Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа
Несмотря на то, что пьесы Булгакова были включены в репертуар МХАТа и самого автора после распоряжения Сталина приняли на работу в театр, его пьесы анализировались мало. Из всего творчества писателя критики в основном обращались к романам «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Другие произведения анализировались мало.
Практически нет работ по изучению пространственно-временных категорий, а они являются очень важными при изучении не только самих произведений Булгакова, но и понимание его мировоззренческих позиций.
Введение.
1.Актуальность исследования.
2.Материалы исследования.
3.Цели работы.
4.Методика исследования.
5.Обзор литературы вопроса:
а) литература о художественном времени и пространстве в истории
литературы.
б) литература о драматургии Булгакова.
в) литература о художественном времени и пространстве у Булгакова
ГЛАВА 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.8
ГЛАВА 2. Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.21
Заключение
1.Актуальность исследования.
2.Материалы исследования.
3.Цели работы.
4.Методика исследования.
5.Обзор литературы вопроса:
а) литература о художественном времени и пространстве в истории
литературы.
б) литература о драматургии Булгакова.
в) литература о художественном времени и пространстве у Булгакова
ГЛАВА 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.8
ГЛАВА 2. Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.21
Заключение
Стр. 28
1.Актуальность исследования
Несмотря на то, что пьесы Булгакова были включены в репертуар МХАТа и самого автора после распоряжения Сталина приняли на работу в театр, его пьесы анализировались мало. Из всего творчества писателя критики в основном обращались к романам «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Другие произведения анализировались мало.
Практически нет работ по изучению пространственно-временных категорий, а они являются очень важными при изучении не только самих произведений Булгакова, но и понимание его мировоззренческих позиций.
«В пространственно-временных структурах, вырабатываемых как отдельными индивидами, так и тем или иным обществом, преломляется вся сумма их духовного опыта. Те или иные изменения в системе пространственно-временных представлений, прежде всего, свидетельствуют о сдвигах в мироощущении, мировоззрении эпохи, о сдвигах происходящих в культуре» .
Поэтому данное исследование, предметом которого я выбрала пространство и время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич», актуально.
2. Материалы исследования.
Материалами нашего исследования являются две комедии М.А. Булгакова -«Блаженство» и «Иван Васильевич» в изданиях:
1. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 10-ти тт./Сост., предисл., подгот.текста В.Петелина. — М.: Голос,1995. — Т.4.
2. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5-ти тт./М.А. Булгаков; Редкол. Гоц и др. — М.: Художественная литература, 1992 — Т.3.
3. Булгаков М.А. Пьесы 30-х годов / Под ред. А.А.Нилова. Предисл. А.М.Смелянского. — СПб.: Искусство, 1994.
3. Цели работы
В процессе работы я поставила перед собой ряд целей:
1.Определить частотность употребления лексических единиц, характеризующих пространство и время в ремарках и репликах героев.
2. Описать художественное пространство и время в пьесах Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
3. Проследить, какие «нравственные и душевные» потрясения переживают герои в названных типах пространства и времени.
(2) Пространство и время в литературе и искусстве. Методические материалы по теории литературы—
Даугавпилс: дпи, 1984 — с.5
4.Методика исследования.
1. Выделить лексические единицы, характеризующие пространство и время: А) в ремарках; Б) в репликах героев. 2. При анализе лексических единиц, характеризующих пространство и время, мы шли вслед за Ю.Тыняновым, который понимал под минимальной темой слово.
Вначале мы классифицировали комедии по пространству, описанному в них. Затем рассмотрели наиболее часто упоминаемые топосы и локусы.
Затем рассмотрели эти же произведения с точки зрения времени, т.е. в какое время в них происходят различные события.
5. Обзор литературы вопроса.
А) Литература о художественном пространстве и времени в истории
литературы.
Вопрос «художественное время и пространство в истории литературы» изучен хорошо. Например, ему посвящены две главы в работе В.С.Баевского «Сквозь магический кристалл» («Образ пространства» и «Образ времени»)
В начале главы «Образ пространства» автор формулирует «постулаты как средства для изучения времени и пространства». Затем он дифференцирует термины топос и локус . «Мы будем называть топосами самые крупные области художественного пространства, границы между которыми трудно проницаемы для персонажей. Для второстепенных персонажей они обычно вообще непроницаемые, для главных — проницаемые со значительным трудом, с нравственными и душевными потерями <...> Дальнейшие подразделения топосов мы будем называть локусами. Они определяют функции топосов и определяются ими, в отношении к различным локусам проявляется характер и даже идеология персонажа». Параллельно с изложением сведений из теории литературы Баевский подробно рассматривает все топосы и локусы в романе Пушкина «Евгений Онегин». Например, в структуре художественного пространства романа противопоставлены два топоса Петербург и Деревня. «По многим основным признакам к Петербургу тяготеют Москва и Одесса. В городских топосах преобладающее значение имеют фокусы публичной жизни: театр (в Петербурге, Москве, Одессе), ресторан(в Петербурге, Одессе), бальная зала( в Петербурге, Москве), гостиная ( в Петербурге, Москве), улица как место общения (в Петербурге, Москве, Одессе).»
Автор говорит, что топосы «во многом определяют движение фабулы и поведения персонажей». Но родственники мало перемещаются из одного топоса в другой.
Показано отличие художественного пространства от пространства физического: «Художественное пространство создаёт эстетическую неопределенность благодаря тому, что топосы, локусы, пространственные фигуры в нем слабо ориентированны друг относительно друга ....
... Как показывают исследования, образ пространства у любого писателя резко отличается от пространства эмпирического»...
В работе подробно рассматриваются эмпирическое (вертикальное) пространство, которое, по мнению автора, играет «важную роль в организации художественного пространства».
В главе «Образ времени» Баевский рассматривает отражения категории
времени в рамках искусства (хореографии, музыке) и говорит, что в литературе «... движение времени может быть разнонаправлено и вовсе не линейно, образовывать циклы, петли, «завихрения», быть дискретным и неравномерным, представленным несколькими параллельными или сходящимися потоками, имеешь начало и конец.» Автор говорит, что время «...отражает свойства человеческого создания, памяти, эмоциональной среде, подвижность психического анализа вызвала усложнение образа времени в искусственной среде».
Кроме того, в работе критикуются традиционные подход анализа образа времени: «Все факты сцепляются между собой, как колеса зубчатой передачи, даты выстраиваются в последовательный ряд. Тем не менее, вся цепь умозаключений представляется нам ошибочной».
В романном времени Баевский выделяет:
- Прошедшее повествовательное время, где «рассказ выделяется в прошедшем времени, однако это не эпическое время, которое далеко отстает от момента повествования..., не связно или почти не связано с моментом повествования, не знаем или почти не знаем временных сдвигов». Здесь же он говорил о хронологических пометах в тексте, которые разделяются на внутренние и внешние, абсолютные и относительные.
- Нравоописательное циклическое бытовое время в прошедшем повествовательном. Но «нередко движение повествовательного временного потока прерывается временными фазами, организованными совсем иначе». Это могут быть картины быта, нравов и др. Прошедшее историческое время. «С самого начала романа делается отступление от прошедшего повествовательного события времени в более далекое прошлое. Как только повествование подходит к новому персонажу,... обычно следует ... исторический экскурс.»
- Нравоописательное циклическое бытовое время в прошедшем историческом. Фазы этого времени возможны в прошедшем историческим и прошедшем повествовательном.
- Настоящее время повествователя. Оно связано с прошедшим повествовательным и прошедшем историческим.
- Будущее время. «Будущее — область вероятных, гипотетических
событий».
- Внероманное время — «большое историческое время, отраженное в
романе».
- Биографическое время А. Пушкина, которое формирует структуру романа, кроме романного времени, большого исторического внероманного
времени.
Кроме работы В.С. Баевского этому вопросу посвящены работы
1. Ермоленко Г.Н. Художественное время и пространство в рассказе.
Бунина «Чистый понедельник»// Русская философия — Смоленск, 1999.
2. Зотов Р.А., Мостепаненко А.М. Художественное время и пространства. - М.-Л.,1974.
4. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве — М., 1974.
5. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно — изобразительных произведениях. — М.,1993.
6. Пространство и время в литературе и искусстве — Даугавпилс: ДПИ., 1992. И другие.
Б) Литература о драматургии Булгакова.
Количество научных трудов, посвященных исследованию драматургического наследия М. Булгакова, не так велико. Наиболее интенсивно драматургия Булгакова изучалась в конце 80-х начале 90-х годов и была представлена в статьях следующих исследователей:
1. Бабичева Ю. Фантастическая дилогия М. Булгакова // М.А. Булгаков—драматург и художественная культура его времени. М., 1988.
2. Ерыкалова И.Е. Закат Европы в «Блаженстве»//Творчество М. Булгакова: Исследования, материалы. Библиография. Кн. 3 /Под редакцией Н. А. Грозновой и А. И. Павловского, Спб: Наука, 1995.
3. Ерыкалова И. Е. Из истории рукописи пьесы М.А. Булгакова «Александр Пушкин» (По неопубликованным материалам) // Творчество М. Булгакова: Исследования и материалы. Кн. 2/ Под редакцией В. В Будник и Н.А. Грозновой. Спб.: Наука, 1994.
4. Ерыкалова И.Е. «Адам и Ева» [Комментарий] // Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов. Спб.,1994
5. Кожевникова Н.А. О сквозных мотивах в пьесе М.А. Булгакова// Вопросы стилистики. М., 1977. Вып. 2.
6. Козлов Н.П. От романа к пьесе «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» М. Булгакова // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1989.
7. Муромский В.П. Пьеса М.А. Булгакова «Батум»: К проблеме интерпретации // Творчество М. Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Спб., 1995. Кн.3.
8. Нинов А. О драматургии и театре М. Булгакова: Итоги и перспективы изучения // М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени.- М., 1988.
9. Смелянский А. Театр Михаила Булгакова? Тридцатые годы// Булгаков М.А. Пьеса 1930-х годов. Спб., 1994.
10.Чудакова М. О. Адам и Ева свобода //Огонек. 1987.№37.
В) Литература о художественном пространстве и времени у М.А.Булгакова.
Научных трудов, посвященных изучению пространства и времени в драматургии М.А. Булгакова, мало. Например, Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова (Время и вечность в пьесе Булгакова//М.А. Булгаков— драматург и художественная культура его времени. — М. 1988)
Автор говорит, что в пьесах Булгакова «разыгрываются перед читателем и зрителем философские идеи. «Разговорам о временном и в вечном, Булгаков противопоставляет жизнь во времени и вечности — жизнь, в которой напряженность между этими полюсами ощущается как главнейшее испытание человека».(39)
«Время и вечность — важнейшие антологические произведения.
Художественные миры булгаковских пьес равновесны и равнозначны; можно считать, что это один художественный мир, только увиденный с разных точек зрения. Соединив эти точки, мы полнее поймем и его своеобразие, и его логику его раскрытия». (40)
Кораблев создает «периодическую систему»(40) произведений Булгакова, состоящую из 5 разделов.
По мнению автора, каждый из циклов вполне своеобразен и целостен, и вместе с тем все они «неразрывно» связаны между собой. Связанными их делает единство авторской позиции, но самое главное — социальная установка на целостное системное, ассоциативное воздействие на читателя. Все произведения показывают «сквозные мотивы», образы, идеи, в них повторяются ситуации, характеры, все движется, троится, множится, и весь этот калейдоскоп обрамляется и предопределяется двумя тайнами — тайной времени и вечности.
Воспринимая пьесы Булгакова в единстве, мы прочитываем в них еще одну драму — драму художника, который пытается выжить во времени и не потеряться в вечности.»(42) Автором статьи рассматриваются периоды пьес Булгакова:
1. «Дни Турбиных», «Бег», «Батум» - пьесы о революции.
2. «Зойкина квартира», «Багровый остров», Полоумный Журден»-сатирическая триада, где время проходит сквозь некую смеховую призму, преломляется, собирается в фокус, становясь обобщенным и отстраненным.
3. «Мольер», «Пушкин», «Дон Кихот» - здесь Булгаков «пользовался прошлым для того, чтобы выразить свое отношение к современной жизни и <...> к собственной жизни. Он был комедиант, как Мольер, он же был поэт и историк, как Пушкин, и он остался в памяти современников и потомков рыцарем, как Дон Кихот». (52).
4. Кораблёв говорит, что «в одних пьесах Булгакова в центре внимания идеи, в других — идеалы, в третьих — отсутствие и того и другого. Но есть группа пьес, где на переднем плане соотношение идей, идеалов и их отсутствия. Масляное, воображаемое соотношение времен, обязательное для всех произведений Булгакова, в фантастических пьесах («Адам и Eвa», «Блаженство» и «Иван Васильевич») выражено зримо, сюжетно: герои проникают в прошлое, будущее или открывают прошлое и будущее в настоящем. Время представлено здесь не только невластным, а вообще не существующим, фикцией.»(54)
Информация о работе Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»