Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:33, дипломная работа
Цель исследования – выявить, проанализировать и описать сакральную составляющую в лексических единицах русского языка
Данная цель может быть достигнута последовательным решением следующих задач:
- сопоставить семантику слов из разных религиозных текстов.
- выявить у лексических единиц сакральные семы и продемонстрировать особенности их функционирования;
- провести сравнительно-сопоставительный анализ сакральных сем в исламских и христианских текстах;
- лексикографически обработать исследованный корпус языковых единиц.
Тема
влияния восточного, в частности,
исламского мировоззрения на
творчество Пушкина стала
В
«Подражаниях» выделяются 9 самостоятельных
стихотворений, которые, тем
Сопоставление первого
стихотворения цикла с сурой
89 «Клянусь»: Начинается цикл
строфою из 4-х строк с анафорой
«Клянусь». Мотив клятвы
Пушкин :
Клянусь четой и
нечетой --- Клянусь мечом и
правой битвой --- Клянуся утренней
звездой ---Клянусь вечернею
Издания Корана:
ва-ш-шаф’ и --- ва-л-ватри --- ва-л- фаджри---
клянусь четом и нечетом --- клянусь четой и единицей---
клянусь зарёю --- клянусь утренней зарёю --- клянусь тем, кто создал мужчину и женщину --- клянусь тайною создания двух полов
Примечательно, что
в текстах Корана отсутствуют
строки о клятве вечернею
В Коране мотив клятвы
связан с ранними языческими
представлениями аравийских
Сравним варианты
известных переводчиков И.Ю.
• Мчащимися задыхаясь,
выбивающими искры,
• этим городом
безопасным( Крачковский) --- сим безопасным
городом(Саблуков)--- и этим городом,
что так великолепно безопасен(
• смоковницей(Крачковский)--- смоковницей(Саблуков)--- смоковницей (горы Иерусалимской) (Порохова)--- плодами смоковницы(Пушкин)
Можно согласиться
с мнением отдельных учёных
о том, что пушкинские
Еще одним наиболее интересным произведением Пушкина является стихотворение «Мадонна»
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н.
Тема сонета – восхищение и любование
светлым ликом Мадонны. Не множествам
картин старинных мастеров Украсить я
всегда желал обитель… Уже в первых строках
стихотворения лирический герой дает
читателю понять: он не стремится удивить
знакомых, не прислушивается к важным
суждениям знатоков. В искусстве он покланяется
иному. Стихотворение пронизано идеей
возвышенной и чистой красоты. Герой воспевает
светлые образы великого творца и прекрасной,
кроткой Мадонны.
Чувства лирического героя – восхищение
и поклонение религии, гармонично сочетающейся
с искусством. Одно выражает и подчеркивает
другое. В последнем четверостишии – обращение
к земной реальной женщине, но очевидно,
что для лирического героя она – возвышенный
и ясный идеал, исполнившееся желание,
ниспосланное творцом. Он обращается к
своей Мадонне, и делает заключение:
Чистейшей прелести чистейший образец
Образы, представленные в стихотворении
олицетворяют гармонию мира, его красоту:
Кроткие творец и Мадонна- -Она с величием,
он с разумом в очах.
И реальная, земная женщина, являющаяся
для лирического героем идеалом.
Первые образы одновременно близки и далеки
ему, а «Мадонна» реально существующая
имеет прямую соотносимость с жизнью героя.
В стихотворении используются следующие
литературные тропы:
Выразительные эпитеты(ЧИСТЕЙШИЙ образец,
БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)
Гипербола: Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Метафора: Одни, без ангелов под пальмою
Сиона.
Лексический повтор: Одной картины я желал
быть вечно зритель, одной…
Подчеркивает эмоциональность, выделяет
главную мысль произведения.
Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с
облаков…
Сила искусства приравнивается героем
к божественной силе, к величественным
природным явлениям.
Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец…
В поэтической лексике используются археологизмы:
Обитель – 1) то же, что монастырь(устаревшее)
2) место, где кто-нибудь живет, жилище.
Лирическим героем употреблено употреблено
во втором значении.
Дивился – удивлялся,средь-среди, взирали-смотрели.
Использование археологизмов делает язык
стихотворения более проникновенным,
глубинным.
В произведении используются такие части
речи, как существительные, прилагательные,
глаголы:
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали кроткие.
Прочитать стихотворение и правильно
понять его смысл помогают знаки препинания.
Стихотворный размер – амфибрахий.
Рифма мужская и женская(Не множеством
картин…)
Стихотворение «Мадонна» являетсяется
сонетом, так как оно написано в 14 строк
и состоит из двух четверостиший и двух
трехстиший.
Жанр – элегия, поскольку лирическое стихотворение,
выражающее чувства героя, проникнуто
возвышенным поклонением,
светлыми образами.
Читая стихотворение, испытываешь много
чувств, и первое из них, которое следует
отметить – восхищение красотой
искусства. Кроткий лик Мадонны становится
источником вдохновения для лирического
героя, в его сознании возвышенность
религии и мастерство художника, написавшего
картину, являются прообразом и постоянным
напоминанием о земной женщине,
ставшей для лирического героя символом
совершенства.
Безоговорочно отвергая «важные сужденья
знатоков», герой Пушкина провозглашает
свою единственно верную истину.
Она заключается в том, что красота – это
четкость линий, простота и ясность форм,
это чувства внутренней гармонии и
покоя, охватывающие человека, который
смотрит на великое произведение искусства.
Исполненный восхищения, восторга,
преклоняющийся перед высокими нравственными
идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо
высоком облике Мадонны образ любимой
женщины.
Содержательно стихотворение
делится на три части. В первой
части, являющейся своеобразной экспозицией,
поэт говорит, что хотел бы украсить
свою «обитель» не «множеством картин
старинных мастеров», которым бы
изумлялись посетители и знатоки
искусства. Во второй части поэт раскрывает
суть своих предпочтений. Он хочет
лицезреть среди своих «
В третьей части стихотворения Пушкин
проецирует свои воззрения на реальную
жизнь, говоря, что Творец исполнил его
желания. Поэт верит, что все в мире происходит
по воле Творца. Мир изначально благостен
и прекрасен, так как является творением
Бога, проявлением силы неизмеримо более
высокого порядка, чем человек, а оттого
– более разумной и гуманной. Бог любит
свое творение, поэтому не может быть благословенно
и самое прекрасное из чувств – любовь.
Любовь – это то, при помощи чего человек
может уподобиться Творцу: женщина – интуитивно,
нося в себе, а затем производя на свет
потомство; мужчина – постигая разумом
нравственный закон как основу мироустройства
и фундамент великого замысла Творца.
Для придания большей выразительности
языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность
изобразительных средств в стихотворении,
использует метафоры (медленные труды,
чистейшая прелесть); эпитеты (важное сужденье).
Язык и сама форма – сонет – отсылают
нас к лучшим образам эпохи Возрождения,
в которых искреннее чувство выражалось
с необыкновенной силой, несмотря на отсутствие
языковых средств и отсутствие многословия.
Столь подчеркнутое обращение к поэтике
и образам эпохи Возрождения, безусловно,
имело и тот смысл, что поэт тем самым высказывал
свое несогласие с романтической концепцией
человека и романтической трактовкой
любовного чувства.
Итак, основная идея стихотворения состоит
в том, что автор приемлет естественные
законы бытия и воплощает природу, являющуюся
воплощением вечного течения жизни. Осознание
своего предназначения и следование ему
есть, по Пушкину, та высшая кротость по
отношению к Создателю, тот «чистый идеал»,
которые и могут принести человеку счастье.