Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что пьесы Булгакова были включены в репертуар МХАТа и самого автора после распоряжения Сталина приняли на работу в театр, его пьесы анализировались мало. Из всего творчества писателя критики в основном обращались к романам «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Другие произведения анализировались мало.
Практически нет работ по изучению пространственно-временных категорий, а они являются очень важными при изучении не только самих произведений Булгакова, но и понимание его мировоззренческих позиций.

Оглавление

Введение.
1.Актуальность исследования.
2.Материалы исследования.
3.Цели работы.
4.Методика исследования.
5.Обзор литературы вопроса:
а) литература о художественном времени и пространстве в истории
литературы.
б) литература о драматургии Булгакова.
в) литература о художественном времени и пространстве у Булгакова

ГЛАВА 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.8

ГЛАВА 2. Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.21



Заключение

Файлы: 1 файл

Semchenkova.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

Одна из главных художественных задач драматурга заключалась в том, чтобы «разомкнуть сознание зрителя или читателя, открыть перед ним «синюю бездонную липу веков» и научить его в этой открывшейся перспективе увидеть и оценить себя и свое время». (55)

Далее автор статьи рассматривает «соотношение большого и малого» и говорит, что это соотношение «справедливо считается характернейшей чертой булгаковского хронотопа». (55)


Глава 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»

В 1934 году Булгаков закончил работу над пьесой «Блаженство». В феврале 1930 года после премьеры в Театре Мейерхольда стала достоянием общественности пьеса «Баня» В.В.Маяковского. В.Маяковского упрекали в абстрактности и рационалистичности образа «вестницы будущего» - фосфорической женщиной. Существует версия, что знакомство с пьесой Маяковского послужило непосредственным толчком к созданию Булгаковым комедии .(3)

В 1934 году Булгаков написал комедию «Блаженство» для Московского театра сатиры. Это была фантастическая комедия о машине времени,  пронзающей время, о путешествии в будущее 3-х людей конца 20-х годов: изобретателя Рейна и его случайных спутников — управдома Бунши-Корецкого и специалиста по театральным буфетам Юрия Милославского по прозвищу Солист.

В театре долго размышляли над пьесой, а потом попросили автора её

переделать. В 1935 году Булгаков написал комедию «Иван Васильевич», созданную по мотивам «Блаженства».

В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» Булгаков изображает пространство Москвы, но в разные эпохи: Москву времён правления Иоанна Грозного (XVI век), Москву эпохи Сталина (конец 20-х годов ХХ века), Москву ХХШ века, а точнее ту часть «Москвы Великой, которая носит название Блаженство» (3, 390). Таким образом, писатель берёт одно географическое пространство (город Москва) и изображает его в разные времена для того, чтобы посмотреть и сравнить людей настоящего, прошедшего и будущего в переломные моменты истории: XVI век — деспотия Иоанна Грозного, ХХ век - диктатура пролетариата и первые шаги к построению коммунизма и бесклассового общества, XXIII век — время уже построенного коммунизма и бесклассового общества. А также показать государственный строй нашего государства в разные эпохи.

В фабулах двух комедий можно выделить несколько топосов: топос Москвы XVI века, топос Москвы ХХ века (эти топосы можно выделить и в комедии «Блаженство», и в комедии «Иван Васильевич»), а также топос Москвы ХШ века, топос сна и топос провала ( в комедии «Блаженство»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3)Очерки русской coветской драматургии 1934 — 1945. — Т.2 — Л. — М., 1966 — с.135.

 

Топосы — это «самые крупные области художественного пространства, границы между которыми трудно проницаемы для персонажей. Для второстепенных персонажей они обычно вообще непроницаемы, для главных— проницаемы со значительным трудом, с нравственными и душевными потерями».(4)

Топосы подразделяются на локусы — «они определяют функции топосов и определяются ими, в отношениях к различным локусам проявляются характеры  и даже идеология персонажей».(5) Например, в топосе Москва ХХ века выделяются локусы комнаты инженера Рейна — в «Блаженстве» (изобретателя Тимофеева — в «Иване Васильевиче»), дом в котором он живёт, передняя коммунальной квартиры, комната Михельсона — в «Блаженстве» (Шпака в «Иване Васильевиче»).

С локусом комнаты инженера Рейна (Тимофеева) в первую очередь связан главный герой комедий «Блаженства» и «Иван Васильевич» её хозяин Рейн  (Тимофеев). Это обычный изобретатель ХХ века. Неудачник, который верит  в своё изобретение. Для него время — это «функция» (3, 386), он считает, «что не существует прошедшего и будущего» (3,386). Он тратит на машину времени все свои деньги: «Рейн: я очень обнищал из-за этой машины времени и нечем даже было за квартиру платить...» (3, 399). Его личная жизнь рушится, а он занимается своей машиной времени, и кажется, что он совершенно не переживает по этому поводу. У него нет времени ни на сон, ни на еду. 06 этом говорят авторские ремарки: «В замасленной одежде, небрит, бессонен» (3, 382).

Его машина времени — это своеобразный протест против существующего строя, в нём герой видит средство к спасению, к уходу из своей эпохи, а значит, и от существующего строя.

Локус комнаты инженера Рейна (Тимофеева) очень важен в фабуле комедий, так как именно отсюда герой перемещается из настоящего в прошлое и будущее, здесь стоит аппарат, с помощью которого всё это происходит, и здесь живёт человек, который его изобрел.

С локусом комнаты Михельсона (Шпака в «Иване Васильевиче») связан ещё один герой комедии Булгакова - «специалист по театральным буфетам» Юрий (Жорж) Милославский по прозвищу Солист. Это обычный вор, который  пришёл в эту квартиру с целью ограбить комнаты советского служащего Михельсона (Шпака). Ничего неизвестно ни о самом Милославском, ни о его семье, ни о его прошлом. Мы можем лишь догадываться об этом.

Он случайный спутник Рейна (в комедии «Блаженство») и случайный путешественник во времени (в комедии «Иван Васильевич»), поскольку он

 

 

 

 

(4) Баевский В.С. Сквозь магический кристалл. — М., 1990 — с.98

(5) Баевский В.С. Сквозь магический кристалл. — М., 1990 — с.99

 

не  бывал раньше в этом доме и никого не знал, и его раньше никто не видел и не знает. Его приход в это время в квартиру случаен.

С локусом дома, в котором живет Рейн (Тимофеев), связан ещё один герой  комедии, также случайный спутник Рейна (в комедии «Блаженство») и

случайный путешественник во времени (в комедии «Иван Васильевич») -глупый управдом Бунша-Корецкий. Это суетливый, ничтожный, с замасленной  домовой книгой под мышкой человек. Он приспособленец, у него есть справка, что княгиня-мама в отсутствии папы-князя согрешила с кучером  Пантелеймоном, обеспечив ему, таким образом, пролетарское происхождение, которое необходимо для карьеры в новых социальных условиях.

Род его деятельности похож на хлопоты безумца. Он соглядатай и

доносчик. «Я — лицо, занимающее официальный пост и обязан наблюдать» (3, 386). Он преисполнен сознанием своей необходимости новому режиму,
культуре и быту: «Бунша < ...> если я перестану ходить, то произойдет ужас <...> государство рухнет» (3, 384). Он зависит от различного рода бумаг и сам
живет по бумажке.

И Милославский, и Бунша-Корецкий, и соседка, пришедшая насчет селёдки, и обворованный Михельсон (Шпак) попали в фокус комнаты Рейна

(Тимофеева) через фокус передней коммунальной квартиры.

Локусы двора и четырнадцатой квартиры дают представление о людях двадцатого века, главным занятием которых являются сплетни и пересуды.

Топос Москвы 20-го века в пьесе «Блаженство» раздроблен на ряд эпизодов. Он показан в начале пьесы — начало 1-го акта, в середине 1-го акта (изображение прерывается перенесением машины времени в прошлое и описанием палаты Иоанна Грозного) и в конце пьесы (конец 4-го  акта). В комедии «Иван Васильевич» настоящее изображено в начале 1-го акта, 2-й акт и конец 3-го акта.

Перемещаясь из топоса Москвы ХХ-го века в топос Москвы XXIII века, герои в комедии «Блаженство» попадают в локус террасы, которая является центральным местом собрания в топосе Москвы XXIII века. Терраса чаще всего  называется в тексте  в период, когда герои находятся в будущем.

Терраса в будущем имеет такое же значение, как комната инженера Рейна в настоящем.  Именно отсюда герои возвращаются назад в настоящее (топос Москвы ХХ век). Топос Москвы ХХПI века дан как единое целое с конца 1-гo акта до середины  4-го акта и образует композиционное ядро комедии.

 

Терраса находится в квартире народного комиссара изобретений Радаманова. Радаманов — это человек зрелого возраста, он вдовец, и у него есть взрослая дочь Аврора. Он убежден в своей значимости и необходимости в этом государстве. Радаманов преклоняется перед Рейном и его изобретением, но он выполняет свою работу, и именно поэтому предлагает герою отдать свою машину: «Радаманов. Мы просим вас сдать нам изобретение добровольно.

Откажитесь от своего века, станьте нашим гражданином. А государство приглашает нас с вами совершить все полеты, которые мы совершим < ...> это изобретение принадлежит всем! Они все живут сейчас, а я им служу! О Рейн» (3,412). Радаманов — это человек с обостренным чувством справедливости, он готов защищать и отстаивать свои взгляды и убеждения до конца. Он не любит лицемерия и фальши. Главное орудие Радаманова — его идеология: «Радаманов. Не поверю, не поверю. Если вы это сделаете, вы умрете в самый короткий  срок>. (3, 411). Он одинок, но ему не нужна жена: «Радаманов. Я, голубчик, ни за какие деньги ничего бы ей не сказал, ибо, давно овдовев, не чувствую склонности к семейной жизни < ...»>. (3, 406).

В характере Радаманова с наибольшей полнотой воплотились качества людей ХХШ века «доброта, ум, скромность, душевная отзывчивость < ...>. Он обладает особым талантом—  тончайшие переживания другого понятны и близки ему, как свои собственные. Спокойствие, даруемое мудростью, овевает весь его образ.(6)

В комедии есть человек, который хочет построить «великое» будущее. Это  Фердинанд Саввич. Он директор института гармонии. Саввич считает, что  самое важное в жизни человека и государства — это гармония. Даже жену себе  он выбирает с помощью гармонии: «Саввич. Наш союз неизбежен. Мы гармоническая пара. А я сделаю всё, что в моих силах, чтобы вы были счастливы» (3, 391). Он считает, что гармония никогда не ошибается. На его «Институт Гармонии» общество «возложило задачу особой важности—изучение рода человеческого»(7). Именно поэтому Саввич считает, что «Институт Гармонии» должен вмешиваться во всё, что происходит в государстве: «Саввич. < ...> Институт Гармонии должен позаботиться о том, чтобы эти трое — чужие нам — не нарушили жизни в блаженстве! И об этом позабочусь я!» (3, 404). И свою роль в государстве он считает очень важной, не зря же он занимает пост директора Института Гармонии: «Саввич. Я уберегу от наших людей прежде всего ту, которую считаю самым лучшим украшением блаженства < ...>.» (3, 405). Свою значимость в осуществлении «великого», в строительстве «великого» будущего Саввич расценивает так же высоко, принимая на себя решение судить людей. Саввич негативно влияет на окружающих. Можно предположить, что он связан с преисподней, с адом, так как он единственный отправляет спутников в преисподнюю: «Саввич. Я хочу, чтобы они улетели отсюда в преисподнюю» (3, 404).

Главная отличительная особенность внешности Саввича, которую отмечает Аврора,-«примечательные» брови. Саввич с неприятием относится к Рейну, над ним пытается совершить суд, видит в нем «изгоя» общества и считает его социально-опасным человеком, которого нужно  изолировать(3,413) из-за его свободолюбия и присутствие у него своей точки зрения на все происходящее.

Отношение к Рейну во многом определяется его отношением с Авророй,

 

(6)Очерки русской советской драматургии 1934 — 1945. — Т.2. — Л. — М., 1966 — с.135-136

(7) Очерки русской советской драматургии 1934 — 1945. — Т.2. — Л. — М., 1966 — с.135-136


которая сначала испытывает большие сомнение по поводу того, следует ли ей «осчастливить» своего избранника(3,390), а затем приходит к выводу, что они «не рождены друг для друга»(3,400).

Аврора — дочь Радаманова. Она «как всякая интересная женщина, < ...> немного капризна»(3,391). Жизнь напоминает ее кошмар, из которого она хочет вырваться: «Аврора. < ...> Очевидно, я выродок: с того момента, как ты оказался здесь, мне опротивели эти колонны и тишина Блаженства < ...»> (3,403). У нее есть надежда на новую и лучшую жизнь. Эта надежда появляется  у нее после знакомства с Рейном. Аврора «благотворно» влияет на Рейна: «Рейн. Так вот, я желаю чтобы Аврора летела со мной»(3,413). Она, как и Рейн, стремится к покою, но также как и у Рейна ее удел — изгнание. Она не умеет приспосабливаться к окружающей действительности и стремится к  самоизоляции.

Перемещение из одного топоса в другой означает для героев (как говорилось выше) «нравственное и душевное потрясение». Попав в Блаженство Рейн очень потрясен тем, что его эксперимент удался . Об этом говорит тот  факт, что когда он видит на календаре «четыре двойки. Две тысячи двадцать второй  год! < ...»>(3.392), он теряет сознание. Придя в себя, первое, что он сказал , - это «Рейн. (Очнувшись.) Слушайте ... Но только верьте ... я изобрел механизм для проникновение во время ... вот он ... поймите мои слова ... мы люди  двадцатого века!»(3,392). Вначале все складывалось благополучно: Рейна и его спутников принимают как героев. В течение двух недель, которые провели путники в Москве ХХШ века, Рейн был героем для народа Блаженства. Но  затем Совет Народных Комиссаров пытается отобрать изобретение, а его самого оставить у себя, как великого изобретателя. Рейн не может приспособиться к новым условиям современной ему жизни, а бегство в другую эпоху не оказывается для него спасительным. И в Блаженстве Рейн не может приспособиться к современной ему жизни, не может найти для себя подходящего занятия. Он постоянно пытается вспомнить цифры с потерянного ключа. И здесь он думает о своей машине и день и ночь. Кроме того, Рейн беспокоится об Иоанне Грозном, который остался в Москве ХХ века. Рейн не хочет отдавать свое изобретение Совету Народных Комиссаров и не хочет оставаться в XXIII веке. Рейн считает, что изобретение принадлежит ему, так как он его создал.

Информация о работе Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»