ценностей организации (системы). В организациях, как правило, хранятся сотни и даже тысячи наименований предметов, начиная с таких мелочей, как карандаши, скрепки, болты, гайки, и кончая производственным оборудованием, грузовиками, автомобилями и т. д.

Большая часть запасов  связана с деятельностью организации. Так, промышленная фирма имеет запасы сырья, комплектующих, де талей, готовой продукции, а также оборудования, инструмента и запасных частей для оборудования и др. для промышленной организации запас — совокупность предметов труда и орудий труда, хранящихся в соответствующих хозяйственных структурах как сферы производства, так и сферы обращения.

Материальные запасы

Управление запасами — это процесс прогнозирования, нормирования, планирования, организации, контроля, стимулирования и регулирования сроков и объемов выполнения заказов на восполнение нормы запасов в логистической системе «закупки — производство — распределение (т. е. в системе обеспечения материалами, полуфабрикатами, покупными изделиями и в системе распределения готовой продукции и услуг). Управление запасами материалов можно представить как процесс непрерывного поиска решения двух основных задач: 1) определение размера необходимого запаса (нормы запаса); 2) создание системы управления фактическими размерами запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой с целью минимизации затрат на движение материального потока в организации (логистической системе). Совокупность правил по которым принимаются эти решения, называются стратеги ей управления запасами. Каждая такая стратегия связана с определенными затратами по доведению материального потока до потребителя. Стратегия, которая минимизирует эти затраты, называется оптимальной. Поиск оптимальных стратегий достижения наивыгоднейшего компромисса между противоречивыми требованиями со крашении расходов на хранение и обеспечения платежеспособного спроса является предметом теории управления запасами.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.).

Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого и производства, потреблении материальных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Классификация запасов. Оценка  запасов.

Материальные запасы – находящиеся на разных стадиях  производства и обращения продукции, ожидающая вступления в процесс  производства и личного потребления. Причины создания запаса: экономия на закупках, сокращение затрат на транспорт, обеспечение  гарантий снабжения производства, защита от инфляции, учет колебания рынка и природных факторов. Классификация запасов: 1. по месту продукции в лог.системе – запасы матер.ресурсов, запасы незаверш.производства, запас готовой продукции. 2. по отношению к логистич.операциям – запасы в снабжении, производственные запасы (их задача бесперебойное производство),сбытовые запасы (на выходе из производства), совокупный запас - это сумма товарных, незаверш.произв и др запасов в сфере производства и обращения, средние запасы, транспортные запасы (запасы в пути)  - запасы гот.продукции и матер.ресурсов в процессе транспортировки. 3. по функциональному назначению – текущий запас (это основная часть производственного тов.запаса, предназначенная для бесперебойного обеспечения производства и потребления между двумя поставками). Запас текущий максимальный = среднесуточный потребитель * период поставки .   Страховой запас (буферный гарантийный) – создается для сокращения технол, эк, и фин.рисков и потерь в случае непредвиденных колебаний спроса на продукцию или в решении сроков поставки товаров и матер.ресурсов на склад. Страховой запас = среднесуточный потребитель * (время заказа + время доставки). 

Подготовительный запас  - часть производственного товарного  запаса создаваемого для обеспечения  непрерывности производства в период подготовки товара, ресурса к потреблению. Подготовительный запас = среднесуточный потребитель * время подготовки товара.

Совокупный запас = максимальный текущий запас + запас страховой +  запас подготовительный  = среднесуточный потребитель * время приготовления. Сезонный запас – запасы ресурсов и товаров, создаваемые для непрерывного обеспечения производства и потребления в период сезонного перерыва в производстве потр-я и поставки мат.ресурсов и товаров. Среднесуточный потребитель = обьем  годовых потреблений / время годов * время / сут.

Запас максимальный сезонный = среднесут. потребитель * (время год  – время навигации) . Запасы продвижения (спрос на постоянные, возможно резкое увеличение спроса). Спекулятивные запасы создаются для защиты от возможного роста цен. Запасы неликвидной продукции на рынок товары не выйдут Каждый из видов запаса может бытьизмерен:  а) в натуральном выражении (шт., м2) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции; б) в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене) необходим для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями.  
в) в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).  
Метод оценки запасов по средний основан на расчете средней себестоимости запасов продукции. ≪Взвешивается≫ количество запасов продукции, за- купаемой по разным ценам.

Метод поштучной  оценки применяется для учета таких изделий, как автомобили и уникальные произведения живописи, дорогие ювелирные изделия и мебель, изготовленная на заказ.

18. Классификация складов.  Под складом поним здания, сооруж-ия, оснащ-ные спец-ым технологич-им оборуд-ием, ср-вами автоматизации, механизации для осущ-ния опред-ых функциональных операций.  Основные функции склада:1.Созд-ие необх-ого ассортимента в соотв-ии с заказом потреб-ля. 2 Концентрация запасов, их складир-ия и хранения. 3.Унитизация грузов (объедин-е мелких грузов в более крупную партию) 4.Оказ-ие услуг клиенту:фасовка прод-ии; заполн-ие и распаковка контейнеров; проверка функционир-ия приборов; придание товарного вида; трансп-но-экспеди-ционные услуги; первичная обраб-ка.  Виды складов в отличии от их места в логистич цепи:1.Склады снабженческой лог-ки;2.Склады производств-ой лог-ки (инструменты, НЗП, приборы);3.Склады распределит-ной лог-ки:-склад ГП; -распределит-ые склады произв-лей;-склады оптовой продажи; -склады розничной торговли.4.Склады трансп-ых орг-ций (авио терминалы, речные, морские). Виды складов:1. по виду продукции склад матер-ых ресурсов,НЗП, незаверш-ой прод-ии, тары, возвратных отходов, инструмента 2. по зоне обслуживания общезав-ой склад (центральный), участковый, прицеховой 3. по форме собственности собств-ый, арендуемый, коммерч-ий. склады обществ-ых и некоммерческих орг-ций 4. по функциональному назначению склад буферных запасов, транзитно перевалочный, специальный 5. по уровню специализации узкоспециализир-ый, огранич-ого ассортимента, широкого ассортимента 6. по виду конструкции складс-х зданий закрытый склад, полузакрытые и открытые площади 7. по этажности здания многоэтажный, одноэтажный высотой до 6 м, высотный, высотно стелажный высотой более 10 м, склад с перепадом высот 8. по возмож-ти доставки и вывоза груза портовый, прирельсовый, глубинный Критерием выбора склада явл условие минимума затрат. Собств-ый склад целесообразно выбрать если товарооборот в этом регионе хар-ся большими р-рами и стабильностью. Собст-ый склад целесообразен при высокой конкуренции в регионе сбыта, к-ый предопред-ет повыш-е треб-ия к сервису склад-го обслуж-ия. Склад общего пользов-ия целесообразно выбрать, если имеется сезонность поступл-я груза, если фирма внедр-ся на новый р-к, где усл-я еще не известны, если при работе с клиен-тами на место выдвиг-ся треб-ия частых, дробных поставок (с/с JIT).Комбинация собств-го склада и склада общего польз-я экон-ки оправдана, если фирма реализует прод-ию во многих различ-х регионах и в случае сезонного спроса на товар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Информационное обеспечение  логистических операций. Логистическая информация - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия. Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации. Письменным подтверждением факта совершения логистической операции является документ. Документ - письменный акт установленной формы, составленный компетентными должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей. Виды документов: 1) первичные (путевой лист, товарно-транспортная накладная); 2) вторичные (журнал учета приходных ордеров и др.). Движение документов в пространстве и во времени с момента их создания или получения до завершения ис-полнения или отправки - это документооборот. Грамотная организация документооборота способствует усилению информационной готовности предприятия. Информационная готовность определяется способностью предприятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения за-каза. Информационная готовность рассчитывается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени. В настоящее время в связи с развитием НТП для облегчения работы используются автоматизированные информационные системы. Преимущества применения информационных систем. 1) компьютеризированная обработка данных процедур закупки сокращает ручную обработку до минимума. Это уменьшает количество возможных ошибок и со-кращает время обработки;_ 2) учетная информация становится более точной и доступной по первому требованию. Это обеспечивает лучшую подготовку переговоров, лучшие цены и качество; 3) облегчается обработка большого объема данных; 4) оперативная деятельность улучшается благодаря наличию оперативных данных и улучшенному контролю над операциями.

Требования  к автоматизированным информационным системам:

1) масштабируемость - способность  системы поддерживать как единичных  пользователей, так и множество  пользователей; 2)распределенностъ - способность  системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия; 3) модульность - способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать

функции системы исходя из специфики и сложности деятельности предприятия, т. е. система автоматизации гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт}. Основные задачи информационной системы: 1) непрерывное обеспечение достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа и о структуре общих затрат; 2)реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности); 3) обеспечение возможности своевременного выявления ≪узких мест≫;

4) обеспечение возможности  перераспределения ресурсов предприятия; 5) обеспечение возможности оценки  сроков исполнения заказов потребителей_

 

 

 

 

 

 

 

 12. Системы управления и факторы, определяющие движение материальных потоков на производстве.

Основные требования к организации и управлению материальными  потоками. Мат-й поток – грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу. Под операциями понимается разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д. Современная организация и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать ряду требований: обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерному выпуску продукции; обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ; обеспечение максимальной непрерывности процессов производства; обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.; Обеспечение непрерывности планового руководства; Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства. Различают несколько систем управления материальными потоками: MRP – план-е потребности в материалах; DRP – план-е распределения ресурсов; JIT – управление мат-ми и инф-ми потоками по принципу “точно вовремя”; KANBAN – инф-ное обеспечение оперативного управления мат-ми потоками по принципу “точно вовремя”; OPT – оптимизированная технология пр-ва. Тянущие системы управления мат-ми потоками в произв-ной логистике: Система управления мат-ми потоками в производстве - это орг-ный механизм, формирующий и регулирующий движение мат-х потоков внутри произ-ной системы. Система управления мат-ми потоками в производстве - это орг-я производства, при которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а потому жесткий график отсутствует. Система предполагает сокращение разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования, и времени их потребления. Толкающие системы управления мат-ми потоками в произв-ной логистике: Система управления мат-ми потоками в производстве - это орг-ый механизм, формирующий и регулирующий движение мат-х потоков внутри произв-ной системы. Толкающая система предполагает: ориентацию на большое количество поставщиков, нерегулярные поставки, рынок продавца, ориентацию на сбыт, стабильный спрос на продукцию или услуги, умеренную конкуренцию, ограниченных перечень продукции или услуг, значительное число источников снабжения ресурсами, ориентацию производства на максимальную загрузку производственных мощностей и непрерывное производство, планирование, которое начинается с заготовок, запасы в виде излишних ресурсов, применение специального оборудования.. Виды тянущих систем управления материальными потоками: Управление материальными и информационными потоками точно в срок - JIT - "тянущие" системы управления. Логистическая концепция JIT появилась к концу 50 х. Идея концепции - синхронизация процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах именно к тому моменту, когда звенья логистической цепи нуждаются в них для выполнения заказа. Цель концепции минимизация затрат, связанных с созданием запасов. Виды толкающих систем управления материальными потоками: "Толкающие" системы управления: MRP - планирование потребности в материалах, DRP - планирование распределения ресурсов. Концепция "планирование потребностей ресурсов противопоставляется концепции JIT, т.к. на ней базируются системы толкающего типа. Идея концепции RP: определить сколько и в какие сроки необходимо произвести готовой продукции, затем определить время и необходимое количество ресурсов для выполнения производственного расписании. Основная цель концепции - обеспечить непрерывный поток запланированных количеств материальных ресурсов и запасов продукции на горизонте планирования. Толкающие системы управления характерны для традиционных методов организации производства.

19. Подходы к определению места  расположения склада (оптовой базы).

При определении складских  мощностей необходимо учитывать  требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже. Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных ситуаций. При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов). Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Логистика складирования. Основные  складские операции.

Склад –это один из элементов складского хоз-ва. Складское хоз-во -это комплекс складов, вспомогательных устройств и обслуживающих подразделений. включая соответствующий персонал, осуществляющий размещение, хранение, учет,контроль и отпуск ТМЦ.  Элементами скл-ой лог-кой с-мы явл-я: 1.Сооружения для обеспечения сохранности ТМЦ. 2.Коплекс специальных устройств и оборудование для хранение, перемещения, укладки ТМЦ, т.е стеллажи и различного вида грузоподъемного оборудования. 3.Оборудование для подготовки ТМЦ к произ-му потреблению или отпуску, весовое и измерительное оборудование, противопожарные системы. 4.Система информации и управления, необходимая для учета, контроля, регулирования материалопотока, а также для проверки сохранности ТМЦ.  Главная функция складского хоз-ва - это сглаживание неравномерности пр-ва и потребления продукции и работы различных видов транспорта. Главный элементом в складском хозяйстве является склад- это техническое устройство, оборудованное площадкой или помещением, предназначенное для концентрации и времени хранения ТМЦ с целью его последующего производства, обращения и потребления. Основные функции склада: 1)преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. 2)складирование и хранение – позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, а также осуществлять непрерывное производство и снабжение.. 3)консолидация и транспортировка грузов. Характеристика складских операций. Приемка продукции осуществляется по кол-ву и по качеству (в соответствиями с инструкциями о порядке приемке продукции производственного технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству) и заключается в проверке соответствия кол-ва и качества поступившей продукции данными указанным в товарно-сопроводительных документах. Различают условия и технику хранения. Под условиями подразумевается, та окружающая среда, в которой ТМЦ хранятся на складах. Для большинства товаров наилучшими условиями явл. T=10-12.влажность 60%.Под техникой хранения подразумевается порядок и способ укладки хранения товаров. Комплектование заказов(отборка)-может осуществляться либо на основе последовательного комплектования заказов либо одновременно по нескольким заказам с последующей рассортировкой по отдельным заказам. Подготовка к отпуску сырья и материалов для производ-ного потребления включает в себя: очистка от загрязнений, сушку, раскрой, резку, дробление. В этих случаях, как правило, при складах организуются соответствующие подразделения Подготовительные операции к отпуску включают: тароупаковочные операции, расфасовку, маркировку, пакетирование, укладка грузов в контейнер. Тарирование и упаковка. Тара - особый вид изделия, предназначенный для упаковки ТМЦ. Назначение тары состоит в следующем: 1.предотвращение колич-ных потерь и ухудшение качества грузов при их перемещении и хранении. 2.Создание удобств при транспортировке и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. 3.лучшее использование емкости складских помещений и грузоподъемности транспортных средств. Важное значение имеет: стандартизация тары, задачей которой является установление общих норм и требований к таре и  унификация тары, т.е. установление оптимальных размеров веса и качества тары. Унификация предусматривает приведение всего многообразия многочисленных видов тары и упаковки к ограниченному числу видов закрепленных за отдельными группами продукции на сравнительным продолжительный период. Унификация позволяет согласовать между собой линейный размер тары, грузовые единицы транспортных средств и оборудование для хранения, погрузки, разгрузки; с этой целью предусмотрены параметры грузовой единицы(базовый модуль).Размер:400 на 600 мм Грузовая единица - некоторое число грузов, которое выгружают, погружают и транспортируют как единое целое. Хаар-ми грузовых единиц являются: размеры, способность к сохранению целостности и первоначальной геометрической формы в процессе осуществления лог-х операций. Классификация тары: 1.Возратная (или разовая) и не возвратная (или многоразовая). 2.По роду материалов: стеклянная, картонная, бумажная, металлическая, пластмассовая и т.д. 3.Внутреняя и внешняя. Внутренняя - упаковка переходит с помещенным в нее продуктом в собственность покупателя. Внешняя - в которой товары транспортируются или хранятся в процессе передвижения их от производителя к покупателю. Маркировка - знаки, условное обозначение на каком либо материале, на таре и прикрепленных бирках, ярлыках.                         Различают маркировки: 1.Товарная-которая включает в себя: артикул, наименование товара, цвет, сорт, размер, вес Брутто и Нетто. Она наносится изготовителем продукции. 2.Отправительская-наносится на грузовые места(единицы) и содержит наименование отправки и получателя,№ грузового места, общее кол-во мест в партии. Так же существует специальная маркировка, которая указывает на способ обращения с грузом. Специальная дополнительная маркировка.

15. Количественный подход к оптимизации  запасов. 

Формируя стратегию управления запасами, мы, в общем случае, стремимся  управлять дискретными поставками, стремясь приспособиться к неуправляемому, но прогнозируемому спросу. Стратегия управления запасами – это последовательность решений, определяющих моменты поставок и их объемы. Таким образом, стратегия отвечает на два вопроса: Когда? и Сколько? Качество стратегии управления запасами характеризуется издержками. Стратегия эффективна, когда издержки минимальны. Издержки связаны с поставками и хранением запасов, а также с дефицитом. Суммарные издержки подразделяются на постоянную и переменную составляющие. Постоянные издержки связаны, в первую очередь, с поставками. Это затраты, не зависящие от размеров поставки. К ним относятся организация заказа, телефонные переговоры, командировочные и частично транспортные расходы и т.д. Обозначим такие затраты посредством a. Переменные издержки связаны, главным образом, с хранением запасов. Они пропорциональны размерам запаса и срокам хранения. Сюда попадают упущенная выгода от замораживания оборотных средств, страховка запаса, оплата работ по перефасовке товара и т.д. Затраты по хранению единицы продукции в течение единицы времени обозначим посредством b. Традиционно эта величина выражается как определенный процент i от цены (стоимости единицы) запаса c, то есть в виде b = ic Дефицит связан с многообразными потерями – потерей не только текущей выгоды, но и будущих возможностей, упущенными клиентами, потерей перспективы. Мы начнем изучение в предположении о недопустимости дефицита, затем перейдем к моделированию более сложных ситуаций, когда дефицит допускается, но за него приходится платить. Отметим, что в анализ включаются только релевантные затраты, связанные с решениями по поставкам. Затраты, инвариантные таким решениям, не зависящие от них, в анализ не включаются. В качестве критерия оптимальности рассматриваются средние издержки за единицу времени. Эту величину следует минимизировать. Простейшая модель и формулы Уилсона Начнем с простейшей модели, предполагающей отсутствие неопределенностей. Эта модель лежит в основе других, существенно более сложных и развитых моделей управления запасами. Продукция поступает на склад, хранится там и уходит со склада в соответствии со спросом. В простейшей модели все полностью прогнозируемо, интенсивность спроса известна и постоянна. Обозначим ее посредством a. Таким образом, в единицу времени со склада уходит a единиц продукции. Запас на складе пополняется периодически и одинаковыми поставками (партиями). Пусть T –период времени между поставками (длина цикла), Q – размер партии. Величина складского запаса V во времени. Дефицит (неудовлетворенный спрос) в простейшей модели рассматривается как явление недопустимое. Слишком ранний приход поставки, когда запас еще имеется, не выгоден, поскольку приходится хранить лишний запас (и раньше времени оплачивать поставку). Поскольку неопределенность отсутствует, то все можно спрогнозировать и рассчитать. Очередная партия должна приходить в момент, когда запас на складе опускается в точности до 0. В момент поставки размер запаса поднимается вверх на величину поставки Q и затем расходуется с постоянной интенсивностью a.  Размер партии и длина цикла связаны соотношением Q = aT. Можно пополнять запас большими партиями через длинные промежутки времени, а можно малыми партиями и через короткие промежутки. Задача в том, чтобы определить оптимальный размер партии (и, соответственно, оптимальную длину цикла). Рассмотрим средние затраты в единицу времени. Поскольку ситуация циклически повторяется, то оптимизационные расчеты достаточно провести для одного цикла. На промежутке времени T постоянная составляющая  затрат равна a (одна поставка), переменная составляющая затрат равна 0,5´Q´T´b (площадь треугольника, умноженная на коэффициент b). Общие затраты на промежутке T равны сумме этих двух составляющих, а средние затраты L в единицу времени определяются формулой .  Полученное выражение содержит сумму двух слагаемых. Первое слагаемое, a / T, определяется постоянной составляющей затрат и представляет собой обратно пропорциональную зависимость от T. Второе слагаемое, 0,5bQT, определяется переменной составляющей затрат и представляет собой прямо пропорциональную зависимость от T. При коротких циклах (частые поставки небольшими партиями) затраты будут значительными за счет первого слагаемого. При длинных циклах (редкие поставки крупными партиями) – за счет второго. Сумма этих слагаемых достигает минимума при некоторой промежуточной длине цикла *.  Для того, чтобы рассчитать оптимальный цикл T* достаточно продифференцировать полученное выражение для затрат L и приравнять производную нулю. Получим , Отсюда . Для оптимального размера партии Q* получаем . Оптимальный размер партии в этих условиях называется также экономичным объемом заказа (economic order quantity – EOQ). Для получения минимальных средних затрат в единицу времени L* следует подставить T* в указанную выше формулу для L. В результате получим . Отметим, что два слагаемых, соответствующих постоянной и переменной составляющей затрат, оказались равны друг другу (это отчетливо проявляется на предпоследнем шаге преобразований). Таким образом, минимум затрат соответствует балансу постоянной и переменной составляющей. Полученные формулы для T*, Q*, L* называются формулами Уилсона (Wilson). Они действительны для простейшей модели, соответствующей весьма жестким предположениям. Однако формулы для других, сложных моделей, гораздо более приближенных к реальности, обычно оказываются модификациями формул Уилсона. В этом смысле формулы Уилсона имеют базовый характер.  Величина L не включает непосредственно затраты, связанные со стоимостью товара. Для обеспечения спроса в единицу времени требуется a единиц товара. Пусть товар покупается по цене c. Тогда затраты по стоимости товара равны ca. Обозначим посредством`L средние издержки в единицу времени с учетом стоимости партии. Тогда `L = L + ca. При реализации оптимальной стратегии получаем `L* = L* + ca. Поставка партии на склад требует определенного времени. Поэтому заказ на поставку подается с упреждением. Обозначим срок поставки (период упреждения) посредством t. В зависимости от конкретных условий он может измеряться минутами, часами, днями, неделями. Для того, чтобы заказанная партия поступила точно в требуемый момент, заказ следует подавать заранее, за время t до этого момента. В момент поступления объем запаса должен быть равен 0. Следовательно, в момент подачи заказа объем запаса на складе должен составлять величину K, K = t ´ a. Эта величина K называется критическим объемом запаса. Следующие три модели управления запасами являются развитием простейшей модели. Оптимизационные формулы для них выводятся аналогичным способом. Модель с растянутой поставкой   Модель с допущением дефицита  Модель с растянутой поставкой и допущением дефицита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     


Информация о работе Шпаргалка по "Логистике"