Иван Федоров и его время

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель: рассказать об Иване Федорове и его роли в начале книгопечатания.
Также предстоит ответить на такие вопросы: Кто и когда первым начал печатать книги на Руси? Этот вопрос принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Иван Федоров и формирование личности
1.1. Годы и место рождения. Происхождение
1.2. Годы учения
§2. Предпосылки и условия для книгопечатания в России
§3. Возникновение книгопечатания в Москве
§4. Жизнь Ивана Федорова после отъезда в Литву
4.1. Типография Ивана Федорова в Заблудове
4.2. Иван Федоров во Львове
4.3. Иван Федоров в городе Остроге
4.4. В конце жизненного пути
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Ванина контр.docx

— 41.30 Кб (Скачать)

книготорговых росписей.

Со временем круг интересов  Василия Степановича расширяется. Отсутствие

сколько-нибудь полных библиографических  указателей отечественной литературы

натолкнуло его на мысль  составить полный список всех когда-либо выпущенных на

русском и церковно-славянском языках изданий. Так появился «Опыт российской

библиографии, или Полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на

словенском и российском языках от начала заведения типографий до 1813 года».

Чтобы окончить «Опыт.» и  донести его до читателя, Сопиков решил свернуть свою

книжную торговлю. В это  время ему предложили должность  помощника библиотекаря

Императорской Публичной  библиотеки. Он с радостью согласился занять этот

пост, ибо работа в крупнейшем книгохранилище позволяла ему проверить  и

дополнить указатель. Заметим, что библиотекарем, помощником к  которому

определили Сопикова, был Иван Андреевич Крылов.

Первый том вышел в 1813 году. Он открывался «Предуведомлением», в котором

изложены взгляды Сопикова по теоретическим проблемам библиографии, а также

дан общий очерк истории  книгопечатания. Сюда же приложен хронологический

список книг кирилловского  шрифта, вышедших в свет с 1491 по 1700 годы, а

также список славянских типографий.

Первый том «Опыта российской библиографии» особенно интересен  нам, ибо он

полностью посвящен славяно-русской кирилловской книжности. Всего было учтено

1737 изданий, описания которых  библиограф разместил в алфавите  названий и

авторов. Описания предельно  кратки; сообщается лишь условное название книги,

место и время (без точной даты) выхода ее в свет. Библиограф отступал от

этого правила лишь в очень  редких случаях.

Наш долг отметить, что в  работе В.С.Сопикова довольно много ошибок. Некоторые

издания, указываемые им, в действительности не существовали.

Сведения о первопечатных  изданиях и книгах Ивана Федорова, сообщаемые

Сопиковым в первом томе «Опыта...», более чем скромны. Ему известны лишь

московский и львовский  «Апостолы» и «Острожская Библия».

Исторические построения В.С.Сопикова с современной точки зрения не

выдерживают никакой критики. Начать с того, что он первый ввел на страницы

историографии пресловутого Ганса Богбиндера, который будто бы обучал наших

мастеров типографскому  искусству. По его мнению, «Апостол» 1564 года

«напечатан... под смотрением книгопечатного дела мастера датчанина Ганса». С

легкой руки Сопикова это имя начинает гулять по страницам историко-книжных

трудов, со временем сделавшись их постоянным атрибутом.

Общепринятым в течение  длительного времени стало и  объяснение Сопиковым

причин прекращения деятельности первой московской типографии: «История

оказывет нам, что первые изобретатели типографического искусства сначала во

всей Европе почитались волшебниками, а самое печатание дьявольским

наваждением... В России едва ли думали о том лучше. Следственно, иметь

печатные книги, а кольми паче, отправлять по ним божественную службу,

казалось тогда делом  богопротивным. Книгопечатание у нас  могло быть

ненавистным и по другим причинам: 1) богатые и знатные люди, а  равно и

духовенство не могли не предвидеть, что от распространения оного  все

рукописные редкие и многоценные  книги, составлявшие тогдашние библиотеки,

скоро должны потерять важность и высокую цену; 2) ремесло многочисленных

писцов угрожалось совершенным уничтожением, а с тем вместе сии писцы должны

были лишиться и своего пропитания; 3) наконец сие книгопечатание изобретено

иноверными еретиками, к  тому же главным смотрителем, а может  быть и

учредителем московской типографии был иностранец датчанин, по прозванию  Ганс.

Сих причин было довольно, чтоб книгопечатание, яко зловредное, остановить, и

печатников, как еретиков, из России выгнать».

Нет нужды, что современная  наука отвергла все эти положения. Мы должны

подчеркнуть, что Сопиков в сложном вопросе о возникновении и прекращении

деятельности московской тмпографии Ивана Федорова впервые отошел от

мотивировок послесловия  к «Апостолу» 1564 года и попытался  высказать свое,

пусть и неверное, на наш  взгляд, мнение.

Нельзя без волнения читать и тот восторженный панегирик  книгопечатанию,

который в те трудные и противоречивые годы не мог не казаться рискованным и

смелым: «Никогда не должно смешивать  пользы, происходящей от изобретения

типографического искусства, с злоупотреблением, какое можно из оного всегда

сделать: пусть некоторые  люди, Катоны нынешних времен, огорченные сим

злоупотреблением, сильно вооружаются  против книгопечатания. Но быстрые

успехи, сделанные в науках и художествах, после открытия оного, служат не

ложным доказательством  великой оного пользы».

Умер Василий Степанович Сопиков 21 июля 1818 года в Петербурге. Последний,

пятый, том его труда  вышел в свет уже после его  кончины. В нем были помещены

и дополнения к первому  тому. Описаны, в частности, и ранее не учтенные

издания первопечатников: «Учительное  Евангелие» 1569 года, «Новый Завет» и

«Псалтырь» 1580 года и «Четвероевангелие», напечатанное Петром Тимофеевым

Мстиславцем в 1575 году в Вильне. Было опубликовано и послесловие последнего

издания.

Труд В.С.Сопикова не потерял своего значения и в начале ХХ столетия. В 1904-

1906 годах вышло в свет новое издание его, подготовленное библиографом и

библиофилом Владимиром Николаевичем Рогожиным (1859-1909).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели истоки зарождения книгопечатания. Подводя  итоги данного

исследования, можно сделать  следующие выводы.

Человечество шло к  изобретению печатного станка долго, несколько тысячелетий.

Само по себе изобретение  печатного станка является переломным событием в

истории человечества.  Оно  оказало огромное влияние на все  сферы человеческой

деятельности.

О книге и книгопечатании написано много трудов на разных языках мира. Можно

сказать, что история мировой  культуры не отделена от истории печатной книги.

Книгопечатание возникло в далекое от нас время, в сложных  и трудных условиях.

Первые в Китае по времени  способом механического размножения  книг была

ксилография, или обрезанная гравюра на дереве. Она возникла в буддийских

монастырях Китая при династии Тянов (618-907).

Вторая половина XV века была временем триумфального шествия  книгопечатания по

Европе - Италия (1465), Швейцария (1468), Франция, Венгрия, Польша (1470),

Англия, Чехословакия (1476), Австрия, Дания и т.д. Книги, изданные до 1500

г., принято называть инкунабулы, по-латыни - «в колыбели», то есть в колыбели

книгопечатания.

В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение

книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития

феодального общества Руси XVI в.

Введение книгопечатания в Московском государстве в середине XVI века дало

почву для осуществления  великих дел, затронувших все  стороны общественной

жизни.

Я думаю, что в выбранной  мной теме полностью раскрыты поставленные нами

вопросы.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Из послесловия  к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева

(1568 год) //Хрестоматия по  истории русской книги 1564-1917. - М.: Книга,

1965.  С. 275.

2.     Послесловие  «Апостола» 1564 года. //Хрестоматия по  истории русской

книги 1564-1917. - М.: Книга, 1965.  С. 308.

3.     Тихомиров  М.Н. Начало книгопечатания в  России.  - М.: Книга, 1959.  С.

212.

4.     400 лет русского  книгопечатания. //Русское книгопечатание  до 1917 г.

Том 1.  – М.: изд-во «Наука», 1964. – С. 664.

5.     Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Книга,

1984. - С. 248.

6.     Виноградова  Л.А. История книжного дела  в России (988-1917): Учебное

пособие //Под ред. A.А. Говорова. М.: Изд-во МПИ, 1991.  100 с.

7.     Владимиров  Л.И. Всеобщая история книги.  – М.: Книга, 1988. - С. 312.

8.     Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955. -

С. 351.

9.     Нимеровский Е.Л. Начало славянского книгопечатания. - М.: Книга, 1971.

С. 269.

10. Нимеровский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М.:

Просвещение, 1991. С. 187.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО  И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050401 «ИСТОРИЯ»

 

 

 

Контрольная работа по Истории России

( средние века)

Тема: « Иван Федоров и  его время »

 

 

 

 

Выполнила: студент 2 курса  ОЗО

Андриянов Иван Сергеевич

                                                         Проверила: Давыденко Н.А.

 

 

 

 

 

НГПУ

2011

 

Содержание

1. Введение

  2.Глава I Начало книгопечатания в Москве

  §1. Причины введения книгопечатания в Московском государстве.     

  §2. Анонимная типография и безвыходные издания.      

3. Глава II     Издания Ивана Федорова в первых ретроспективных библиографиях и

печатных каталогах отечественных библиотек

4. Заключение

5. Список литературы


Информация о работе Иван Федоров и его время