Основные элементы закупочной логистики промышленного предприятия» (на материалах ОАО «Автоагрегат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Опыт логистической деятельности отечественных предприятий весьма ограничен. На многих предприятиях только начинают действовать, а на некоторых организовываться логистические службы. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип логистики.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Организация закупочной деятельности на предприятии
1.3 Определение оптимальных параметров поставки
2. Комплексный анализ деятельности и обеспеченности материально-техническими ресурсами ОАО «Автоагрегат»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Автоагрегат»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Автоагрегат»
2.3 Анализ закупочной деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат»
3. Разработка рекомендаций по логистической оптимизации закупочной деятельности
3.1 Организация закупок на предприятии ОАО «Автоагрегат»
3.2 Мероприятия по логистической оптимизации товарного обеспечения ОАО «Автоагрегат»
3.3 Оценка эффективности закупок ОАО «Автоагрегат»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 149.84 Кб (Скачать)

     Другим  преимуществом организации товарных потоков путем закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента [3].

     Из-за того, что посредники закупают крупную  партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя.

     Важнейшей функций в заготовительной логистике является контроль входных потоков - поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершения проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции. Проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии функция контроля позволяет регулировать интенсивность товарных потоков и делать выводы о надежности и ответственности поставщика.

     Произошедшие  непредвиденные сбои в поставках могут привести к временной остановке производства или сокращении объемов производства. При надлежащей организации контроля предприятие сможет оперативно получать информацию об объеме и сроках ожидаемых поставках товаров и оперативно принимать соответствующие меры при возможных отклонениях от условий заказа.

     Логистическая система контроля за выполнением заказа предусматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получателем товара. Данное взаимодействие обоюдовыгодно, так как позволяет выявить недостатки в работе поставщик, а для потребителя иметь надежного поставщика позволяющего работать предприятию без сбоев. При таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий.

     Подготовка  бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:

     - затраты на выполнение заказа  по основным видам материальных  ресурсов;

     - затраты на транспортировку, экспедирование  и страхование;

     - затраты на грузопереработку;

     - затраты по контролю за соблюдением  условий договора поставки;

     - затраты на приемку и проверку  материальных ресурсов;

     - затрат на поиск информации  о потенциальных поставщиках.

     В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики  следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

     Координация и системная взаимосвязь закупок  с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также  с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

     Как правило, установленная на предприятии система контроля предназначена не только за соблюдением условий заказа, но также для выявления на начальной стадии брака, позволяет тем самым избежать попадания в производственный процесс некачественного сырья и материалов. Непосредственная взаимозависимость между качеством сырья и готовой продукции заставляет предпринимателей уделять повышенной внимание качеству исходного сырья.  

     1.3 Определение оптимальных  параметров поставки 

     Основными параметрами поставки являются: величина заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется  заказ.

     Оптимальный размер партии поставляемых товаров  и, соответственно, оптимальная частота  завоза зависят от следующих факторов:

     - объем спроса (оборота);

     - расходы по доставке товаров;

     - расходы по хранению запаса.

     В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

     И расходы по доставке и расходы  по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров  при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки  осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рисунке 4.

     Расходы по хранению растут прямо пропорционально  размеру заказа. Эта зависимость  графически представлена на рисунке 5. 

     

     Рисунок 4 – Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа 

     

     Рисунок 5 – Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа 

     Сложив  оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рисунок 6). Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой  суммарные издержки будут минимальны. Абсцисса этой точки Sопт дает значение оптимального размера заказа.

 

     

     Рисунок 6 – Зависимость суммарных расходов на хранение и транспортировку от размера заказа (оптимальный размер заказа - Sопт) 

     Задача  определения оптимального размера  заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение  суммарной кривой, продифференцировать  его и приравнять вторую производную  к нулю. В результате получим формулу, известную в теории управления запасами, как формулу Уилсона, позволяющую  рассчитать оптимальный размер заказа: 

     

, (1) 

     где Sопт - оптимальный размер заказываемой партии;

     О - величина оборота;

     Ст - издержки, связанные с доставкой;

     Сх - издержки, связанные с хранением.

     Контроль  за состоянием материальных запасов

     Управление  запасами, наряду с нормированием, предусматривает  организацию контроля за их фактическим  состоянием.

     Контроль  за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов  продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления с целью выявления  отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

     Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена  повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может  проводиться на основе данных учета  запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.

     На  практике применяются различные  методы контроля. При первом методе период, через который предприятие  направляет заказ поставщику, не меняется (система с фиксированной периодичностью заказа). Сущность второго метода заключается  в том, что как только запас  какого либо товара достигнет заранее  определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время  один и тот же (система с фиксированным  размером заказа).

     Система контроля за состоянием запасов с  фиксированной периодичностью заказа. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством  проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара.

     Размер  заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку  для исполнения заказа, требуется  определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается  на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле: 

     P = Змакс - ( Зф - З t ) , (2) 

     где Змакс - предусмотренный нормой максимальный запас;

     Зф - фактический запас на момент проверки;

     Зt - запас, который будет израсходован к течение размещения и выполнения заказа.

     Поскольку заказ осуществляется через равные промежутки времени, то величина заказываемой партии в разных периодах также будет  различна. Естественно, применять эту  систему можно тогда, когда, есть возможность заказывать партии, различные  по величине (например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого  товара эта система неприменима). Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос  за прошедший период был незначителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии  несущественности расходов, связанных  с выполнением заказа.

     Особенностью  описываемой системы является также  и то, что она допускает возникновение  дефицита. Если спрос резко усилится, то запас закончится до наступления  срока подачи заказа. Это означает, что система применима, когда  возможные потери от дефицита для  предприятия также несущественны.

     Система контроля за состоянием запасов с  фиксированной периодичностью заказа применяется в следующих случаях:

     - условия поставки позволяют получать  заказы различными по величине  партиями;

     - расходы по размещению заказа  и доставка сравнительно невелика;

     - потери от возможного дефицита  сравнительно невелики.

     Система контроля за состоянием запасов с  фиксированным размером, заказа означает, что пополнение запаса является величиной  постоянной. Интервалы времени, через  которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные.

     Нормируемыми  величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается  при уменьшении наличного запаса до точки заказа. После размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой - то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится, или же будет нарушен срок поставки, то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Cистема контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.

     На  практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством  заказа применяется преимущественно  в следующих случаях:

     - большие потери в результате  отсутствия запаса;

     - высокие издержки по хранению  запасов;

     - высокая стоимость заказываемого  товара;

     - высокая степень неопределенности  спроса;

     - наличие скидки с цены в  зависимости от заказываемого  количества.

Информация о работе Основные элементы закупочной логистики промышленного предприятия» (на материалах ОАО «Автоагрегат»)