Смутное время в начале XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Начало XVII века в исторической литературе принято называть смутой. В ее основе лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством. Смута разделила общество на враждебные слои: 1. Боярство итак запуганное и разоренное опричниной было недовольно тем, что после династии Рюриковичей пытается править худородный Борис Годунов; 2

Оглавление

1.Введение.
2.Предпосылки к началу смуты
3.Правление Бориса Годунова
4.Воцарение Лжедмитрия I
5.Заговор Шуйского
6.Лжедмитрий II
7.Семибоярщина
8.Народные ополчения
9.Избрание царя
10.Заключение
11.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 40.20 Кб (Скачать)

         В сложившихся тяжелых обстоятельствах  осенью 1611 года  посадский староста Нижнего Новгорода Козьма (в некоторых  исторических документах его называют Кузьмой) Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго  ополчения. С помощью населения  других русских городов была создана  материальная база для борьбы с интервентами. Возглавил ополчение Козьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Дмитрия  Пожарского. В феврале 1612 года  ополчение  двинулось к Ярославлю, чтобы  занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было "строить" не только войско, но и "землю".

           Летом 1612 года со стороны Арбатских  ворот ополчение подошло к  Москве и вынудило польский  гарнизон в Кремле капитулировать. Князь Пожарский вступил в  Москву с Казанской иконой  Божьей Матери и поклялся построить  храм в память этой победы. Но полностью интервенция не  была ликвидирована: поляки и  казачьи отряды продолжали рыскать  по стране. Они повсюду сталкивались  с народным сопротивлением, порой  перераставшим в партизанскую  войну. В жестокой и суровой  борьбе русский народ отстоял  свою независимость. В сентябре  подмосковные воеводы договорились, "по челобитью и приговору  всех чинов людей", чтобы им  вместе "Москвы доступать и  Российскому государству во всем  добра хотеть безо всякой хитрости", и всякие дела делать заодно, а грамоты от единого правительства  писать отныне от имени обоих  воевод: Трубецкого и Пожарского. Пожарский хотел собрать "общий  земский совет" для обсуждения  того, "как нам в нынешнее  злое время безгосударными не  быть и выбрать бы нам государя  всею землёю". 

Избрание  царя. 

         "Совет  всея земли" созвал в Москву  представителей разных слоев  населения на Земский собор  (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное  крестьянство). Сравнительно легко  договорились о том, чтобы "литовского  и шведского короля и их  детей и иных некоторых государств  иноязычных нехристианской веры  Греческого закона на Владимирское  и Московское государство не  избирать, и Маринки и сына  ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из  своих, но тут начались разногласия,  споры, козни и смуты, ибо  среди "великородных" московских  бояр, бывших ранее союзниками  или поляков, или Тушинского  вора, не находилось достойного  и популярного кандидата.

         После долгих и безрезультатных споров, под сильным влиянием казаков  кандидатура Михаила Романова была специально обсуждена на ряде соборных совещаний и получила предварительное  одобрение 7 февраля 1613 года Выборные люди согласились на кандидатуре шеснадцатилетнего  Михаила Романова, сына томившегося  в польском плену тушинского патриарха  Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городах и уездах во всех людах та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...".

           А по возвращении посланных  Земский Собор 21 февраля 1613 года  единодушно избрал и торжественно  провозгласил царем Михаила Федоровича  Романова. В избирательной грамоте  было сказано, что его пожелали  на царство "все православные  хрестьяне всего Московского  государства", а с другой стороны  были указаны его родственные  связи с прежней царской династией:  новый царь - сын двоюродного брата  царя Федора Ивановича, Федора  Никитича Романова - Юрьева, а царю  Федору Ивановичу - племянник.  Избрание царя означало возрождение  страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности. С избранием царя кончилась  смута, так как теперь была  власть, которую признавали все  и на которую можно было  бы опереться. Здоровый консерватизм  первых Романовых давал возможность  постепенно восстановить экономику  и государственную власть. 2 мая  1613 года  Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство.  Вскоре ведущее место в управлении  страной занял его отец - патриарх  Филарет, который "всеми делами  царскими и ратными владел". Власть восстановилась в форме  самодержавной монархии. Руководители  борьбы с интервентами получили  скромные назначения. Д. М. Пожарский  был направлен воеводой в Можайск,  а К. Минин стал думным воеводой. 

Заключение. 

         В 1598 году  бездетный царь Фёдор  Иоаннович умер. Наследников у  Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 году прервалась. Возник династический  кризис. После этого в России последовали  драматические события, которые  продолжались 15 лет и получили название "Смута", "Смутное время".

         Смутное время - обозначение периода истории  России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного  стихийными бедствиями, польско - шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смутное время - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII веков.

           Династический кризис вызвал  растерянность в народе, а в  верхних слоях знати возбудил  хищные амбиции и стремление  к власти и привилегиям. Схватка  за царский престол, начатая  московским боярством, привела  к разрушению государственного  порядка, к общественной деморализации. 

         Страшный  голод начала XVII века добил привычные  моральные ценности, скреплявшие  людей в единый коллектив. В работе были рассмотрены основные события  жизни россиян в период после  смерти Ивана Грозного. После смерти этого монарха Россия столкнулась  с проблемой кризиса царской  династии, т.к. после Ивана IV не осталось наследников. Земля - Божия, она не продается, а дается всем людям в пользование  от имени государства и олицетворяющего  это государство Самодержца. Земледелец кормит воина и чиновника, воин защищает чиновника и земледельца, чиновник "наблюдает землю" и помогает Государю управлять.

           В православном государстве сословия  трудятся во имя такого государства,  которое является внешней стеной  Церкви, способствуя ее трудам  по спасению народа Божиего  и, таким образом, работает  не просто для какого-либо земного  учреждения, а Бога ради. Пока  на Московском престоле были  государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира  Святого, население в огромном  большинстве своем безропотно  и беспрекословно подчинялось  своим "природным государям". Но когда династии прекратились, государственная земля стала  "ничьей".

           Борьба за власть и за царский  престол, начатая московским боярством,  привела впоследствии к полному  крушению государственного порядка,  к междоусобной "борьбе всех  против" и к страшной деморализации,  которая нашла особенно яркое  выражение в тушинских "перелетах"  и в тех диких и бессмысленных  зверствах и насилиях над мирным  населением, которые совершали шайки  "воровских людей". Смутное  время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением  жизни Московского государства.  Первым, непосредственным и наиболее  тяжелым его следствием было  страшное разорение и запустение  страны; в описях сельских местностей упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". 

           В социальном составе общества  Смута произвела дальнейшее ослабление  силы и влияния старого родовитого  боярства, которое в бурях Смутного  времени частью погибло или  было разорено, а частью морально  деградировало и дискредитировало  себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами  государства. Смутное время - период  фактического безвластия, хаоса  и небывалых общественных потрясений. Понятие "Смута" пришло в  историографию из народного лексикона,  означая прежде всего анархию  и крайнюю неустроенность общественной  жизни. Современники Смуты оценивали  ее как кару, постигшую людей  за их грехи, разложение. Ряд  историков считает, что в центре  событий была проблема законности  верховной власти, другие исследователи  сводят суть кризиса к политическому  вмешательству Польши и интригам  католической церкви.

         Непосредственным  толчком к брожению послужило  пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой массовое сознание признавало в качестве "природных  государей". Народ бедствовал, а  в это же время знать устраивала дележ богатства и привилегий, злобно соперничая в поисках личного  благополучия. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему  населению на несколько лет. Суть происходящего хорошо осознавалась в народе и определялась словом "воровство", но быстрых и простых путей  выхода из кризиса не мог предложить никто. Последствия Смуты были тяжелейшими  для развития страны. В экономическом  плане Смута была долговременным откатом назад и города, и деревни.

         Необходимые для развития страны средства снимались  с населения в виде тяжелейших налогов. Учитывая, что в разоренной стране у населения почти не было денег, часть налогов приходилось  собирать натурой. Последствия Смуты - разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения  страны продолжали сказываться еще  полтора десятилетия.

         Следствием  Смутного времени стали изменения  в системе управления страной. Смутное  время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу.

           Смутное время привело к глубокому  хозяйственному упадку. Во многих  уездах исторического центра  государства размер пашни сократился  в 20 раз, а численность крестьян  в 4 раза. Однако долгий и тяжелый  кризис был разрешен, хотя экономические  последствия Смуты - разорение  и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения  страны продолжали сказываться  еще полтора десятилетия.

         Переоценка  идеалов предыдущей эпохи, ставшие  очевидными негативные последствия  боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических  тенденций. Только путем распрей, розней, эпохи самозванцев, Смутного времени  Россия пришла к правлению новой  династии - Романовых. Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное  государство, наглядно показав, что  оно - не "царская вотчина", а  предмет общей заботы и общего дела "всех городов и всяких чинов  людей всего великого Российского  Царствия". Окончание Смуты способствовало победе государственного начала над  земско-местническими амбициями. Стало  ясно, что соединение областей воедино  служит их же пользе - при условии, что  соблюдаются добровольность этого  соединения и права на местную  самобытность. После Смутного времени  был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего  развития России: самодержавие как  форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный  строй как социальная структура. 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

1.История России  с древнейших времён до 1861 года./ Под редакцией Н.И. Павленко. - М., 1996. – с. 162 – 180.

2.История России  с древнейших времён до XVII в./ Отв. ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996.

3.Ключевский И.Н.  курс русской истории. Соч.  – М., 1989 – Т. 3, лл. 41-50, 53-55.

4. Платонов С.Ф.  Учебник  русской истории. –СПб., 1993.

5. Соловьёв С.М.  История  России с древнейших  времен. – М., 1991.

Информация о работе Смутное время в начале XVII века