Основные элементы закупочной логистики промышленного предприятия» (на материалах ОАО «Автоагрегат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Опыт логистической деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться логистические службы. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип логистики.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Организация закупочной деятельности на предприятии
1.3 Определение оптимальных параметров поставки
2. Комплексный анализ деятельности и обеспеченности материально-техническими ресурсами ОАО «Автоагрегат»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Автоагрегат»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Автоагрегат»
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат»
3. Разработка рекомендаций по логистической оптимизации закупочной деятельности
3.1 Организация закупок на предприятии ОАО «Автоагрегат»
3.2 Мероприятия по логистической оптимизации товарного обеспечения ОАО «Автоагрегат»
3.3 Оценка эффективности закупок ОАО «Автоагрегат»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 149.84 Кб (Скачать)

     - фирма «Ahlstrom Boss Garte Speciali S. P. A.» Италия – 20%;

     - ОАО «Орелэнерго» - 10%.

     В общем объеме получаемых материальных ресурсов импорт занимает 20%.  

     

     Рисунок 7 – Диаграмма поставщиков сырья  ОАО «Автоагрегат 

     Материально-техническое  снабжение организуется за счет бесперебойных поставок материалов (бумага, металл, картон). Существует постоянный запас на складах, но только в течение месяца.

     АО  «Лакокраска», распряженный в городе Ярославле, является основным поставщиком эмали и красок. Фабрика нетканых материалов города Дмитровск поставляет материал, который необходим для производства фильтров типа ВАЗ и КамАЗ.

     Предприятие НЛМК города Липецк является поставщиком  металла, а итальянская фирма «Альстром» является крупным поставщиком фильтрующего картона. Эта фирма практически каждый год посылает своих представителей на ОАО «Автоагрегат», с целью анализа деятельности предприятия и проведения переговоров о дальнейших условиях поставки сырья.

     Также крупным поставщиком является волгоградское  предприятие АО «Нимпром», которое поставляет смолу ПВХ.

     Имеются и множество мелких поставщиков, занимающихся поставкой различных  химических компонентов, необходимых  для производства пластизоля. Среди них можно выделить «Автодеталь» город Уфа, фирма BAF.

     Конкуренты. Сегодня недостаточно внимание потребителей. Необходимо анализировать поведение  конкурентов. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного  преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды  потребителей более чем предложения  конкурентов.

     Прямые  конкуренты ОАО «Автоагрегат» это  предприятия, выпускающие аналогичную  продукцию. К ним относятся предприятия:

     - ОАО «Энгельский завод фильтров»  (г. Энгельск) – имеет широкий  ассортимент элементов очистки  воздуха, масла и топлива на  все виды авто- и мототехники,  отдел продаж имеет возможность  предоставлять скидки для оптовых  покупателей в зависимости от объемов закупки.

     - «Невский фильтр» (г. Санкт-Петербург)  – предприятие не имеет такого  ассортимента продукции, как ОАО  «Автоагрегат». Но принятие решений  о проведении рекламы во всех  средствах массовой информации (радио,  интернет, газеты, журналы), способствовало  улучшению экономического положения  предприятия. Менеджеры предприятия  работают в режиме онлайн, это  способствует облегчению и ускорению  процесса выполнения заказа.

     - «Цитрон» - помимо выпуска фильтров  и фильтрующих элементов выпускает и другие запасные части для автомобильной техники. Цены продукции «Цитрон» равны ценам ОАО «Автоагрегат». Улучшение внешнего вида масленой группы фильтров способствует увеличению спроса продукции, но по техническим характеристикам значительно отстает в качестве.

     Сравнивая ценовую политику можно сказать, что по отношению к конкурентам  ценам ОАО «Автоагрегат» вполне доступны. Продукция предприятия  рассчитана на среднего покупателя.

     По  проведенному анализу можно сделать  вывод: отношение между конкурентами ОАО «Автоагрегат» относятся к олигополистической конкуренции, где господствует несколько крупных российских производителей, продукция этих предприятий в принципе одинаковая, но отличается техническими параметрами.

     Сбыт  продукции в ОАО «Автоагрегат»  осуществляется при помощи следующих  операций: бартер, взаимозачет, за наличный расчет, в кредит, под реализацию, по предоплате. Затруднение сбыта  продукции привело к сокращению объемов производства. В связи  с этим увеличились резервы предприятия, что привело к снижению деловой  активности предприятия.

     ОАО «Автоагрегат», как правило, использует независимую систему сбыта в систему сбыта через финансово зависимых посредников, особенно на рынках, имеющих первостепенное значение для предприятия.  

     2.3 Анализ закупочной  деятельности предприятия  ОАО «Автоагрегат» 

     При анализе обеспеченности предприятия  материальными ресурсами изучают  качество самого плана, и прежде всего  обоснованность планирования потребности  в ресурсах. Такой анализ должен установить, правильно ли определена предприятием потребность в материальных ресурсах, своевременность и полноту  заключения договоров на поставку сырья, материалов, топлива и как они были выполнены.

     Проанализируем  данные по оборотным средствам предприятия.

     Оценим  оборотные активы ОАО «Автоагрегат».  

     Таблица 1 - Рейтинговая оценка состояния  оборотных средств ОАО «Автоагрегат»  за 2008-2010 гг.

Показатель Норматив 2008 2009 2010
1.Рентабельность  оборотных активов, Рок     0,56 0,38
2. Текущая ликвидность, Ктл 0,2-0,3 8,55 8,71 6,29
3. Срочная ликвидность, Ксл 0,7-0,8 8,85 8,83 6,37
4.Абсолютная  ликвидность, Кал  более 1 9,6 10,52 7,79
5. Наиболее ликвидные активы, А1   6023 7202,9 13804
6. Быстро реализуемые активы, А2   74 95 172
7. Медленно реализуемые активы, А3   1201 1401 3099
8.Коэффициент  обеспечения собственными оборотными  средствами, Кос более 0,1 0,9 0,92 0,6
 

     Методика  расчетов данных показателей приведена  ниже: 

     

 (3)  

     ЧП  – чистая прибыль;

     ОА  – ∑ оборотных активов 

     А1 = ст. 250 + ст. 260, ф.1

     А2 = ст. 240 + ст. 270, ф.1

     А3 = стр. 210 + стр. 220+ стр. 140, ф.1

       (4) 

     где ДС – сумма денежных активов предприятия  на определенную дату;

     КФВ–сумма краткосрочных финансовых вложений предприятия на определенную дату;

     КО  – сумма всех краткосрочных финансовых обязательств предприятия на определенную дату 

     

 (5) 

     где ДЗ – сумма дебиторской задолженности  всех видов 

     

 (6) 

     где ОА – сумма всех оборотных активов  предприятия 

     

 (7) 

     где СОС – собственные оборотные  средства;

     ОА  – оборотные активы

     Показатели  ликвидности ОАО «Автоагрегат»  намного превышают норму. Это  связано с небольшой долей  краткосрочных обязательств в пассивах предприятия.

     За  исследуемый период произошло снижение рентабельности оборотных капиталов предприятия за счет большего роста оборотных капиталов, по сравнению с чистой прибылью. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами снизился за счет резкого роста оборотных средств и, в частности, запасов.

     Структура и динамика изменения запасов  предприятия за 2009-2010 гг. представлена в таблице 2.

 

      Таблица 2 - Структура и динамика изменения запасов ОАО «Автоагрегат»

Наименование На начало периода На конец  периода Отклонение, тыс. руб. Темп  прироста, %
тыс. руб. в % тыс. руб. в %
Запасы, всего  1288 100,00% 2848 100,00% 1560 121,11%
в том  числе:            
сырье, материалы и др. аналогичные ценности 750 53,53% 1953 63,02% 1203 160,40%
готовая продукция и товары для перепродажи 327 23,34% 480 15,49% 153 46,79%
товары  отгруженные 190 13,56% 415 13,39% 225 118,42%
расходы будущих периодов 21 1,50% 0 0,00% -21 -100,00%
 

     Анализ  данных таблицы 2 видно, что запасы предприятия  возросли. Это связано, прежде всего, с увеличением объема продаж. При этом, в первую очередь, увеличилась доля сырья и материалов.

     Данные  по обороту запасов представлены в таблице 3. 

     Таблица 3 - Оборот запасов ОАО «Автоагрегат»

      Показатели Расчетная формула 2008 2009 2010
      1. Оборот  запасов, раз (Ф.1: стр.211,212,213, 216, 217) Отношение выручки  от реализации продукции и

      средней величины производственных запасов

      50,4 52,18 25,72
      2. Срок оборота запасов, дней Длительность  периода. Оборот производственных запасов 7,2 6,9 14
 

     Срок  оборота запасов возрос.

     В результате анализа технико-экономических  особенностей деятельности ОАО «Автоагрегат» и их влияния на организацию оборотных средств и обеспечения материалами определено, что к их числу могут быть отнесены следующие:

     - сезонность спроса;

     - высокая материалоемкость;

     - широкая номенклатура применяемых  материалов;

     - с учетом требований рынка  необходимость широкого ассортимента предлагаемой продукции;

     - ежегодное освоение новых видов  продукции. 

     Планирование  запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.

     Основной  математической моделью, которая применяется  на предприятии для планирования запасов, является так называемая классическая модель экономического размера заказа, когда для упрощения принимаются условия равномерного потребления (расхода) и постоянного определенного отставания времени поставки от момента заказа продукции (марки материала) у поставщика. При этом минимизируются суммарные издержки хранения запасов, которые берутся прямо пропорциональными объему этих запасов и времени хранения, и издержки, связанные с заказом, которые постоянны для каждого заказа и не связаны с объемом заказа. Эта модель описана во многих работах и, в частности, у Букана Д. и Кинигсберга Э. в книге «Научное управление запасами». Основным ее результатом является следующая формула определения оптимального размера заказа (партии) поставки:  

     qопт  = v 2 х (1 / С2) х С1 х Q, (8) 

     где qопт – оптимальная партия поставки;

     С1 – сумма постоянных транспортно-заготовительных  расходов;

     Q – потребность в материале  на планируемый период T;

     С2 – сумма издержек хранения и потерь от иммобилизации (пролеживания) единицы материала в запасе за планируемый период T (продолжительность года – T=365 дней).

     Норматив  оборотных средств по запасам  комплектующих исчисляется на основании  их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.

     Однодневный расход определяется путем деления  затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства – на 360 дней).

     Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.

     Норма оборотных средств по каждому  виду комплектующих учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.

     Текущий запас – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной  работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок комплектующих по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой комплектующих несколькими поставщиками и в разные сроки.

     Страховой запас – второй по величине вид  запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении  и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

     Транспортный  запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

     Подготовительный  запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования комплектующих. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Информация о работе Основные элементы закупочной логистики промышленного предприятия» (на материалах ОАО «Автоагрегат»)