Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:51, реферат
Развитие международного экономического сотрудничества предопределяет увеличение объема международных автомобильных перевозок, а вовлечение России в мировые экономические процессы предполагает необходимость обращения отечественной юридической науки к вопросам, касающимся правового регулирования этих перевозок. Важную роль в правовом регулировании транспортного комплекса призваны играть нормы международного частного права, значение которого возросло по мере расширения международных экономических связей, появления новых организационных форм делового сотрудничества.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения…………………………………………………..6
§1.1 Понятие договора перевозки грузов, пассажиров и багажа……...….6
§1.2 Правовое регулирование международных автомобильных перевозок………………………………………………………………………8
Глава 2. Заключение и исполнение договора международной автомобильной перевозки.………………………………………………….13
§2.1 Товарно-транспортная накладная…………………………………….13
§2.2 Допуск к международным перевозкам……………………………….19
Глава 3. Права и обязанности сторон………………………………………24
§3.1 Права и обязанности транспортера…………………………………...24
§3.2 Права и обязанности отправителя…………………………………….26
Глава 4. Ответственность сторон…………………………………………..
.28 §4.1 Ответственность перевозчика………………………………………….28
§4.2 Ответственность отправителя………………………………………….33
§4.3 Претензии и иски…………………………………………………………..34 Заключение……………………………………………………………………..37
Список используемых источников……………………………………………..39
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие положения…………………………………………………..
§1.1 Понятие договора перевозки грузов, пассажиров и багажа……...….6
§1.2 Правовое регулирование
международных автомобильных перевозок………………………………………………………
Глава 2. Заключение и исполнение
договора международной автомобильной
перевозки.………………………………………………….
§2.1 Товарно-транспортная накладная…………………………………….13
§2.2 Допуск к международным перевозкам……………………………….19
Глава 3. Права и обязанности сторон………………………………………24
§3.1 Права и обязанности транспортера…………………………………...24
§3.2 Права и обязанности отправителя…………………………………….26
Глава 4. Ответственность сторон…………………………………………..
.28 §4.1 Ответственность перевозчика………………………………………….28
§4.2 Ответственность отправителя………………………………………….33
§4.3 Претензии и иски…………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………..
Введение. Актуальность темы
исследования.
Развитие международного экономического
сотрудничества предопределяет увеличение
объема международных автомобильных перевозок,
а вовлечение России в мировые экономические
процессы предполагает необходимость
обращения отечественной юридической
науки к вопросам, касающимся правового
регулирования этих перевозок. Важную
роль в правовом регулировании транспортного
комплекса призваны играть нормы международного
частного права, значение которого возросло
по мере расширения международных экономических
связей, появления новых организационных
форм делового сотрудничества. Законодательство
в области транспорта должно обеспечить
совершенствование перевозочного процесса
в международном сообщении с постепенной
интеграцией транспортной системы отдельных
государств в мировую транспортную систему
и укрепление позиций отечественного
перевозчика. С начала экономических реформ
в России и внедрением рыночных отношений
была ликвидирована монополия государства,
как на внешнюю торговлю, так и на право
осуществления международных автомобильных
перевозок. Расширился круг участников
внешнеэкономической деятельности.
Возник спрос на быстрый, надежный, удобный
и дешевый транспорт, обслуживающий участников
внешнеэкономической деятельности. В
этих условиях проявились такие качества
автомобильного транспорта, как скорость
доставки, сохранность груза, отсутствие
перевалок и возможность доставки «от
двери до двери». При осуществлении внешнеторговых
перевозок автомобильный транспорт имеет
определенные преимущества перед другими
видами транспорта: маневренность, срочность
и регулярность доставки, упаковка требуется
в меньших объемах или даже не требуется
вовсе. Кроме того, автомобильный транспорт
обеспечивает высокую валютную эффективность
перевозок. В настоящее время в России
выполняют международные автомобильные
перевозки свыше 2500 предприятий, использующих
для этих целей свыше 12 тысяч автомобилей.
В организации международных автомобильных
перевозок в настоящее время много проблем,
к числу которых относятся пересечение
границ в регулярном и нерегулярном автомобильном
сообщении. Практически отсутствует общепризнанная
государствами система учета и контроля
автомобильных перевозок. При автомобильных
перевозках существенное значение имеет
создание гарантий безопасности автотранспорта
и обеспечения возмещения вреда третьим
лицам источником повышенной опасности.
Это достигается посредством введения
страхования гражданской ответственности
в международных автомобильных перевозках.
Осуществление автомобильной перевозки
по иностранной территории предполагает
получение соответствующей санкции компетентных
органов государства.
Одновременно возникает необходимость
в урегулировании таможенных вопросов.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность
диссертационного исследования. Отдельные
аспекты разрабатываемой темы изучались
в период монополии государства во внешней
торговле и международной транспортной
деятельности. Вопросы международной
автомобильной перевозки грузов в той
или иной мере были предметом исследований
таких авторов: Ерпылевой Н.Ю., Яманушкиной
И. и др. Целью реферата является рассмотрение
международных автомобильных перевозок
грузов. В соответствии с поставленной
целью определяются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения международных
автомобильных перевозок; - рассмотреть
порядок заключения и исполнения договора
международной автомобильной перевозки;
- отразить основные права и обязанности
сторон по договору международной автомобильной
перевозки грузов - изучить основания
и условия ответственности по договору
международной автомобильной перевозки
грузов. Нормативно-правовую базу исследования
составили действующие нормативные акты
Российской и международные соглашения
и конвенции.
Глава 1. Общие положения.
§1.1 Понятие договора перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
1. Это перевозки, которые осуществляются между двумя или более странами.
2. Перевозки выполняются на
Особенность международного автомобильного
сообщения состоит в том, что автотранспортное
средство одного государства пересекает
границу и следует по дорогам иностранного
государства. В этих условиях необходимо
установление единых правил дорожного
движения, облегчение таможенных процедур,
создание гарантий на случай причинения
автотранспортом – источником повышенной
опасности вреда третьим лицам, что достигается
посредством введения обязательного страхования
материальной ответственности.
3 Организация международных
4 §1.2. Правовое регулирование
международных автомобильных
Правовое регулирование международных
автомобильных перевозок грузов, пассажиров
и багажа осуществляется посредством
норм национального законодательства
и международных договоров. В России к
числу национально-правовых актов в данной
области можно отнести следующие документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть вторая)" от 26.01.1996 (ред. от 17.07.2009)
- Федеральный закон N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав
автомобильного транспорта и городского
наземного электрического транспорта";
- Федеральный закон №127-ФЗ от 24 июля 1998
г (ред. от 17.07.2009) "О государственном
контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок и об ответственности
за нарушение порядка их выполнения";
- постановление Правительства РФ N 1272
от 31 октября 1998 г. (ред.от 26.06.2008) "О государственном
контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок"; - постановление
Правительства РФ N 730 от 16 октября 2001 г.
(ред. от 23.11.2009) "Об утверждении Положения
о допуске российских перевозчиков к осуществлению
международных автомобильных перевозок";
- Постановление Правительства РФ N 637 от
30.10.2006 "Об утверждении Положения о лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 человек
(за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя)";
- приказ Министерства транспорта РФ от
30 сентября 1999 г. N 73 "О порядке выдачи
лицензий на перевозки автомобильным
транспортом пассажиров и грузов в международном
сообщении". Международные договоры
как источники международного автомобильного
права представлены широким спектром
конвенций и соглашений, разработанных
в рамках или под эгидой международных
организаций, из которых наибольший вклад
в развитие данной подотрасли международного
транспортного права внесли УНИДРУА; Европейская
экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) в
лице своего Комитета по внутреннему транспорту
(КВТ), Европейская конференция министров
транспорта (ЕКМТ) и Международный союз
автомобильного транспорта (МСАТ).
Система международных договоров в области
автомобильного права включает следующие
основные конвенции: - Женевская конвенция
УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 г. о договоре международной
дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая
в силу для СССР 1 декабря 1983 г.; - Женевский
протокол 1978 г. к КДПГ (ввел новую расчетную
единицу для исчисления предела ответственности
автоперевозчика - СДР вместо золотого
франка); - Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК
ООН 1973 г. о договоре международной автомобильной
перевозки пассажиров и багажа (КАПП),
вступившая в силу 12 апреля 1994 г. (Россия
не участвует); - Венская конвенция 1968 г.
о дорожном движении (с поправками от 3
марта 1992 года); - Женевский протокол 1949
г. о дорожных знаках и сигналах в редакции
Венской конвенции 1968 г. - Таможенная конвенция
1975 г. о международной перевозке грузов
с применением книжки МДП (с поправками
Административного комитета Конвенции
2000 г.) Конвенция МДП или Конвенция ТIR,
вступившая в силу для СССР с 8 декабря
1982 года.; - Европейское соглашение 1975 г.
о международных автомагистралях; - Европейское
соглашение 1970 г. (с изм. и доп., вступившими
в силу 27.02.2004) о работе экипажей транспортных
средств, производящих международные
автомобильные перевозки, вступившее
в силу для СССР 27.01.1979; Европейское соглашение1957
г. о международной дорожной перевозке
опасных грузов (ДОПОГ/ADR), вступившее в
силу для РФ с 1994 года; - Конвенция СНГ 1996
г. о международной автомобильной перевозке
пассажиров и багажа (Вместе с "Правилами
перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом в международном сообщении
государств-участников Содружества Независимых
Государств") Конвенция не вступила
в силу для России на 01.06.2009. Надо отметить,
приведен далеко не полный перечень документов,
регулирующих различные аспекты международных
автомобильных перевозок и дорожного
движения. Все это лишний раз подчеркивает
необходимость уделять пристальное внимание
международному автомобильному праву
как подотрасли международного транспортного
права, а также его непосредственному
влиянию на унификацию национально-правовых
норм в данной области экономики. С этой
целью остановимся подробнее на рассмотрении
двух конвенций - КДПГ и КАПП.
В этом процессе, а также в деле развития
международных автомобильных перевозок
и сообщений, важное значение имеет деятельность
следующих международных специализированных
организаций: по предотвращению дорожных
происшествий - МОПДП, создана в 1901 г.; автодорожная
федерация - ФИА, основана в 1904 г.; автотранспортная
федерация - МАФ, союз автомобильного транспорта
- МАС, основанные в 1948 г.; по перевозке
скоропортящихся продуктов - ТРАНСФИГОРУТ
Европа, создана в 1955 г.; союз водителей
грузовиков дальнего следования, создан
в 1957; Комиссия по транспорту Европейского
Экономического Сообщества; и др.
Эти организации занимаются унификацией
транспортной документации, правил дорожного
движения, стандартизации систем взыскания
за нарушение правил перевозки грузов,
пассажиров и их багажа. Все названные
соглашения, во-первых, устанавливают
общие принципы деятельности автомобильного
транспорта и относятся как к грузам, так
и к пассажирам; во-вторых, определяют
главным образом права и обязанности государств,
но не транспортных организаций и их клиентов,
и, в-третьих, создают правовую базу для
заключения других соглашений по конкретным
вопросам международного транспорта.
Соглашения, направленные на обеспечение
сообщений между странами, включают соглашения:
о таможенных формальностях, упрощение
которых имеет важную роль для ускорения
операций на всех видах транспорта, о налоговом
режиме транспортных средств и перевозимых
грузов. Такие соглашения имеют особое
значение для автомобильного транспорта.
5 Глава 2. Заключение и
исполнение договора
§2.1 Товарно-транспортная накладная.
На основании положений Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) транспортные организации, заключив договор на перевозку, принимают на себя обязательства перевезти груз по заявке грузоотправителя грузополучателю в целости и сохранности за определенную договором плату. В случае отсутствия договора перевозка может осуществляться по разовым заявкам. В ч. 1 ст. 8 Устава в качестве основного перевозочного документа указана транспортная накладная.
6 Транспортная накладная
Первый экземпляр накладной передается
отправителю, второй сопровождает груз,
а третий сохраняется транспортером. Однако
чаще всего накладная оформляется в большом
количестве экземпляров, что связано с
тем, что на каждом таможенном пограничном
переходе оставляются по одному ее экземпляру
в целях учета перемещения грузов (товаров),
хотя их копии юридической силы не имеют.
Отсутствие, неправильное заполнение
или утеря накладной при этом не отражается
ни на существовании, ни на действительности
договора перевозки. Форму накладной КДПГ
не устанавливает, она вырабатывается
международным союзом автомобильного
транспорта.
8 Бланки CMR должны быть изготовлены в типографии и заполняются на пишущей машинке (компьютере). При составлении CMR обязательно указывается предусмотренное место сдачи груза - таможенный терминал, что соответствует требованиям п.п. d п. 1 ст. 6 КДПГ. В перечне документов, которые должны находиться на транспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденном главным государственным инспектором Российской Федерации 27.10.98 г. указано, что CMR и все прилагаемые к ним документы (отгрузочная спецификация, сертификат о качестве и т.д.) в соответствии с требованиями КДПГ составляются на русском языке и на одном из иностранных языков.
9 Накладная должна содержать
следующие сведения (п.1 ст.6): - место
и дату ее составления; - наименование
и адрес отправителя; - наименование
и адрес транспортного агента;
- место и дату принятия груза
к перевозке и место его доставки; -
наименование и адрес получателя; - принятое
обозначение характера груза и тип его
упаковки, а в случае перевозки опасных
грузов - их обычно признанное обозначение;
- число грузовых мест, их особую разметку
и номера; - вес груза брутто или выраженное
в других единицах измерения количество
груза; - связанные с перевозкой расходы
(стоимость перевозки, дополнительные
расходы, таможенные пошлины и сборы, а
также прочие издержки с момента заключения
договора до выдачи груза); - инструкции,
требуемые для выполнения таможенных
формальностей; - указание, что перевозка
производится независимо от всякой оговорки
согласно требованиям конвенции. В случае
необходимости накладная должна также
содержать следующие указания (п.2 ст.6):
- запрещение перегрузки груза; - расходы,
которые отправитель принимает на свой
счет; - сумму платежа, подлежащую возмещению
при сдаче груза; - заявленную стоимость
груза и сумму дополнительной оценки его
при доставке; - инструкции отправителя
перевозчику относительно страхования
груза; - дополнительный срок выполнения
перевозки; - перечень документов, переданных
перевозчику.
При принятии груза перевозчик обязан
проверить точность записей, сделанных
в накладной относительно числа грузовых
мест, их маркировки и номеров, а также
внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной
возможности проверить правильность этих
записей, он должен вписать в накладную
обоснованные оговорки, а кроме того, обосновать
все сделанные им оговорки, касающиеся
внешнего состояния груза и его упаковки.
Эти оговорки не имеют обязательной силы
для отправителя, если последний намеренно
не указал в накладной, что он их принимает.
Отправитель имеет право требовать проверки
перевозчиком веса брутто принимаемого
к перевозке груза. Он может также требовать
проверки содержимого грузовых мест.
Перевозчик имеет право требовать возмещения
расходов, связанных с проверкой. Результаты
проверок вносятся в накладную (ст.8). Заметим,
что CMR не является первичным учетным документом
для транспортной организации. CMR не служит
основанием для ведения каких-либо бухгалтерских
записей (оприходование либо выбытие товара),
получения выручки за этот товар, но служит
основанием для получения выручки по международному
договору перевозки. Общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора (часть
4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).