Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что пьесы Булгакова были включены в репертуар МХАТа и самого автора после распоряжения Сталина приняли на работу в театр, его пьесы анализировались мало. Из всего творчества писателя критики в основном обращались к романам «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Другие произведения анализировались мало.
Практически нет работ по изучению пространственно-временных категорий, а они являются очень важными при изучении не только самих произведений Булгакова, но и понимание его мировоззренческих позиций.

Оглавление

Введение.
1.Актуальность исследования.
2.Материалы исследования.
3.Цели работы.
4.Методика исследования.
5.Обзор литературы вопроса:
а) литература о художественном времени и пространстве в истории
литературы.
б) литература о драматургии Булгакова.
в) литература о художественном времени и пространстве у Булгакова

ГЛАВА 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.8

ГЛАВА 2. Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.21



Заключение

Файлы: 1 файл

Semchenkova.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

И во все времена гениальные люди не могут найти себе место и применение в государстве. В эпоху Иоанна Грозного: «Иоанн. Так это, стало быть, такую машину, такую машину сделал? Ох-хо-xo!... У меня тоже один был такой ... крылья сделал <...> Я посадил его на бочку с порохом, пущай полетает...»(3,437). В настоящее время, XX веке: «Бунша. Я обращаюсь к вам с  мольбой, Евгений Николаевич, Вы насчет своей машины заявите в  милицию. Ее зарегистрировать надо, а то в четырнадцатой квартире уже говорили, что вы  такой аппарат строите, чтоб на нем из-под советской власти улететь. А это, знаете, и вы погибнете, и я с вами за компанию <...> Я — лицо, официальный пост, и обязан наблюдать. Меня тревожит эта машин, и я вынужден буду о ней сообщить»(3,385 — 386). Он звонит в милицию и в конце пьес и «Блаженства» и «Ивана Васильевича» Рейна арестовывают. В будущем времени, в XXIII веке, у

 

 

 

 

 

 

 

(15) Кораблев А. Время и вечность пьесах Булгакова П М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени — М. 1988

 

(16)Кораблёв. А. Время и вечность в пьесах Булгакова П М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени — М. 1988

 

Рейна пытались отобрать машину времени: « Радаманов. <...> Она принадлежала бы вам, Рейн, если б вы были единственным человеком на земле.  Но сейчас она принадлежит всем. <...> Мы просим вас сдать нам изобретение  добровольно. Откажитесь от своего века, станьте нашим гражданином. А  государство приглашает нас с вами совершить все полеты, которые мы совершим !» (3,411 — 412) и сделать изобретателя всего лишь своим спутником. 

В комедиях Булгакова стираются границы между веками. Но талантливому, гениальному человеку в государстве, где процветает деспотия или диктатура пролетариата нет места и никогда не будет, потому что гениальные люди никогда не смогут жить радом с заурядными людьми. Т. е. В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» Булгаков сопоставляет гения и  заурядность. Рейну и Тимофееву удается управлять временем - это тоже победа, но техническая, а не духовная. Побывав в далеком прошлом и отдаленном будущем, они убеждаются, что их победа иллюзорна, так как расширяет  возможности человека, не изменяя его сути. Булгаков предупреждает, что такой  прогресс приведет человечество к гибели.  В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» Булгаков, как и других своих произведениях, «соотносит» знаменательные исторические моменты с другими такими же знаменательными историческими моментами. В комедиях  автор выбирает для изображения XVI век — век деспотии Иоанна Грозного, ХХ век — век диктатуры пролетариата и ХХШ век —  век уже построенного коммунизма во всем мире и бесклассового общества. Автор пытается  «разомкнуть сознание зрителя и читателя, открыв перед ним «синюю бездонную  милю веков «и научить его в этой открывшейся перспективе увидеть и оценить  себя и свое время».(17)

Одной из характернейших черт булгаковского творчества считается «соотношение большого и малого времени, то есть времени, измеряемого веками и тысячелетиями. И времени более дробного, измеряемого месяцами  днями, минутами ...»(18)

Антоним слова «время» - «вечность». Вечность — зто больше, чем время. Вечность находится где-то вне времени, она окружает пространство во  времени (в настоящем, прошедшем и будущим, то есть в комедиях это время XVI века, ХХ века и ХХПI веков). Если расположить время на числовой прямой,  то получится, что прошлое находится с левой стороны, т.е. меньше нуля, настоящее находится посередине, т.е. в точке нуль, будущее находится с правой стороны числовой прямой, т.е. больше нуля. В вечности живет jeer, который следит за течением времени, за ходом событий.

 

 

 

 

 

(17) Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова // М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени — М. 1988 — с. 56.

(18)Кораблев А. Время н вечность в пьесах Булгакова // М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени — М. 1988 — с. 56.

 

В течение времени настоящее становится через секунду прошлым и, чем больше проходит, тем дальше от нас прошлое, которое через какое-то время  отдалено от нас веками, тысячелетиями. Будущее становить настоящим, а затем и прошлым. То есть прошлое когда-то было будущим, а затем настоящим, а  будущее когда-то станет настоящим, а в конечном итоге прошлым.  Булгаков в комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» показал наше государство в различные эпохи и показал государственный строй в эти эпохи. XVI век (как говорилось выше) — деспотия Иоанна Грозного, ХХ век-время диктаторской власти Сталина, ХХШ век — век уже построившегося  коммунизма и бесклассового общества, в котором есть свои отрицательные  стороны. Именно поэтому герои возвращаются назад.

Можно сделать вывод, что эпохи, изображенные Булгаковым в пьесах, несмотря на разный государственный строй, практически ничем не отличаются  друг от друга. Люди в различные времена одинаковы. Гениальные люди во все времена не могут найти себе место и применение в государстве (см. выше).

Время — это сумма прошедшего времени, настоящего времени и будущего  времени, т.е. можно записать это формулой: XVI век +ХХ век + ХХШ век = время

Изобретение Рейна и Тимофеева — машина времени — не нужно. Человек знает прошлое страны, мира, свое собственное по документам, исследованиям, монографиями, учебникам; свое собственное — благодаря своей памяти. А перемещение в это прошлое не обязательно и не нужно, поскольку там, в прошлом, его могут принять за «демона» или еще за кого угодно и сделать с ним все, что угодно, то есть это перемещение опасно для его жизни.

Будущее страны, мира, самого человека никому не известно. И, на наш взгляд, его совсем не нужно узнавать. Человек должен жить так, как он  живет, не пытаясь узнать будущее, поскольку тогда он попытается изменить его, а значит, и естественный ход времени.  Именно поэтому машина времени — бесполезное, ненужное и даже опасное  изобретение.

Таким образом, можно сделать вывод: время  — это действительно «фикция». В этом Рейн и Тимофеев абсолютно правы, так как люди одинаковы во все эпохи и прошлое практически не отличается от настоящего и будущего, кроме  государственного строя и законов.

В комедиях Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»изображено три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Причем Булгаков вначале из настоящего перемещает своих героев в будущее (перемещение на мгновение в прошлое не столь важно) в комедии «Блаженство», а затем в прошлое в комедии «Иван Васильевич». Первоначально Булгаков хотел изобразить  будущее вслед за Маяковским, поэтому вначале была написана комедия «Блаженство», где герои перемещаются в будущее. Но эта комедия была запрещена, так как Булгаков изобразил будущее, которое по сравнению с настоящим выигрывало и становились видны все  изъяны настоящего. Чтобы как-то себя оправдать, Булгаков написал комедию  «Иван Васильевич», где изобразил прошлое. Получалось, что по сравнению с таким прошлым советское настоящее выигрывало. Но и эта комедия была запрещена, так как во время власти Сталина его правление было принято соотносить  с деспотией Иоанна Грозного.

Действие в комедии происходит в трех временах (настоящем, прошедшем и будущем). Герои проводят в этих временах разное количество времени, и,   можно сказать, по, по количеству нахождения героев в этих временах, будущее время (ХХПI век) стоит на 1-ом месте, настоящее(конец 20-х годов ХХвека) стоит на 2-ом месте, прошлое (XVI век) — на 3-ем месте.

Каждое время охарактеризовано своим интерьером, героями.

В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» образ Москвы— показатель трех различных эпох: XVI века, ХХ века, XXIII века — со своими особенностями в государственном строе, языке, интерьере.

В пьесах Булгаков показал «воображаемое соотношение времен»(19). Образ художественного времени тесно связан с образом художественного пространства, так как, перемещаясь во времени, герои перемещаются и в пространстве.

Цель Булгакова — показать людей разных эпох (прошлого, настоящего и будущего) и сравнить их. Изображая разные эпохи, Булгаков показывает их сходство и различия. Различия: государственный строй, язык, интерьер.  Сходство: люди во все века одинаковы и в своей характере имеют как положительные так и отрицательные качества, во все времена гениальные люди  не могут найти себе место и применения в государстве, обществе.

Понятие «время» и «вечность» - антонимы. Вечность — это гораздо больше, чем время, и находится, соответственно, вне времени. Вечность окружает пространство, землю со сменяющимся на ней временем. В вечности живет Бог.

Время — это сумма прошедшего, настоящего и будущего, то есть можно вывести формулу XVI век + ХХ век + XXIII век = время. У Булгакова время делится на большое и малое. Это одна из характернейших черт булгаковского творчества – «соотношение большого и малого времён»(20).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(19)Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова гг М. А. Булгаков — драматург и хулоиестаенная культура его времени — м. 1988- с. 56.

(20) Кораблёв А Время и вечность в пьесах Булгакова М.А. Булгаков драматург и художественная культура его времени – М., 1988-с. 56.

В пьесах  «Блаженство» и « Иване Васильевич» фабула заключается в том, что герои перемещаются из одного века в другой. Эти века в булгаковских комедиях, это и есть большое время, то есть XVI век,  XX век и XXIII век – это большое время в пьесах.

В комедии «Блаженство» герои проводят в XXIII веке две недели, а возвращаются в XX век в тот же день и час. Так же в пьесах часты  упоминания таких слов, как «час», «минута», называется слово «секунда». Это малое время комедии. Очень редки упоминания слов «век» и «эпоха», характеризующие большое время. Чаще всего упоминается слово «время» что говорит о том, что для Булгакова важен сам ход времени, его течение час за часом.

Булгаков показал в своих комедиях не только людей, но и  государственный строй нашего государства в этот период.  XVI век – век деспотии Иоанна Грозного, XX век – время диктаторской власти Сталина, ХХIII век – уже построенный коммунизм и бесклассовое общество, к которому так стремились люди начала ХХ века. Машина времени, изображенная Рейном и Тимофеевым, на наш взгляд, не нужна. Так как человек знает прошлое своей страны и, сравнив его с настоящим, попытается правильно построить своё будущее, будущее людей и страны, в которой он живёт. Совсем не обязательно попадать в будущее, чтобы затем, вернувшись оттуда, попытаться его изменить и сделать лучше.

Так как будущее, настоящее и прошедшее практически ничем не отличаются, мы считаем, что герои комедии «Блаженство » и «Иван Васильевич»  инженер Рейн и изобретатель Тимофеев правы в том, что время – «фикция».

 

 

 


        Что касается художественного времени в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич», то действие комедии происходит в трёх временах ( настоящем, прошедшем и будущем). Герои проводят в этих временах разное количество времени, и можно сказать, что по количеству находящихся героев в этих временах будущее время  (XXIII)век стоит на первом месте , настоящее (конец 20-х годов ХХ века) стоит на 2-ом месте, прошлое (XVI век) стоит на третьем месте.  Каждое время охарактеризовано своими героями, своим интерьером.

В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» образ Москвы – показатель трёх различных эпох: XVI века,  XX века, XXIII века- со своими особенностями в государственном строе, языке, интерьере.  В пьесах Булгаков показал «воображаемое соотношение времён».(23)

Образ художественного времени тесно связан  с образом художественного пространства, так как, перемещаясь во времени , герои перемещаются в пространстве. Цель Булгакова – показать людей разных эпох (прошлого, настоящего и будущего ) и сравнить их. Изображая разные эпохи, Булгаков показывает их сходства и различия. Различия: государственный строй, язык, интерьер. Сходство: люди во все века одинаковы и в своём характере имеют как положительные, так и отрицательные качества, во все времена гениальные люди не могут найти себе место и применение в государстве и обществе.

Понятие «время» и «вечность»- антонимы. Вечность- это гораздо больше, чем время и находится вне времени. Вечность окружает  пространство, землю со сменяющимся  на ней времени. В вечности живет Бог. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кораблёв А. Время и вечность в пьесах Булгакова… –М. 1988-с.56

    В комедии «Блаженство», где Булгаков изображает людей XXIII века, он использует топос Сна, с помощью которого «действительность, развитие событий и персонажей». Так как изображенные им люди XXIII века еще не жили и это фантазия Булгакова, его вымысел, так как никто не знает, какие будут люди в будущем.

В комедии «Иван Васильевич» Булгаков не выделяет топос Сна, так как цель Булгакова в этой комедии такая же, как и в «Блаженстве». Но теперь для сравнения он выбирает людей прошлого и настоящего. Поскольку ХVI век-прошлое, и о нем можно говорить, опираясь на подлинные документы и факты. Поэтому в этой комедии Булгаков не использует топос Сна.

Булгаков в своих комедиях изображает государственный строй нашей страны в различные эпохи, пытается его оценивать. Так, изображая эпоху Иоанна Грозного, время деспотии, Булгаков не случайно помещение дворца Иоанна Грозного, в котором происходят события в XVI веке, даёт название «палата» (палатой называют не только покои дворца, но и комнаты в больнице, где лежат больные).

Сравнив людей настоящего, прошлого и будущего, Булгаков приходит к выводу, что во все времена люди одинаковы. Во все времена людям  свойственны положительные и отрицательные качества в характере.

Информация о работе Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»