Контрольная работа по "Логистика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Логистика как наука и сфера предпринимательства
Оборот материальных ресурсов в общественном производстве происходит со скоростью, существенно определяемой выбранной системой организации товародвижения. С 60-х годов уходящего столетия в мировом хозяйстве в этой области все чаще и шире стали применяться логистические подходы, методы, инструментарий, технологии, основанные на представлении обращения средств производства как единого процесса их перемещения от производителя до конечного потребителя, объединяющего производственную, тарно-упаковочную деятельность, сбыт, управление запасами, транспортировку, снабжение, складское хозяйство, грузовую переработку, а также финансовое, правовое (юридическое), страховое, кадровое, информационное обеспечение и таможенное сопровождение данного комплексного процесса.

Оглавление

Вопрос 1 3
Вопрос 6 5
Вопрос 11 11
Задача 1 20
Задача 2 22
Задача 3 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

31760 - СибУПК - логистика - шифр 24.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Вопрос 1

Логистика как наука и сфера предпринимательства

Оборот материальных ресурсов в общественном производстве происходит со скоростью, существенно определяемой выбранной системой организации товародвижения. С 60-х годов уходящего столетия в мировом хозяйстве в этой области все чаще и шире стали применяться логистические подходы, методы, инструментарий, технологии, основанные на представлении обращения средств производства как единого процесса их перемещения от производителя до конечного потребителя, объединяющего производственную, тарно-упаковочную деятельность, сбыт, управление запасами, транспортировку, снабжение, складское хозяйство, грузовую переработку, а также финансовое, правовое (юридическое), страховое, кадровое, информационное обеспечение и таможенное сопровождение данного комплексного процесса.

К настоящему времени поиск подобных подходов к организации сбыта, снабжения и перемещения материальных, товарных ресурсов транспортными средствами активно осуществлялся в ряде индустриально развитых стран мира. Ранее считалось, что во многом эффективная организация обращения средств производства при рыночных отношениях предопределяется результативностью маркетинговых исследований, развитию которых уделялось основное внимание.

Но уже со второй половины ХХ века для многих ученых и практиков стало очевидным, что обеспечить эффективность процесса обращения средств производства только на основе маркетинга не удается и требуется дополнять маркетинговые исследования логистическими технологиями. Возникли задачи обеспечения увязки маркетинга и логистики, их рационального сочетания и взаимодействия, определения значимости, места и роли каждой из двух названных экономических наук.

К настоящему времени уже сформировалась система определения понятия логистики.

По мнению специалистов, логистика – это:

- современная конкурентная стратегия свободных субъектов, хозяйствующих на рынке, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности;

- наука о движении совокупности капитальных, материальных, информационных, финансовых, кадровых ресурсов в категориях потоков и запасов;

- методология управления (прогнозирования, планирования, организации и контроля) процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производственного предприятия (внутризаводской переработки) и доставки готовой продукции до потребителя;

- системный подход, представляющий движение и развитие капитальных, материальных, информационных, финансовых и кадровых ресурсов в категориях потоков и запасов;

- алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса (материально-техническое обеспечение, производство, сбыт);

- функциональный (логистический) менеджмент в системе управления предпринимательской фирмой;

- вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю в соответствии с его интересами.

Обсуждение вопросов о взаимоотношениях маркетинга и логистики в научной литературе привело к появлению разных точек зрения:

- логистика является составной частью маркетинга,

- маркетинг является составной частью логистики,

- маркетинг и логистика – это раздельные, полностью обособленные друг от друга самостоятельные экономические науки и области практической деятельности.

В ходе проведения исследований научных и практических материалов рядом авторов было установлено, что ни одна из приведенных точек зрения не является правильной, и с этим трудно не согласиться.

Наиболее точное утверждение, соответствующее действительности, по нашему мнению, это то, что маркетинг и логистика – две отдельные и самостоятельные, но тесно связанные между собой экономические науки и области деятельности, одна часть задач у каждой из них обособлена, а другая – общая.

 

Вопрос 6

Логистическое управление закупочной деятельностью

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления, — службу снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

- элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников. Она требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия как ее элемента.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение — производство — сбыт.Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Цепь снабжение — производство — сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должны иметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

- что закупить;

- сколько закупить;

- у кого закупить;

- на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить следующие работы:

- заключить договор;

- проконтролировать исполнение договора;

- организовать доставку;

- организовать складирование.

Что, сколько и у кого закупить — задачи непростые по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.

Рис. 1. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия

 

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

На рис. 1 представлен вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи «что закупить» и «сколько закупить» решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи «у кого» и «на каких условиях закупить» решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена.

Другой вариант, представленный на рис. 2, предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках (например, в дирекции по материально-техническому снабжению). Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

Рис. 2. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия

 

Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить») или сокращенно — задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Кроме того, закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями, в результате чего сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

- потребность в комплектующем изделии невелика;

- отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

- отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

- потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

После того как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

 

Вопрос 11

Финансовая логистика

В настоящее время состояние финансовой логистики характеризуется следующими положениями:

- финансовый поток рассматривается лишь как «сопутствующий» (трактовка согласно Паспорту специальности ВАК РФ). Термин «сопутствующий» имеет характер некой ущербности, второстепенности. При этом в рамках вытягивающей логистической системы (по принципу вытягивания работает большинство предприятий реального сектора экономики) финансовый поток в виде предоплаты будущей поставки является, наоборот, первичным; вторичным же при этом  является материальный поток. На наш взгляд, целесообразнее говорить об управлении триединым потоком, в котором материальный, финансовый и информационный потоки равноправны;

- в работах большинства авторов  финансовая логистика ничем не отличается от финансов и финансового менеджмента. Так, в некоторых работах уважаемых коллег из Санкт-Петербурга обычный, широко известный банковский кредит является предметом банковской логистики! Транспортировка инкассаторами денежных средств также подводится под финансовую логистику! Деятельность фондовой биржи раскрывается как логистическая! На наш взгляд, такой подход является профанацией финансовой логистики. Необходимо четко определить объект исследования. Очевидно, что последние два понятия шире финансовой логистики. Если финансовый менеджмент в широком смысле можно трактовать как систему управления финансами предприятия, то финансовая логистика – это аппарат (комплекс методов и средств), позволяющий повысить эффективность финансовых потоков на предприятии;

- финансовая логистика признана функциональным видом по объекту анализа. Вместе с тем анализ учебной и научной литературы показал практически полное отсутствие анализа конкретного инструментария финансовой логистики,  методов и моделей их оптимального использования в деятельности предприятий.

Информация о работе Контрольная работа по "Логистика"