Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа
Цель: рассказать об Иване Федорове и его роли в начале книгопечатания.
Также предстоит ответить на такие вопросы: Кто и когда первым начал печатать книги на Руси? Этот вопрос принадлежит к числу наиболее сложных и спорных исторических вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. Иван Федоров и формирование личности
1.1. Годы и место рождения. Происхождение
1.2. Годы учения
§2. Предпосылки и условия для книгопечатания в России
§3. Возникновение книгопечатания в Москве
§4. Жизнь Ивана Федорова после отъезда в Литву
4.1. Типография Ивана Федорова в Заблудове
4.2. Иван Федоров во Львове
4.3. Иван Федоров в городе Остроге
4.4. В конце жизненного пути
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
типографией Шляхетного кадетского корпуса.
Первой книгой, отпечатанной в Москве, А.И.Богданов считал «Апостол». Однако
дату его издания называет ошибочную — 1562 год. Судя по всему, он неправильно
прочитал соответствующую дату в послесловии первопечатного «Апостола» Ивана
Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Эта ошибка впоследствии не раз
повторялась. И что самое удивительное, была возрождена из небытия в самое
последнее время, послужив основанием для фантастической версии о
существовании будто бы утерянного издания 1562 года.
Следующей по времени выхода московской печатной книгой названа «Триодь
цветная» 1592 года. А.И.Богданов и сам сознавал неполноту своих сведений — он
оставил в списке много пустых мест и снабдил их следующим примечанием: «Места
же порожния лет оставлены в тех годах печатных книг видеть еще не случилось,
чего ради оные праздны и оставлены зрются».
Первой книгой острожской типографии Ивана Федорова названа неизвестная нам
«Псалтырь учебная в десть» 1576 года и лишь второй — знаменитая Библия 1581
года. Псалтырь — это, судя по всему, не острожское, а виленское издание Петра
Мстиславца. Заблудовских и львовских изданий Ивана Федорова А.И.Богданов не
знал.
Общий результат небогат — всего два первопечатных издания, но важен почин. И
почин этот вскоре был подхвачен.
С именем Богданова связано и составление первого у нас печатного каталога,
который в литературе получил наименование «Камерного» — по той причине, что
библиографические описания размещены в нем в том порядке, в каком они
хранились в «камерах», то есть комнатах Библиотеки Императорской Академии
наук. Каталог существует в двух вариантах — латинском и русском. 4-я часть
латинского каталога, в которую вошли описания и русских книг, сделанные в
латинской транскрипции, увидела свет в 1741 году. Русский вариант не
датирован; по всей вероятности он был издан позднее.
В «Камерном каталоге» мы найдем лишь одно первопечатное издание — московский
«Апостол» Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Датирован он в
латинском варианте 7070 годом «от сотворения мира». В переводе на современное
летосчисление это 1562 год. Дата та же, что и в «Кратком ведении и
историческом изыскании.», — это лишний раз доказывает, что А.И.Богданов
участвовал в создании первого печатного каталога отечественной библиотеки.
Лет двадцать спустя после того, как А.И.Богданов трудился над своим «Кратким
ведением...», в декабре 1775 года, в журнале «Собрание новостей» появилось
следующее сообщение: «Общество наше охотно желает выдать в свет генеральный
каталог всех напечатанных книг на российском языке с тех пор, как заведены в
России типографии». Упомянутое здесь «общество», по мнению историка
библиографии Николая Васильевича Здобнова (1888-1942), это «Общество,
старающееся о напечатании книг», учрежденное знаменитым просветителем
Николаем Ивановичем Новиковым (1744-1818). Литературовед Павел Наумович
Берков (1896-1969) связывает это
сообщение с деятельностью
Николаевича Бантыш-Каменского (1737-1814), выдающегося русского археографа и
библиографа. Картотека, составленная Бантыш-Каменским, хранится в Российском
государственном архиве древних актов. Однако она охватывает книги лишь с
конца XVII столетия и в силу этого не может заинтересовать нас. Более
капитальной и лучше подготовленной представляется попытка епископа Дамаскина,
а в миру Дмитрия Ефимовича Семенова-Руднева (1737-1795) , хотя и к нему у нас
много претензий. Судя по всему, Дамаскин не готовил к печати свой труд,
который назван «Библиотека Российская, или Сведения о всех книгах в России с
начала типографии выходивших»; это предварительные, сделанные для себя
заметки, в которых много повторений и прямых ошибок. Этот труд увидел свет
много лет спустя после смерти автора. Рукопись его, переплетенную в три тома,
разыскал в библиотеке Московской Духовной академии Вукол Михайлович
Ундольский (1816-1864). Он скопировал рукопись, подготовил ее к печати, но
так и не сумел опубликовать. Частично отпечатанные листы долго лежали на
складе; они были переплетены и выпущены в свет лишь в 1891 году , через 27
лет после смерти В.М.Ундольского. Десятью годами ранее, в 1881 году,
«Библиотека Российская» была частично опубликована по другому списку. Обе
публикации неполны; первая доведена до 1718-го, а вторая — до 1698 года. В
труде Дамаскина зарегистрировано 920 изданий XVI-XVII веков. Издана едва ли
не четвертая часть всего труда, но именно она представляет наибольший интерес
для нас.
Дамаскина очень интересовали обстоятельства возникновения книгопечатания на
Руси. Он посвятил им не одну страницу. Библиограф превосходно знал еще
небогатую в то время литературу вопроса. Он полемизирует с зарубежными
славистами Николаусом Бергиусом и Иоганном Петером Колем. «...Несправедливо
Николай Бергий из Федорова сына сделал голландца Годерсона», — удивляется
Дамаскин. А несколько выше, рассказывая об «Апостоле самого первого издания»,
отмечает: «Книга очень редкая, о которой ученый муж Петр Колий, не зная,
думал, что от заводу сей типографии не осталось ни одной книги, но все во
время разорения Москвы от поляков погорели».
Вслед за послесловием «Апостола» 1564 года Дамаскин утверждает, что в Москве
«начали искать мастерства печатных книг» в 1553 году. Однако он не обратил
внимания на известное противоречие послесловия и тут же упоминает «30 лето»
царствования Ивана IV Васильевича, которое приходится на 1563 год. Кроме
«Апостола» Дамаскин называет и другие издания Ивана Федорова: «Новый Завет»
1580 года и «Острожскую Библию» 1581 года. Но что особенно интересно,
библиограф упоминает первопечатные книги, которые в настоящее время
неизвестны. Здесь мы подходим к проблеме, однозначно решить которую нам не
удастся.
Дело в том, что в труде Дамаскина великое множество ошибок. Сплошь и рядом
Дамаскин неверно прочитывал дату издания книги, ошибаясь на круглое число,
например, на 100 лет. Так, в его «Библиотеке...» появилась, например, запись
о «Беседах на 14 посланий апостола Павла» Иоанна Златоуста, будто бы изданных
в 1523 году в Киеве. На самом деле книга увидела свет в 1623 году. Дамаскин
называет, например, книгу «Копия с трактату перемирного меж его величеством
царем и великим князем Иоанном Васильевичем самодержцем всероссийским и
королем шведским Ирином, 14 учиненного 1564 года». Или еще одно описание с
такими подробностями, которые вроде бы свидетельствуют о том, что библиограф
самолично видел издание: «Книга о победе над враги, по обрезу золотому
оклеена кожею черною. Печатана в 1577 году, в полдесть...».
Названа также «Книга Григория Назианзина», будто бы напечатанная в 1565 году.
Архимандрит Леонид (Лев Александрович Кавелин, 1822-1891), очень много
сделавший для изучения истории раннего русского книгопечатания, по поводу
упоминаемых епископом Дамаскином неизвестных в библиографии книг писал, что
«сам в 1850-х годах видел одну из этих книг в частных руках, а именно: книгу
св. Григория Назианзина». При этом он не скупится на подробности: «Помню, как
будто сейчас смотрю на нее, эту книжку в 8-ю долю листа, напечатанную на
лоснящейся и пожелтелой от времени бумаге мелким и узким шрифтом, в черном
кожаном переплете. Могу указать, где возможно искать ее в настоящее время».
Мы в этом случае не столь оптимистичны, как архимандрит Леонид. Думается, что
Дамаскин имел в виду сборник переводов Епифания Славинецкого, в котором были
и труды Григория Назианзина. Сборник был выпущен в Москве в 1665 году.
Дамаскин, как всегда, ошибся ровно на 100 лет.
Сложнее обстоит дело с другим из названных Дамаскином изданий. В рукописном
собрании Московской Синодальной типографии, в основу которого положена
библиотека Печатного двора, хранится тетрадь в обложке из плотной синей
бумаги. В описи она именуется «Копии с дипломатических бумаг». Начинается она
текстом, название которого совпадает с названием одной из упомянутых
Дамаскином и неизвестных в библиографии книг — «Копия с трактату перемирного
меж его величеством царем и великим князем Иоанном Васильевичем самодержцем
всероссийским и королем шведским Ирином, 14 учиненного 1564 года по титулом».
Рукописное собрание Печатного двора было составлено главным образом из
рукописей, служивших оригиналами или использованных при правке и
редактировании текста богослужебных книг. Правда, тетрадь, о которой мы
говорим, имеет сравнительно позднее происхождение; она воспроизведена
скорописью начала XVIII века. Так или иначе, но ее бытование в библиотеке
Московской Синодальной типографии наводит нас на вполне определенные
размышления.
«Библиотека Российская, или Сведения о всех книгах в России с начала
типографии выходивших» епископа Дамаскина, как мы уже говорили, была издана
восемьдесят с лишним лет спустя после кончины ее автора. Поэтому честь
составления первого печатного репертуара церковнославянской и русской книги
выпала на долю Василия Степановича Сопикова. Однако прежде чем перейти к
рассмотрению его знаменитого труда, скажем несколько слов о книге, связанной,
как и «Камерный каталог», с Библиотекой Императорской Академии наук. Написал
ее библиотекарь Академического книгохранилища, Иоганн Вольрат, или же, как
его называли у нас, Иван Григорьевич Бакмейстер (умер в 1788 году). Он был
уроженцем Германии, но в России, куда он приехал в 1756 году, он провел всю
жизнь, проработав в библиотеке 32 года. В 1776 году он составил и выпустил в
свет на французском языке описание Академической библиотеки и кабинета
редкостей. Впоследствии книга была издана сначала на немецком , а затем и на
русском языках. Рассказывая о хранящихся в библиотеке старопечатных книгах,
он уделил внимание истории отечественного книгопечатания. Особенно подробен
текст, посвященный белорусскому просветителю и издателю Франциску Скорине.
Бакмейстер впервые в нашей литературе упомянул о попытке немецкого
авантюриста Ганса Шлитте привезти в нашу страну книгопечатников из-за рубежа.
Подробный рассказ об этой миссии впереди. Не в пример более поздним авторам
Бакмейстер не связывал начало московского книгопечатания с именами заезжих
иностранцев. «Сие достохвальное предприятие, — писал он, — исполнил царь
единственно своими русскими людьми, которых имена достойны перейти в
потомство». И называет эти имена — Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец.
Основным источником для библиотекаря послужило послесловие «Апостола» 1564
года, экземпляр которого был приобретен в 1730 году у солдата, принесшего
книгу в Академию наук. На страницах своего «Опыта...» Бакмейстер впервые
перепечатал текст послесловия, который впоследствии публиковался
неоднократно.
Из изданий Ивана Федорова Бакмейстер, кроме первопечатного «Апостола», знал
лишь «Острожскую Библию» 1581 года. В этом отношении он сделал шаг назад по
сравнению с епископом Дамаскином. Скажем напоследок, что И.Бакмейстер
составил в 1788 году каталог собрания Академической библиотеки,
непосредственно относящийся к нашей теме. Назывался он «Каталог находящимся в
Императорской библиотеке российским церковным книгам». Но каталог этот
остался в рукописи. В 1788 году, будучи в Петербурге, этот каталог
сдублировал и дополнил чешский славист Йосеф Добровский. Но и его записи
опубликованы не были.
Труды А.И.Богданова и епископа Дамаскина, как мы уже говорили, при жизни их
опубликованы не были. Поэтому слава первооткрывателя в интересующей нас
области досталась, впрочем вполне заслужено, Василию Степановичу Сопикову
(1765-1818), который, по словам Н.В.Здобнова, был «наиболее яркой фигурой в
библиографии первой четверти XIX века». Сопиков считал «историю
книгопечатания самою существенною частью библиографии», понимая под последней
ту сумму знаний, которую мы именуем книговедением. История книгопечатания —
это словосочетание впервые произносилось на русском языке. Сопиков был прежде
всего библиографом и занимался книгой. Нам кажется показательным, что,
несмотря на это, он предпочел расплывчатой и неопределенной истории книги
вполне конкретную, хотя и
не столь эффектную историю
отрасль науки он полагал «необходимою для всех, желающих приобрести
основательные сведения о книгах, а наипаче для тех, коим вверено смотрение
над книгохранилищами».
В.С.Сопиков родился в небогатой купеческой семье, но точной даты его рождения
мы не знаем. Сведения о юных годах будущего библиографа крайне скудны.
Известно лишь, что он служил
приказчиком у московского
Полежаева, а затем поступил к известному книготорговцу Никите Никифоровичу
Кольчугину (1753-1827). Будучи двадцати лет от роду Сопиков завел в
Петербурге собственную книготорговлю. Вскоре при книжной лавке от открыл
весьма значительную по тем временам «Библиотеку для чтения». Молодой
книготорговец рано заинтересовался библиографией. Первоначально его занятия в
этой области преследовали узкопрофессиональную цель — составление