Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что пьесы Булгакова были включены в репертуар МХАТа и самого автора после распоряжения Сталина приняли на работу в театр, его пьесы анализировались мало. Из всего творчества писателя критики в основном обращались к романам «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Другие произведения анализировались мало.
Практически нет работ по изучению пространственно-временных категорий, а они являются очень важными при изучении не только самих произведений Булгакова, но и понимание его мировоззренческих позиций.

Оглавление

Введение.
1.Актуальность исследования.
2.Материалы исследования.
3.Цели работы.
4.Методика исследования.
5.Обзор литературы вопроса:
а) литература о художественном времени и пространстве в истории
литературы.
б) литература о драматургии Булгакова.
в) литература о художественном времени и пространстве у Булгакова

ГЛАВА 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.8

ГЛАВА 2. Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.21



Заключение

Файлы: 1 файл

Semchenkova.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

Коммунальная квартира вообще оценивается Булгаковым «заведомо отрицательно»(22). В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» коммунальная квартира Рейна ( Тимофеева) — это окно в другие времена, эпохи.

Поэтому пространство этой квартиры становится безграничным. Поэтому коммунальная квартира, в которой живет Рейн и Тимофеев оценивается Булгаковым отрицательно. Радаманов говорит о путниках: «Радаманов. Трое свалились к нам из четвертого измерения» (3, 394). Здесь это «четвертое измерение» имеет такое же значение, что и пятое измерение в «Мастере и Маргарите»: т.е. Радаманов говорит о том, что в одинаковом пространстве совмещены несколько измерений ( в данном случае в одном пространстве существует несколько времен) поэтому стало возможным перемещаться из одного времени в другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(22) Яблоков Е.А. Художественный мир М. Булгакова — М .2001

Заключение

 

 

Для творчества Булгакова характерен прием встраивания одного хронотока в другой, или прием «театр в театре>(20). В комедии «Блаженство» после работы машины времени появляется топос Провала, который пристраивается к фокусу комнаты инженера Рейна (Тимофеева) и при этом его расширяет: «Бросается к механизму и включает его, отчегов то же мгновение исчезает и палата, и стрелецкий голова и прекращается шум. Только на месте, где была стенка комнаты Михельсона, остается небольшой темный провал» (3, 387).

Топос Провала — пограничный топос, так как именно через него происходит перемещение из настоящего (топоса Москвы XX века) в прошлое  (топос Москвы XVI века) и будущее (топос Москвы XXIII века). Топос Провала — это вневременная реальность. Топос Провала вызывает у читателей  ощущение прохлады, сырости, какого-то мрака, ощущение, будто там обитают темные силы. Поэтому, на наш взгляд, не зря появление из Провала Юрия Милославского, отрицательного героя комедии «Блаженство». В финале романа «Мастер и Маргарита» Воланд вместе со свитой кидается в провал. (5, 372). Есть версия, что слово «хаос» имеет значение - «пропасть, бездна, расщелина, щель», «Провал» - из того же ряда.(21) Кроме того, локус комнаты инженера Рейна (Тимофеева) расширяется в  сцене проникновения машины времени в топос Москвы XVI века, когда к  покусу пристраивается покус палаты Иоанна Грозного. «В то же мгновение свет в комнате Рейна ослабел, раздается удар колокола, вместо комнаты Михельсона вспыхивает сводчатая палата. Иоанн Грозный, с посохом, в черной рясе, сидит и  диктует, а под диктовку его пишет опричник в парчовой одежде, поверх  которой накинута ряса. Слышится где-то церковное складное пение и тягучий колокольный звон» (3, 386).

В комедиях «Блаженств» и «Иван Васильевич» взаимопроникновение одного хронотока в другой становится композиционной основой, так как целью Булгакова было показать и сравнить людей прошлого, настоящего и будущего в переломные моменты истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(20) Яблоков Е.А. Художественный мир М.Булгакова. — м., 2001. — с. 186 в

(21)Яблоков Е.А. Художественный мир М.Булгакова. — М., 2001. — с.18б


 



Информация о работе Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»