Сокральная лексика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить, проанализировать и описать сакральную составляющую в лексических единицах русского языка
Данная цель может быть достигнута последовательным решением следующих задач:
- сопоставить семантику слов из разных религиозных текстов.
- выявить у лексических единиц сакральные семы и продемонстрировать особенности их функционирования;
- провести сравнительно-сопоставительный анализ сакральных сем в исламских и христианских текстах;
- лексикографически обработать исследованный корпус языковых единиц.

Файлы: 1 файл

дипломная сссс.docx

— 114.69 Кб (Скачать)

С точки зрения ислама, имущество человека- это достояние  Аллаха.(и.9)

Аллах- имя собственное, соответствующее, по мусульманской  вере, истинному Богу, Творцу и Господу  всего сущего, обладателю всех превосходных имён и качеств, Единому, Единственному. Мусульмане считают, что Аллах вечен  и не имеет начала и конца, постижение его человеческим разумом невозможно, однако некоторые его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого  понятийного аппарата, то есть, например, можно говорить о Его существовании  или совершенстве.

Посланник Аллаха в  конце  в  конце  своей  жизни  встретился  с  ним, и  он  принял  его  учение став  асхабом. (26.11.12.)

Асхаб

принявшие Ислам сподвижники  пророка Мухаммада, видевшие его, слышавшие  его речи

Пророк  сказал: «Мир   держится  на  четырех  вещах:  на учености  алимов, на  щедрости богатых  людей , и  на  молитвах  фукара. (№26(02).11.15)

  1. Проро́ки (араб. نبي‎‎) в исламе — люди, избранные Аллахом (Богом) для передачи откровения (вахй). По представлениям мусульман, разъясняя истинный путь, указанный Всевышним, пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание, от многобожия и идолопоклонства. Для укрепления пророков Бог награждал их способностью совершать чудеса. По представлениям мусульман, для пророков не было ничего более важного, чем передать волю Всевышнего. Все свои силы, а зачастую и саму жизнь они отдавали на то, чтобы передать Божьи послания.[1] Первым человеком и первым пророком был Адам.
  2. али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем

 

 В   книге «История  Пророков» повествуется, что  по  велению Всевышнего, ангел  Азраил принес землю.(26.11.22)

В Коране имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Малаку ль-маут (араб.)[2], дословно переводимое как ангел смерти. Поскольку это имя не упоминается также и в хадисах, то оно не является частью Ислама. Считается, что оно пришло из легенд или адаптировано из других религий. Азраил обычно описан в исламских источниках с наиболее глубоким почтением.

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — дух, выражающий волю Бога и обладающий сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами (Евр.1:14). Часто изображаются в виде антропоморфных существ с  крыльями за спиной.

 

 

б) «Темные» силы:дьявол, джин , злой дух, бес,черт, дьявол, шайтан,

Приступая  к чтению  корона, проси  у Аллаха защиты  от  шайтана. (и12.03)

Шайтан- произошло от древнесемитского «сатан» — «противник». Его имя Иблис (араб. ‎‎) может быть производным от арабского произношения корня balasa \означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние». Другие источники утверждают, что слово происходит от греческого «Διαβολος» — «лукавый», «клеветник»

Близкое данному  понятие  мы  находим  в   следующем  высказывании:

Такого   человека  мы  называем мюридом  сатаны.

Сатана́ (от ивр. שָׂטָן‎, сатан  — «противник»[2], «клеветник») —  в религиозно-мифологических представлениях авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — главный противник  небесных сил, представляющий собой  высшее олицетворение зла и толкающий  человека на путь духовной гибели.

 Образ «шайтана, джина»  содержит характеристики вредоносное  существо, разрушитель. Данный образ  включает и представления о  существовании множества подобных  существ и наличии у них  физических особенностей, что свидетельствует  о влиянии языческих верований  на восприятие сил зла в  мусульманской религии. В отличие  от Аллаха, воздействующего в  большей степени на духовную  жизнь человека, чёрт активно  проявляет себя в его материальной  жизни, не учитывая (и противореча)  в своих действиях желаниям  человека. Следует отметить, что  представление о чёрте, выраженное  в устойчивых словосочетаниях  с компонентом «чёрт», в меньшей  степени поддаётся систематизации, чем представление об Аллахе, реализующееся в устойчивых словосочетаниях  с компонентом «Аллах».

Наиболее ярко культурная специфика проявляется в восприятии шайтана (джина) . Материальное, конкретное, фольклорное видение чёрта обусловлено  влиянием язычества и особым вниманием  носителей языка к нечистой силе.

2. Названия фрагментов потустороннего  мира:

Затем бедет установлен мост  Сират   через Ад.(3,5.20003,37)

Сират

мост, проложенный над  огненной преисподней, по которому предстоит  пройти людям в Судный день. Этот мост тоньше волоса и острее лезвия меча, а над ним расположены  крюки, которые сбрасывают грешников  в геенну. После всеобщего воскресения  все люди пройдут через него. Праведные  мусульмане с легкостью пройдут  через него в рай. Неверные и грешники же не смогут пройти и упадут в огонь ада. Истинная сущность сирата и связанных с ним событий, неясна и не исключено, что в его описании содержится аллегория.

(Источник: «Исламский энциклопедический  словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

3. Названия событий, связанных  с потусторонним миром: 'светопреставление,  судный день страшного события',

Когд  молодежь  не  разбирается  в  том, что запрещено  и  сомнительно –вот  он, Ахир  Заман!(26. 11.24)

Ахир  Заман- Конец  Света.

 

II. Основные богословские понятия:  капарат 'искупление', кхоллам 'судьба, рок, предначертание', къа 'грех';

Закят является одним  из основных столпов  ислама и  касается отношений между  людьми.(3,5.2003.9.)

Закя́т (араб. زكاة‎‎, устар. زكوة‎) — обязательный годовой налог  в пользу бедных, нуждающихся, а также  на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят  — один из пяти столпов ислама.

 

Закят является важным социально-экономическим  институтом, призванным утвердить в  обществе принципы справедливости, и  затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности  общества. Сегодня к услугам мусульман  открыты благотворительные организации  по сбору и распространению закята.

Сабр- это  тест  для  созданных Творцом  существ, и  если ты  проявишь  истинное терпение  в   дни  испытаний – Всевышний примет твои   усилия  в  Последний   день.(2003.23)

Слово “сабр” дословно значит терпение, сопротивление лишениям, тяготам и невзгодам. Сабр основа нравственности, поэтому проявление его имеет для мусульманина важное значение.

И  жизнь удленить невозможно , кроме  как  раздачей садака и  добрыми  делами (№26(02).11.16

Садака́ (множ. садакат, араб. صدقة‎‎) — в исламе добровольная милостыня (в отличие от закята — обязательных налогов), которую мусульманин выплачивает  по собственному усмотрению и желанию. Садака может выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но и в виде еды, одежды и прочего  имущества не только беднякам, но и  сиротам, путешественникам, воинам.

Если человек видит  грехи и и  признается в  них  перед Аллахом- это  и  есть  тавбу(№26(02).11.16).

Грех — прямое или  косвенное нарушение религиозных  заповедей (заветов Бога, богов, предписаний  и традиций[1]); реже — нарушение  доминантных морально-этических  правил, норм, установившихся в обществе.

Тавбу - покаяние№26(02).11.16).

 

 

III. Названия людей по их отношению  к вере 

1. Мусульмане: бусулба 'мусульманин  (-ка)', хъаъжа 'паломник (мусульманин,  посетивший Мекку)', эвлаяъ 'истолкователь  воли божества, святой', в т.ч. священнослужители:  устаз 'шейх (который принимает  исповедь)', шайх 'шейх',

Мусульманин  по  происхождению, он  верит  и  надеется  на  помощь  Всевышнего(3(5)2003.65)

 

Мусульманин (араб. مسلم‎‎ [муслим], женская  форма مسلمة‎ [муслима]) — последователь  ислама.

Слово муслим означает «тот, который  покоряется (Богу)» или «тот, который  предаётся (Богу)» по аналогии со словом ислам — «примирение», «принятие».

Вариант В. М. Пороховой: "Прямая калька арабского слова «мусульманин»  — «человек, предавшийся Богу».

Такого   человека  мы  называем мюридом  сатаны. (3(5)2003.14)

Мюри́д (араб. ) — ученик, последователь (арабское слово «мурид»  происходит от того же корня, что и  слово «воля»[1]).

В мусульманских странах  мюридом называют человека, желающего  посвятить себя исламу и овладеть основами мистического учения — суфизма

Из них  около 10 готовят  имамов, получающих  высшее богословское образование. (3.5.2003.6)

Има́м (араб. إمام‎‎ — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое  заведует мечетью, совершает требы. Слово «имам» также может означать «пример для подражания». Во время  общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой  мусульманин, достигший 8 лет.

 

Да поможет Аллах  вам   и  всей   умме  Мухаммада  следовать по  пути  Ислама. (№26.2011.4)

Умма (араб. أمة‎‎) — арабское слово, означающее «сообщество» или «нация». В исламе слово умма обозначает сообщество верующих (уммат аль-му’минин), то есть весь исламский мир, вне зависимости  от стран, границ, национальностей и  тому подобного. Фраза умма вахида («одно  сообщество») в Коране обозначает объединённый исламский мир. С другой стороны, в арабском языке слово умма также  может использоваться в западном значении нации, например аль-умам аль-муттахида (Объединённые нации).

 

Словом «умма» могут обозначаться и другие, немусульманские, религиозные  общины, а также сообщества мусульман, объединяемых по административно-территориальному признаку (например, «российская умма», «умма мусульман Адыгеи» и  т. д.).

 

Слово «умма» передаёт значение следования (в данном случае — определённой религии), а также ассоциируется  в арабском языке со словом «мать» (ٲم‎ — умм)[1].

↑ Резван Е. А. Умма // Ислам: Энциклопедический  словарь / Отв. ред. Прозоров С.М.. — М.: Наука, 1991. — С.241.

 

2. Немусульмане: керст 'иноверец, неверный, нечестивый, гяур (не мусульманин), христианин', шшансиз 'неверный';

IV. Обозначения религиозных обрядов  и свзанных с ними понятий 

  1. Мусульманские обряды: dola 'молитва', дзуькар 'зикр, радение мусульманских сектантов', салт 'призыв на молитву',

Многие   считают  для  себя  обременительным совершение намаза.(3 (5).2003.7)

Когда люди  идут  на  джихад , ноги  мои  сковываются  тяжелыми цепями, и я  даже  не  способен встать. ((3 (5).2003.14)

Вот  что сказал  о  тасаввуфе выдающий  деятель ислама имам Ахмад Рафаи: «Этра исламская  религия является  собранной, т.е. состоит из частей». (3 (5).2003.28)

Нафиль – название  намаза, выполняемого помимо  обязательного.           (3 (5).2003.64)

  Джаназа-название  намаза  по  усопшему. (3 (5).2003.64)

Прежде тем, как пойти  в  мечеть –произнести шахаду-Али, тогда  еще  Алексею,приснился  сон. (3 (5).2003.41)

После этого Али взял  вирд-тарикатское задание. (3 (5).2003.50)

 

Это  промежуток времени  между  азан ом (№26.2011.15)

Икама- второй произыв  к  намазу. (№26.2011.15)

 

 

2. Немусульманские обряды: пал тасар  'гадание';

V. Обозначения действий, проводимых  в соответствии с религиозными  предписаниями или воззрениями: uiapl 'шариат', напг1а 'пожертвование', тезет 'место поминок во дворе (куда приходят родственники и знакомые умершего для выражения соболезнованияу;

К ней  можно применить  соответствующую  норму Шариата. (№26.2011.7)

Хоть  и  много стало  дурных людей,но  и  есть добрые и     да  достанется  нам  их шафаат. (№26.2011.15)

 

VI. Названия предметов культового  и обрядового назначения: суьлхьа  'четки', х1айкал 'амулет', барам 'погребальные  носилки';

VII. Названия строений и сооружений  культового и обрядового назначения  и их частей: хьаэщ1а 'могила  пророка Мухамеда (место паломничества  мусульман)', зиярт 1) паломничество,  посещение святых мест; 2) гробница  святого; каш могила;

Они  терпели  унижения, наносимые мушриками Мекки(№26.201140)

Твой  зиярат  прославится  навеки.. (№26.2011.34) 
Под мизабом  Каабы. (№26.2011.15)

 

VIII. Названия религиозных текстов:  къур1ан 'коран', джуз 'одна тридцатая  часть корана', еса 'молитва из  корана';

В хадисе сказано: [Из желательного по отношению к  гостю является провести его  до  ворот дома]. (3 (5).2003.53)

Коран и Сунна  обязывают  всех   мусульман стремиться  к  получению всех  истинных   знаний. (3 (5).2011.6)

 

 

 

IX. Антропонимы;

Информация о работе Сокральная лексика