Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа
Цель: рассказать об Иване Федорове и его роли в начале книгопечатания.
Также предстоит ответить на такие вопросы: Кто и когда первым начал печатать книги на Руси? Этот вопрос принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Иван Федоров и формирование личности
1.1. Годы и место рождения. Происхождение
1.2. Годы учения
§2. Предпосылки и условия для книгопечатания в России
§3. Возникновение книгопечатания в Москве
§4. Жизнь Ивана Федорова после отъезда в Литву
4.1. Типография Ивана Федорова в Заблудове
4.2. Иван Федоров во Львове
4.3. Иван Федоров в городе Остроге
4.4. В конце жизненного пути
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной контрольной работы «Иван Федоров и его время». Мой выбор остановился
на данной теме, потому что меня заинтересовала история первой печатной книги.
Передо мной стоит такая цель: рассказать об Иване Федорове и его роли в начале книгопечатания.
Также мне предстоит ответить на такие вопросы: Кто и когда первым начал печатать книги на Руси Этот вопрос принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов. Книгопечатание имело обычную судьбу великих новых явлений, открытий и изобретений. Для раскрытия поставленных вопросов мной будут использованы несколько источников, а также печатныхизданий.
Источником моей работы является «Хрестоматия по истории русской книги», послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год), послесловие «Апостола» 1564 года. Основной литературой была «400 лет русского книгопечатания». В этой книге
дается обзор книгопечатания в многонациональной стране. Показывает историю книг от времени возникновения в Москве до наших дней.В книге «История письменности и книги», автором которой является Е.И. Кацпржак, я нашла ответы на очень важные вопросы: где началось, распространялось книгопечатание, кто был первопечатником. Книга Е.Л. Нимеровского «Начало славянского книгопечатания» помогла мне дополнить информацию, в каких странах и когда появилось книгопечатание. В книге Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги» прослеживается происхождение книжного дела с самого зарождения письменности до XVII в., когда складываются многие традиции книжной культуры общества, привычное уже и для нашего времени.Остальная литература помогла мне дополнить и расширить информацию о книгопечатании. Большое значение изобретению книгопечатания предавали ученые разных эпох. В России книгопечатание началось в середине XVI века, тогда как в Европе оно утвердилось уже в 40-50 годы XV века. На В своей контрольной работе я попытаюсь проследим причины зарождения книгопечатания в России. В Московском государстве книгопечатание было правительственным мероприятием. ВКремле в году стали выходить первые русские книги - безвыходные или анонимные издания, как принято их называть, мы рассмотрим освоение московского типографского искусства.
Глава I Начало книгопечатания в Москве
§1. Причины введения книгопечатания в Московском государстве.
В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение
книгопечатания в Москве
- результат социально-
феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало
необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и
перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и
производительному - книгопечатанию.
В политическом плане введение книгопечатания в Москве было одним из тех
государственных мероприятий, которые проводил Иван Грозный в 50-60-х гг. XVI в.
с целью укрепления самодержавия (реформа суда, создание стрелецкого войска,
губные и земские учреждения и т.д.).1
В первом столетии восьмой тысячи лет, когда над Россией царствовал царь и
великий князь Иоанн Васильевич всея Руссии, вложил ему бог в ум благую мысль,
как лучше устроить в Русской земле и вечную память по себе сотворить:
произвести от письменных книг печатные, ради полного исправления и утверждения,
скорого выполнения и дешевой цены; и ради своей славы так же бы устроить и по
всей России, как у греков и в Немецких землях, в Венеции и в Италии и в Белой
Руси, в Литовской земле и прочих тамошних странах, чтобы всякому православному
христианину возможно было правильно и ясно прочитывать святыя книги и говорить
по ним; и повелеть бы распространять их по всей Русской земле по святым божиим
церквам ради прославления имени божия и пречистой богородицы и всей святых.
В послесловии к Апостолу 1564 г. - в одном из основных источников по истории
начального московского книгопечатания - указываются две причины, побудившие
Ивана Грозного ввести книгопечатание в Москве: потребность в большом
количестве церковных книг для вновь строящихся церквей в Москве и других
городах, особенно в городе Казани «и в пределах его», и необходимость
исправления «растленных» книг.
В завоеванной в 1552 г. Казани правительство Ивана IV насильственно вводило
христианство среди татар и всячески поощряло тех, кто принимал крещение. Чтобы
удовлетворить возросший спрос на церковную литературу, Иван Грозный повелел
покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати».
<...> И тако благоверный царь и великий князь Иван Васильевичи всея Русии
повеле святая книги на торжищих куповати и в святых церквах полагати псалтыри,
и евангелии, и апостолы, и прочая святыя книги. В них же мали обретошася
потребни, прочий же вси растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в
разуме, овоже и неисправлением пищущих. И сие доиде и царю в слух, он же начат
помышляти, како бы изложити печатныя книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во
Фригии, и в прочих языцех, дабы впредь святыя книги изложилися праведно.
2 Но тогда возникло еще одно затруднение - большинство книг оказалось
непригодными, было искажено «несведущими и неразумными» переписчиками,
содержало различные ошибки. «Порча» книг порождала ереси, вела к религиозному
вольнодумству. В условиях обострения классовой борьбы в XVI в. неисправные
церковно-служебные книги использовались в политических интересах противниками
господствующих порядков. Ко времени начала «поисков» печатного мастерства
относится «ересь» сына боярского Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена
Троицкого монастыря. На церковном соборе, созванном для разоблачения еретиков,
Матвей Башкин, используя разночтения в рукописном тексте Апостола, толковал его
по-своему, «развратно». Вольнодумно толковал церковные тексты и другой
«еретик», Феодосий Косой, призывавший к неповиновению властям и проповедовавший
равенство всех народов.
Вопрос об исправлении церковных книг был доставлен на Стоглавом соборе высших
духовных и светских сановников, созванном Иваном IV и митрополитом Макарием в
1551 г. для обсуждения необходимых реформ в государственном и церковном
управлении. В постановлении Собора «О божественных книгах» было сказано:
«Божественные книги писцы пишут с направленных переводов, а написав, не
правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки не прямые. И по тем
книгам в церквах божиих чтут и поют, и учатся, и пишут с них». Собор
постановил ввести строгую духовную цензуру, конфисковать неисправные
рукописи. Однако осуществить контроль над переписыванием книг, которое велось
во многих местах Русского государства, было трудно. Этот контроль можно было
обеспечить лишь при централизованном способе размножения книг. Книгопечатание
вызвало функциональное размежевание между печатной и рукописной книгой:
С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей
для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с
помощью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное
искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию
набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих
странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания.
И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых
русских печатных книг заметно иноземное влияние. По словам Ивана Федорова,
великий князь Иван Васильевич «начат помышляти, как бы изложить печатные книги,
якоже в грекех, в Венеции, и во Фригии и в прочих языцех». С опытом
издательского дела за границей
мог познакомить наших
просвещенный писатель-
в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В
1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов
церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда.
Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги,
созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески,
с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству,
переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.
§2. Анонимная
типография и безвыходные
Начало книгопечатания в Москве, как установлено целым рядом исследований,
относится к середине 50-х гг. XVI в.
Известна группа анонимных, или безвыходных изданий (три
Евангелия, две Псалтыри и две Триоди), которые были напечатаны в Москве в
период между 1553-1564 гг., т.е. до того, как появилась первая русская
датированная печатная книга Апостол. В них нет выходных данных - времени и
места издания, имени печатника. Техника печати несовершенна. Нет выключки
строк, отчего правый вертикальный край набора получается неровным. Своеобразны
приемы двухкрасочной печати в два цвета - черной и красной краской, которые по
традиции применяли мастера анонимной типографии. Графика шрифтов воспроизводит
особенности московского полуустава конца XV - начала XVI в. Датировать группу
анонимных книг и определить место издания помогают изучение бумаги,
полиграфической техники, а также вкладные записи в ряде экземпляров,
относящиеся к концу 50-х - началу 60-х гг. XVI в. Имя печатника неизвестно.
Высказываются предположения, что к их изданию причастен некий Маруша Нефедьев,
о котором Иван IV в своих письмах в Новгород в 1556 г. упоминает как о «мастере
печатных книг». Нефедьеву было поручено «досмотреть» камень для строительства в
Москве храма. Судя по письмам, Маруша Нефедьев был искусным гравером, как и
новгородский мастер Васюк Никифоров, о котором также шла речь в одном из
названных писем Грозного. Некоторые исследователи (А.А. Сидоров, Е.Л.
Немировский) связывают деятельность анонимной типографии с Избранной радой
Ивана IV, Адашевым и просвещенным попом Сильвестром, имевшим, как уже
отмечалось, в Москве большую рукописную мастерскую.
Изучение анонимных изданий позволяет утверждать, что еще в середине 50-х гг. XVI
в. в Москве над освоением книгопечатания трудилась целая группа талантливых
русских умельцев.
Глава II Издания Ивана Федорова в первых ретроспективных библиографиях и
печатных каталогах отечественных библиотек
В XVIII веке впервые появилась грандиозная идея создания полного
библиографического свода всех выпущенных к тому времени церковно-славянских и
русских печатных книг, или, как говорят библиографы, репертуара русской
книги. Идея эта, едва ли не впервые была выдвинута библиотекарем и издателем
Василием Васильевичем Киприановым (годы жизни неизвестны). Великий Михаил
Васильевич Ломоносов (1711-1765), набрасывая план «филологических
исследований и показаний к дополнению грамматики надлежащих», наметил для
себя заняться вопросом «о выданных (то есть изданных. — Е.Н.) по сие число
книгах». Однако этим планам не суждено было сбыться.
Практически же над созданием репертуара русской книги в первой половине XVIII
века начал работать Андрей Иванович Богданов (1692-1766). Старые русские
библиографы считали Богданова по происхождению японцем, и эта версия долго
бытовала в литературе. В действительности он был сыном пороховых дел мастера,
исконного русского, и в молодости помогал своему отцу. В 1719 году
А.И.Богданов был определен печатником в Петербургскую Синодальную типографию,
а с 1728 года продолжил свою деятельность в новой Академической типографии. И
все это время он много читал, изучал латынь и современные иностранные языки.
В 1730 году, стремясь быть ближе к столь дорогим его сердцу книгам, попросил
перевести его в Академическую библиотеку. Просьба была удовлетворена. В
библиотеке А.И.Богданов разбирал и описывал поступавшие туда собрания
рукописей и печатных книг, держал корректуру академических изданий, составлял
к ним указатели. И сам писал книги. Среди них «Симфония или конкорданция...
на четыренадесять посланий святого апостола Павла», опубликованная в 1731-м и
переизданная в 1821 году. Это тщательно составленный алфавитно-предметный
указатель к апостольским «Посланиям». Большой популярностью в свое время
пользовалось «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-
Петербурга», увидевшее свет уже после смерти автора — в 1787 году. Для нашей
темы особое значение имеет «Краткое ведение и историческое изыскание о начале
и произведении вообще всех азбучных слов...» — первая русская история книги,
к которой были приложены хронологический указатель русских книг и их
указатель по типографиям. Эта ретроспективная библиография при жизни автора
издана не была — ее опубликовали лишь в 1958 году. В ней было учтено 661
издание. Описания их размещаются в хронологическом порядке. Книги
сгруппированы по типографиям, начиная с Московского Печатного двора и кончая