Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:02, курс лекций
Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря. Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской. Эстетика античной литературы
Античная литература (от лат. A
Мифологичность
Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.
Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.
Публичность
Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.
Музыкальность
Античная литература была тесно
связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно,
может быть объяснено через связь с магией
и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись
мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий
Стихотворная форма
Определённой связью с магией можно
объяснить чрезвычайную распространённость стихотворно
Традиционность
Традиционность античной литературы была следствием
общей замедленности развития тогдашнего
общества. Наиболее новаторской эпохой
античной литературы, когда сложились
все основные античные жанры, было время
социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались,
или воспринимались как вырождение и упадок:
эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация
«героических» времён), а эпоха крупных
государств — по полисным временам (отсюда —
идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона
Система литературы казалась неизменной,
и поэты последующих поколений
пытались идти путём предыдущих. У
каждого жанра был
Жанровость
Из традиционности следует и строгая система жанров античной
литературы, которой была проникнута и
последующая европейская литература и литер
Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическаякомедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.
Особенности стиля
Система стилей в античной литературе полностью подчинялась
системе жанров. Для низких жанров был
характерен низкий стиль, близкий к разговорному,
высоким — высокий стиль, который формировался
искусственно. Средства формирования
высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание
слов и стилистические
фигуры(метафоры, метонимии и
Мировоззренческие особенности
Античная литература
сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного
строя и отражала их. Греческая и частично
римская литература демонстрируют тесную
связь с религией, философией,политик
Идейное наполнение и ценности
Античный гуманизм
Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.
Подъем земной красоты
Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.
Философия
Греки создали основные понятия
европейской философии, в частности начала философии идеализма,
а саму философию понимали как путь к персональному
духовному и физическому совершенствованию. Римляне раз
После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.
С тех пор античная тема никогда
не оставляла европейское
В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:
Переход к средневековью
В эти века происходит постепенный
переход к средневековью. Еванг
Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней
Гре́ции оказали огромное влияние на развитие культуры иискусства в
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанныхлинейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков»
(между упадком крито-
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций.Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.
Происхождение
Древнейшие боги греческого пантеона
тесно связаны с
Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:
Известный румыно-американский
исследователь истории религии
Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.
Религиозные представления древних греков
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие илимифологические (и мифографические) представления.