Зарубежная литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:02, курс лекций

Краткое описание

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря. Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской. Эстетика античной литературы

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература.doc

— 1.96 Мб (Скачать)

Прочее

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь  девой[19].

Гера помогла Ясону[20] во время похода аргонавтов.

Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

Наслала на Тиресия слепоту (по другой версии это сделала Афина). Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

 

 

 

 

Деметра — богиня плодородия и земледелия.

Похищение Персефоны

 

Наиболее известен миф о том, как Аид похитил  Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

Её впервые убедил испить Геспер-Атлант, она трижды пересекала любую реку[13]. Она посетила Иду[14]. Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра вМегарах[15].

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфион. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царяКелея[16]. Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца.

Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять свое кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться[17].

Царица доверила чужестранке  уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину —Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребенка бессмертным, заворачивала его в пеленки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребенка. По одной из версий ребенок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своем божественном обличие и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.

В период скитаний Деметры  на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили  жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы  уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната[18], чтобы в определенное время года она возвращалась к мужу[19].

Увидев Персефону, Деметра  вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.

В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем, по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию.

 

Гестия — богиня домашнего очага

Ге́стия (др.-греч. Ἑστία) — богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции[1]. Старшая дочь Кроноса и Реи[2]. Сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида иПосейдона.

Гестия не любит  дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса[3]. Ее изображение было в афинском Пританее[4]. Названа «владеющей лавром пифийским»[5]. Ее статуя у дороги в Фессалии[6]. Ее жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя)[7]. Основала город Кносс[8].

Ей приносилась  жертва перед началом всякого  священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного  и правильного приступа к делу.

В награду за то ей были назначены  высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором  вечно поддерживался огонь, и  выселявшиеся колонисты брали с  собой огонь с этого жертвенника  на новую родину.

Ей посвящены XXIV и XXIX гимны Гомера и LXXXIV орфический гимн.

Соответствует римской Весте.

В честь Гестии назван астероид (46) Гестия, открытый в 1857 году.

 

 

 

Посейдон — бог морской стихии.

Когда Рея родила его, то положила у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Кроносу же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его[4]. По версии, Кронос бросил его в море[5]. Воспитан на Родосе тельхинами[6].

Изготовил медную дверь для Тартара[7]. По словам критян, впервые занялся морскими трудами и создал корабли[8].

Существует несколько  преданий о споре Посейдона за города с другими богами. Наиболее известен спор за Аттику с Афиной[9]. Споря за Аттику, Посейдон ударил трезубцем в берег и произвел коня[10]. Проиграв спор, он хотел затопить её, ноГермес по приказу Зевса запретил[11]. Также судился с Афиной за Трезен, с Герой за Арголиду[12], с Зевсом за Эгину[13], с Дионисом за Наксос[14], с Аполлоном заДельфы, с Гелиосом за Родос и Коринф[15] (согласно Евмелу)[16]. Все эти тяжбы морской бог, разумеется, проиграл, кроме коринфской.

Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но, считая себя равным ему, выступил против вместе с Герой и Афродитой (или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина[17]), но потерпел поражение и был спасён Фетидой.

В наказание за заговор  против Зевса вместе с Аполлоном служил Лаомедонту[18]. Посейдон вместе с Аполлоном воздвиг стены в Трое[19], а когда царь Лаомедонт не отдал им обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей. Согласно Филохору, на Теносе почитается врач Посейдон, ибо его храм там воздвигнут по оракулу Аполлона[20].

В Троянской войне он был на стороне ахейцев. Ударом трезубца Посейдон разбил скалу и погубил Оилида. Затем Посейдон преследовал Одиссея за то, что тот ослепил его сына Полифема. Превратил в скалу корабль феаков[21].

Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространён во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках.

Священными животными  Посейдона были конь, дельфин, бык; священным  деревом — сосна. Изображали его могучим мужчиной, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян с Дагоном.

 

Аид — бог, владыка царства мёртвых.

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей[4] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар[5]).

После раздела  мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.

Миф Аида, как  бога нежеланного, страшного, небогат  подробностями. Гомер, называющий его  также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти[6] и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).

Как бог смерти, Аид был  страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическимиэпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления о Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. См. в связи с этим Персефону, богиню плодородия и жену Аида.

В различных сказаниях  упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (ср. «Шапку-невидимку» русских и немецких сказок). Она была подарена ему циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их; этой шапкой пользовались также Зевс во время битвы с титанами, Персей, убивая Медузу Горгону, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним[7]; вгигантомахии она покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трех псов[8]. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом[9].

Аид и Персефона

Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях, поднимался наверх он только по делам или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной(дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на упряжке из четырёх лошадей[10]. Миф этот у Гомера не упоминается и локализировался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.

Дети

Согласно Суде, Аид имел дочь Макарию (богиню блаженной смерти).[1].

Аид и Геракл

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом[11](слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе воздается поклонение Аиду, есть его храм[12]. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу боговПэону

Существует  мнение, что это место «Илиады» относится к другому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера. Геракл похищает из царства мёртвых стража Аида — Цербера.

Аид и Сизиф

Аид никому из своих  подданных не разрешал покидать его  царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых.

Аид, Орфей и Эвридика

Аид упоминается  в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил договор с богами обернувшись назад до выхода из царства Аида, чтобы убедиться, что жена следует за ним).

Аид и Асклепий

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвленный Аид заставил Зевса убить Асклепия перуном.

 

Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.

Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы иИлифии.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия[3], из бедра Геры[4], в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно[5]. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида[6]. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын  Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу[7]. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп[8]. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов  присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен  Зевсом с неба и упал на Лемнос, покалечив  ноги, отчего стал хромым[9].

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную Гебу. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в  качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов[10]), он преследовал Афину[11], Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний[12].

Гефест устал во время  Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице Гелиос[13]. Он связан с мифом обОрионе[14]. Служил некоему смертному мужу[15].

Информация о работе Зарубежная литература