Зарубежная литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:02, курс лекций

Краткое описание

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря. Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской. Эстетика античной литературы

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература.doc

— 1.96 Мб (Скачать)

Афина-дева

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах[118]. Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней[119]. Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события[120], а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой[121]. Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона»[122].

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту[123] и предлагает её в жены Кадму[124], отчего Ника опасается за девственность Афины[125].

Аргосские девушки перед  замужеством приносили ей в жертву волосы[126]. Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах[127]

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала[128]. И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония[129].

Афина, материнство и  супружество

Тем не менее Афина покровительствует  и замужним женщинам. Женщины Элиды  молились Афине, чтобы забеременеть[130].

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы[131]. В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить[132], либо началась чума[133], и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью[134], и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море[135].

Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах[136] либо после победы над титанами[137], либо сразу после рождения[50].

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев[138]. О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид[139].

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу[140] или даже «трубу Эниалия»[141].

Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины[142]. Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса[143] (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу[144]).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго[145]. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской[146]. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать[147]. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо[148].

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль[149] с двумя носами, на котором бежал с дочерьми[150].

Афина посылает попутный ветер Телемаху[151], Тесею[152], ахейцам, возвращавшимся с Лемноса[153]. Изображение лика Паллады было на афинских кораблях[154].

Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер[155], называя её наставницей мастера по металлу[156]. Дедал научился своему искусству у Афины[157]. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины[158].

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками[159]. Афина отполировала копье Пелея[160]. Она помогает гончарам[161]. Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины»[162]. Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника[163] и орудий труда земледельца[164].

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам[165], также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса[166] и, вероятно, дочерей Левкона[167], а также вообще девушек ремеслам[168].

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам[169], а её и Гефеста, в свою очередь, обучиликиклопы[170].

В более поздних текстах Афина  считается изобретательницей ремесел  и искусств[171], ради которых почитается[172].

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины»[173].

Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду[174] и одежду Геры[175] и обучила феакиянок ткацкому искусству[176]. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры[177]. Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама[178].

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона[179]. У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису[180]. Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла[181], а также Федру, забросившую «ремесло Паллады»[182].

Афина покровительствует  ткацкому искусству[183], однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот[184]. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке[185].

Прялка — дар Афины[186]. Ткацкий станок называют занятием Афины[187], а ткачих — служащими «делу Афины»[188]. Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла[189]; посвящение ткачих в храм Афины Прядущей[190]. Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины»[191].

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море[192]

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом[193]. Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле»[194].

Афина-целительница

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых[195]. По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний —Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая)[196].

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи[197]. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра[198]. Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны[199].

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины[200]. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи[201]. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился[202].

[править]Афина и герои

В древнегреческой мифологии крайне подробно освящена тема помощи богини различным героям. Именно она помогает большинству из них в совершении их подвигов.

Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.

Аполлон также  поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето,циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием[13]. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку[14]. За убийство Киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона[15]) и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету[16], где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

Вместе с Посейдоном воздвиг  стены Трои[17], либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков[18].

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого  повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и  болезней, прекративший чуму во время  Пелопонесской войны. Первым стал врачевать  глаза[19]. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.

Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.

Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров. Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз.[20]

Весной и летом жил  в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.

На Олимпийских играх  Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою[21].

Аполлон пел  на лире на свадьбе Пелея и Фетиды[22]. Превращался в ястреба и льва[23].

 

Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.

Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.

В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев.

Её прислужницами  были 60 океанид и 20 амнисийских нимф[5]. Получила в подарок от Пана 12 псов[6]. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови[7].

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например,Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детейНиобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

Такая Артемида, которой  приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле иИштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

Любопытны и  не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный  сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной  стороны, в этот храм посвящались  одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды[8].

Культ

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.

 

Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Рождение Диониса

Старший Дионис

Основная статья: Загрей

Классическая версия

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса  и Семелы[2], дочери Кадма иГармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом[3].

Дионис родился шестимесячным  и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами[4]. Или родился на склонах Дракана (Крит)[5].

Альтернативные версии

Информация о работе Зарубежная литература