Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:05, реферат
«Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...», - писал французский философ Ян Жак Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или воспитании».
Многие исследователи творчества Дефо утверждают, что Робинзон - натура противоречивая: в нем смешались самые разные черты, как добрые, так и дурные.
«Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...», - писал французский философ Ян Жак Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или воспитании».
Роман Дефо стоит на стыке многих жанров, естественным образом включая в себя их черты и подобным синтезом образуя новую форму, чем представляет особый интерес. А. Елистратова отмечала, что в «Робинзоне Крузо» «было нечто такое, что в дальнейшем оказалось не по плечу литературе». О романе Дефо до сих пор спорят критики. Ибо, как справедливо отмечает К. Атарова «роман может быть прочитан очень по-разному. Одних огорчает «бесчувственность» и «бесстрастность» стиля Дефо, других поражает его глубокий психологизм; одних восхищает достоверность описаний, другие упрекают автора в несуразностях, третьи считают его искусным лжецом».
Значительность роману придает и тот факт, что в качестве героя Дефо впервые выбрал самого обыкновенного, наделенного, однако хозяйской жилкой завоевания жизни. Такой герой появился в литературе впервые, так же как впервые была описана каждодневная трудовая деятельность.
Творчеству Дефо посвящена обширная библиография. Однако сам роман «Робинзон Крузо» больше интересовал исследователей с точки зрения проблематики (в частности, социальной направленности пропетого Дефо гимна труду, аллегорических параллелей, реальности главного образа, степени достоверности, философской и религиозной насыщенности и т.п.), нежели с точки зрения организации самой повествовательной структуры.
В
отечественном
1) книгу Аникста А.А. «Даниель Дефо: Очерк жизни и творчества»(1957);
2)
книгу Нерсесовой М.А. «
3)
книгу Елистратовой А.А. «
4)
книгу Соколянского М.Г. «
5)
статью М. и Д. Урновых «
6) главу о Дефо Елистратовой А.А. в «Истории всемирной литературы, т.5 /Под ред. Тураева С.В.» (1988), где показана преемственность романа с предшествующей английской литературой, определены его особенности и отличия (как в идейной трактовке философских и религиозных идей, так и художественной методике), специфика главного образа, философская основа и первоисточники, а также затронута проблема внутреннего драматизма и свойственного роману обаяния; в данной статье А. Елистратовой указано место романа Дефо в системе просветительского романа, его роль в становлении реалистического метода и особенности реализма романа;
7) книгу Урнова Д. «Дефо» (1990), посвященную биографическим данным писателя, одна глава в данной книге уделена роману «Робинзон Крузо», собственно литературоведческому анализу которого (а именно явлению простоты стиля) посвящено две страницы;
8) статью Атаровой К.Н. «Секреты простоты» в книге «Д. Дефо. Робинзон Крузо» (1990), в которой Атарова К.Н. исследует вопрос о жанре романа, сути его простоты, аллегорических параллелях, приемах верификации, психологическом аспекте романа, проблематике образов и их первоисточниках;
9) статью в книге Миримского И. «Статьи о классиках» (1966), в которой подробно исследуются фабула, сюжет, композиция, образы, манера повествования и др. аспекты;
10) книгу Урнова Д.М. «Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев» (1973), название которой говорит само за себя;
11) статью Шалаты О. «Робiнзон Крузо» Дефо у свiтлi бiблiйної тематики (1997).
Однако
авторы перечисленных работ и
книг совсем мало внимания уделяли
как собственно художественному
методу и стилю Дефо, так и специфике
его повествовательной
В зарубежном литературоведении роман Дефо чаще всего анализировался на предмет его:
- аллегоричности (Дж.Старр, Карл Фредерик, Э.Циммерман);
-
документальности, в которой английские
критики усматривали
-
достоверности изображаемого.
- проблематики романа и системы его образов;
- социальной интерпретации идей романа и его образов.
Подробному
разбору повествовательной
Даниэль
Дефо - знаменитый английский писатель-романист
и публицист, ставший популярным
не только у взрослого, но и у детского
читателя. Мировая слава его
Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.
Литературную деятельность Дефо начал политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик-публицист. Писал на разные политические темы. В одном из своих произведений - «Опыт проектов» - он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры-менялы. «Английский банк», один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.
Особенно широкую популярность Дефо приобрел со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III. Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию, доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов, а новые - от французских лакеев, парикмахеров и гувернеров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов. После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошелся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами. Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал. Он испробовал профессии торговца, моряка, журналиста шпиона, политического деятеля, а в возрасте 59 лет стал писателем.
Буржуазия
вела борьбу с аристократией на всех
фронтах, в частности и в области
религии. И Дефо выступил с ехидным
памфлетом под названием «
Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осужденным. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». Здесь он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.
К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего «Робинзона Крузо». Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается еще «Капитан Сингльтон».
«Робинзон Крузо» - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра, первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века. Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке, обусловлено развитием английского торгового капитализма.
С XVI века Англия становится главной колонизаторской страной, и в ней наиболее быстрым темпом развивается буржуазия и буржуазные отношения. Родоначальниками «Робинзона Крузо», как и других романов названного жанра, могут считаться описания подлинных путешествий, претендующие на точность, а не на художественность. Весьма вероятно, что непосредственным толчком к написанию «Робинзона Крузо» послужило одно такое произведение - «Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 капитана Вудса Роджерса», - где повествуется и о том, как некий матрос Селькирк, шотландец по происхождению, прожил на одном необитаемом острове свыше четырех лет.
История
Селькирка, существовавшего в
Некоторые «Путешествия» писались в форме дневника, другие - в форме отчета или докладной записки, третьи имели повествовательную форму, но выдержанностью изложения не отличались. «Дневник» прерывался повествованием, в повествования включался дневник, в зависимости от требований точности передачи. Если требовалась особенная точность передачи разговора с каким-нибудь лицом, разговор записывался в форме драматического диалога; если требовалась точная передача последовательности ряда событий, они записывались в форме дневника с подразделением на часы и минуты; если требовалось описать что-либо менее детально, прибегали к повествованию.
Но всегда, в такого рода, произведениях господствовала максимальная точность. Однако документальный жанр путешествий еще до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путем накопления элементов вымысла. Но Дефо использует стиль «Путешествий». Его особенности, имевшие определенное практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приемом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы.