Смутное время в начале XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Начало XVII века в исторической литературе принято называть смутой. В ее основе лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством. Смута разделила общество на враждебные слои: 1. Боярство итак запуганное и разоренное опричниной было недовольно тем, что после династии Рюриковичей пытается править худородный Борис Годунов; 2

Оглавление

1.Введение.
2.Предпосылки к началу смуты
3.Правление Бориса Годунова
4.Воцарение Лжедмитрия I
5.Заговор Шуйского
6.Лжедмитрий II
7.Семибоярщина
8.Народные ополчения
9.Избрание царя
10.Заключение
11.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 40.20 Кб (Скачать)
 

ФГОУ ВПО  «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С.Мальцева» 

Факультет: экономический

Кафедра: философии  и истории 

Контрольная работа

по  отечественной истории

на  тему:

«Смутное  время в начале XVII века». 
 

Выполнила: студентка 1 курса

(заочное  обучение)

Отделение «Бучгалтерский

учёт, анализ и аудит»

Добрыдина Л.А.

Шифр зачётки  10075             

Проверил: Синько В.Н. 

КГСХА 2011

План 

1.Введение.

2.Предпосылки к  началу смуты

3.Правление Бориса  Годунова

4.Воцарение Лжедмитрия I

5.Заговор Шуйского

6.Лжедмитрий II

7.Семибоярщина

8.Народные ополчения

9.Избрание царя

10.Заключение

11.Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

         Начало XVII века в исторической литературе принято называть смутой. В ее основе лежало противоречие между стремлением  самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил  общества участвовать в управлении государством. Смута разделила общество на враждебные слои: 1. Боярство итак запуганное и разоренное опричниной было недовольно тем, что после династии Рюриковичей  пытается править худородный Борис  Годунов; 2. Усиливался кризис внутри Феодального  Сословия (крупные феодалы переманивали крестьян у более мелких, оставляя их в обезлюдевших поместьях); 3. Кризис нарастал, т.к. численность служилых людей увеличивалась, а фонд поместных  земель сократился; 4. Недовольство нарастало  и тяглого населения, т.к. они устали от неурожая и войн; 5. В XVII веке казачество превратилось в социальную силу, поэтому противилось попыткам подчинения их земель государством. На рубеже XVI-XVII вв. страна переживала кризис, который по глубине и масштабу можно определить как структурный, охвативший все сферы жизни. Это, прежде всего экономический кризис, связанный с последствиями Ливонской войны и внутренней политикой Ивана IV.

         Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества  и вызывал социальную напряженность  в низах. Социальную неудовлетворенность  испытывало и дворянство, возросшая  роль которого мало соответствовала  его положению. Этот наиболее многочисленный слой господствующего класса в процессе формирование сословного строя претендовал на большее - и в плане материального вознаграждения за государеву службу, и в служебном продвижении, ограниченном чиновными рамками и местничеством.

         Глубоки оказались политические причины  Смуты. В ходе собирания земель Московское княжество превратилось в обширное государство, сильно продвинувшееся на путях централизации в XVI века. Существенным образом изменилась социальная структура общества. Однако самодержавная тираническая модель взаимоотношений власти и общества, навязанная Иваном Грозным, доказала свою ограниченность. Сложнейший вопрос XVI века - кто, как и какими правами и обязанностями будет обладать в государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в единое целое,- на самом деле не был решен окончательно. Он был перенесен в Смуту с ее специфическими , формами разрешения противоречий.

         Определение Смутного времени можно сформулировать следующим образом - это сложнейшее переплетение разнообразных противоречий: сословных, национальных, классовых, внутриклассовых н международных.

         Поскольку исторически Россия изначально формировалась  по европейскому типу, элементы его  сохранялись. Во время Смуты у  страны появилась альтернатива: или  по-прежнему идти путем, близким в  восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию, или вернуться  на европейский путь, что означало необходимость предоставления свободы  обществу.

         В Смутное время развернулась острая борьба общественных сил за выбор  пути развития. На разных этапах Смуты  она протекала по-разному. 
ПЕРВЫЙ ЭТАП СМУТЫ. 1598 - 1605 гг., - период царствования Бориса Годунова.

         Борис Годунов как политический деятель  сформировался во времена Ивана  Грозного, в его окружении. Будучи незнатным, сумел выдвинуться, не в  последнюю очередь благодаря  родству с кровавым главой опричников Малютой Скуратовым. 

Правление Бориса Годунова. 

         После смерти Федора, Бориса Годунова избрал на трон Земский собор. Впервые на Руси появился царь, получивший престол  не по наследству. Борис Годунов  был талантливым политическим деятелем. Он не стал прибегать к широкому террору, а расправлялся лишь с реальными  врагами, и он хотел вывести страну из запустения, закрепостив крестьян. Рост численности класса феодалов и  стремление феодалов к более высокому уровню жизни вызвали резкий отпор  крестьянства.

         К тому же, начались неурожайные годы. Три года, с 1601 года по 1603 год были неурожайными. Летом 1601 году начались дожди. От Пскова до Нижнего Новгорода  они лили двенадцать недель беспрерывно. Уже в июле выпал первый снег. Все попытки спасти хотя бы недозревший  хлеб провалились. В конце августа начались снегопады и метели, по Днепру ездили на санях. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек.

         Массы народа стекались в Москву, где  правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих  холопов и слуг, и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств  к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий  хаос. Годунов делал все что  мог: искал спрятанный хлеб, держал на него низкие цены. Начал стоить каменные палаты Московского Кремля, чтобы  дать работу сотням голодных беженцев. Похороны умерших проходили за царский  счет. Был издан указ о том, что  все холопы, оставленные своими хозяевами  без средств к пропитанию, немедленно получают вольную. Однако беды зашли  слишком далеко. На дорогах уже  разбойничали не просто беглецы от голода, но и мелкие дворяне. Отдельные  банды разрастались до нескольких сотен  человек. Отряд Хлопка Косолапа насчитывал до 500 человек. Но отряд Хлопка был  уничтожен, а сам Хлопок казнен в  Москве. Эффективнее бороться с причинами  голода можно было лишь при условии  ликвидации привилегии феодалов, что  в тех условиях было невозможно. Народ быстро нашёл объяснение стихийным  бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие - то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть. Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению  престижа Годунова не только в народных массах, но и среди феодалов.

         К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться  слабостью России. И в это время  в Польше объявился человек, который  стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор  точно не установили, кем же на самом  деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как  Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве.

         Первая  попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов  стал жертвой того, что рискнул  быть первым выбранным царём. Народ  не смог смириться с мыслью о выбранном  царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление. Борис снял тяготы с плеч дворянина  и большую их часть перебросил на спину пахарю, а остальное - столь  нелюбимому им боярскому племени. Годунов  сделал худшее - он разрушил веру в справедливость и правду на земле, разрушил общее  дело всех православных христиан. И  государство стало медленно, но неуклонно  разрушаться, сползать в трясину  Смуты - сначала духовной, а затем  и политической. Борис Годунов  кичливо обещал, что в его царстве  голодных не будет. Голод, уничтоживший половину населения страны (только в Москве умерло 120 000 человек), стал началом его конца.

         ВТОРОЙ  ЭТАП СМУТЫ. 1605 - 1609 гг. В этот период произошел полный распад государства, гражданская война охватила все  слои общества: дворянство, крестьянство, казачество. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий  Шуйский, Лжедмитрий II, Боярская дума, правление которой вошло в  историю под названием "семибоярщина". Однако не было сил, способных стабилизировать  ситуацию.

 
Воцарение Лжедмитрия I.
 

         Смута открылась авантюрой Лжедмитрия I. Самозванство - одно из проявлений «нормального»  монархического сознания, модель поведения, созданная и отточенная в годы смутного лихолетья. Самозванство имело  то преимущество, что служило внутренним оправданием для выступления  против правящего государя. При сакральном восприятии царской власти поддержка  истинного монарха-будь то царь, сидящий  на престоле, или претендент-самозванец, доказывающий законность своих притязаний,- становилась обязательной, угодной  Богу, моментом спасения. Эти особенности  национального самосознания и придавали  самозванству на русской почве особый размах.

         Первым  самозванцем был молодой галичский  дворянин Григорий Отрепьев. Существуют свидетельства, что противники Годунова готовили бойкого сына боярского  к роли царевича Дмитрия еще в  Москве. Опала Романовых заставила  его искать спасения под монашеским клобуком. Он обосновался в Чудовом монастыре. Однако непомерное честолюбие и угроза разоблачения побудили его бежать из Москвы в Речь Посполитую. Здесь Отрепьев и открыл крупным магнатам Вишневецким свою «тайну»: он - законный московский государь, чудом спасшийся царевич Дмитрий Иванович.

         Ряд исследователей высказывают предположение, что сам Отрепьев искренне уверовал в свое высокое происхождение  и лицедействовал с внутренней убежденностью. Но, конечно, решение поддержать самозванца польской стороной было принято исходя из собственных интересов. Король Сигизмунд III использовал его для ослабления Бориса Годунова. Прельщали и щедрые территориальные обещания, сделанные  самозванцем,- Смоленск и Северская  земля. Невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы Юрия Мнишека, были обещаны доходы с Новгородской земли. Приняв тайно католичество и  обещая содействие на Руси католической пропаганде, Отрепьев заручился поддержкой папы римского.

         Несмотря  на тайное покровительство короля и  поддержку ряда влиятельных магнатов, возможности самозванца были сильно ограничены. Тем не менее человек  смелый, с авантюристической жилкой, он в конце 1604 года с небольшим  отрядом, состоявшим из поляков-наемников, русских дворян-эмигрантов и присоединившихся позднее донских казаков, пересек  границы Московского государства. Первоначально успех сопутствовал ему - города открывали «царевичу» ворота. Здесь же он находил много сторонников: юго-западная окраина издавна служила  местом сосредоточения социально-динамичных слоев русского общества, недовольных  своим положением. Даже поражение  в январе 1605 года от царских воевод под Добрыничами не привело к  падению самозванца. На сторону «царя  Дмитрия» перешли Тула, Курск, Рязань. В разгар противоборства 13 апреля 1605 года неожиданно скончался Борис  Годунов. После его смерти чаша весов  стала быстро склоняться в пользу самозванца, в котором оппозиция  увидела силу, способную свалить  ненавистную династию. Сын Бориса, Федор Борисович, не имел ни опыта, ни авторитета, чтобы удержать власть.

         В мае на сторону Лжедмитрия перешли  царские полки. Это решило исход  борьбы. Федора и его мать Марию  лишили жизни. В июне 1605 года самозванец торжественно вступил в Москву.Победа Отрепьева на первый взгляд кажется фантастической. Поражены были сами современники: «Яко комар льва... поразил». Но успех самозванца объясним: при остром недовольстве всех слоёв общества побеждал скорее не он, а мечта о законном добром государе. С именем царевича связывались сокровенные надежды, которые должны были осуществиться по восшествии его на прародительский престол.Новый царь не боялся преступать многие православные традиции и открыто демонстрировал свою приверженность польским обычаям. Это насторожило, а позднее и настроило против него окружение. Но не поведение главная причина падения Отрепьева. Сесть на престол оказалось легче, чем усидеть на нем. Едва самозванец свалил Годунова, как сам стал ненужным боярству.  

Информация о работе Смутное время в начале XVII века