Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:55, контрольная работа
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.
Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
1. Сущность и задачи транспортной логистики
2. Выбор вида транспорта
3. Организация внутренних перевозок
3.1 Расчет количества транспортных средств
3.2 Организация и планирование перевозок
4. Терминальные перевозки
1. Сущность и задачи транспортной логистики
Содержание
1. Сущность и задачи
2. Выбор вида транспорта
3. Организация внутренних
3.1 Расчет количества
3.2 Организация и планирование перевозок
4. Терминальные перевозки
1. Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменение местонахождения товарно-
Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
создание транспортных систем;
совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
выбор способа транспортировки и транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
2. Выбор вида транспорта
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Существуют следующие виды транспорта:
железнодорожный;
морской;
внутренний водный (речной);
автомобильный;
воздушный;
трубопроводный.
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл.1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика основных видов транспорта | ||
Вид транспорта |
Достоинства |
Недостатки |
Железно- дорожный |
Высокая провозная и пропускная способности. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы. Значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния |
Ограниченное число Большие капитальные вложения в
производственно-техническую Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж. Недостаточно высокая |
Автомо-бильный |
Высокая доступность. Возможность доставки груза "от двери до двери". Высокая маневренность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Возможность отправки груза малыми партиями |
Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая Недостаточная экологическая чистота |
Воздушный |
Наивысшая скорость доставки грузов. Высокая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок |
Высокая себестоимость перевозок. Высокая капиталоемкость. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность |
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
время доставки,
частота отправлений груза,
надежность соблюдения графика доставки,
способность перевозить разные грузы,
способность доставить груз в любую точку территории,
стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
3. Организация внутренних перевозок
Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки - это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.
Грузооборот - основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб.2.5 2).
Таблица 2
Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример) | |||||
Пункт отправления груза |
Пункт назначения |
Всего отправлено груза, тыс. т | |||
А |
Б |
В |
Г |
||
А (склад комплектующих) |
- |
10 |
12 |
8 |
30 |
Б (механический цех № 1) |
11 |
- |
2 |
13 |
26 |
В (механический цех № 2) |
4 |
7 |
- |
- |
11 |
Г (сборочный цех) |
5 |
- |
12 |
- |
17 |
Всего прибыло груза, тыс. т |
20 |
17 |
26 |
31 |
84 |
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле
(2.5 1)
где Qг - годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д - число рабочих дней в году;
Kн
- коэффициент неравномерности
Грузопотоки
оформляются в виде эпюр и схем.
Эпюры характеризуют общее
Рис.1. Построение эпюры
3.1 Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле
(2.5 2)
где Q - грузооборот за расчетный период, т;
qч
- часовая производительность
ТТ - время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
(2.5 3)
где qн - номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
Kгр - коэффициент использования
грузоподъемности
Ттр - транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
3.2 Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
При маятниковом маршруте транспортное
средство осуществляет перевозку грузов
между двумя определенными
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
При разработке графика работы транспортных
средств предусматривают
порядок обеспечения тарой;
оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.
Планирование перевозок
технико-экономическое
календарное планирование;
диспетчирование.
Технико-экономическое
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.
4. Терминальные перевозки
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:
маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
оформление договоров с
сбор и развоз грузов;
краткосрочное хранение;
консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
5. Транспортные тарифы
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правила исчисления платы и сборов.
Как
экономическая категория
транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
сдельные на перевозку грузов;
на
повременное пользование
за перегон подвижного состава;
договорные и др.
На
стоимость перевозки