Лекции по «Современные литературные процессы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:32, курс лекций

Краткое описание

Постмодерн и «постмодерность» в России.
Историческая фантастика: особенности жанра.
«Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
В.В. Набоков и современная русская литература.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым»: кинопоэтика и карнавальность.
Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
«Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.

Файлы: 1 файл

Desyatov9.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

   Ответы  к зачету «Современные литературные процессы» 

   
  1. Постмодерн  и «постмодерность» в России.
  2. Историческая фантастика: особенности жанра.
  3. «Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
  4. В.В. Набоков и современная русская литература.
  5. Роман Василия Аксенова «Остров Крым»:  кинопоэтика и карнавальность.
  6. Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
  7. Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)

   12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.

  1. «Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
  2. Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
  3. Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Постмодерн  и «постмодерность» в России.

   Постмодерн- это социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

   Культура  советского периода: «стиль Сталина».

   Эволюция  по Бадрияру:

  1. Зеркальное отражение реальности (период реализма 20века)
  2. Извращение реальности (период авангарда)
  3. Маскировка отсутствия реальности (соцреализм)
  4. И стадия симулякра – (копия без оригинала) (постмодернизм)

   1979 год.  Начало постмодернизма по многим  причинам: Ерофеев, Аксёнов, битов,  Искандер, Ев.Попов составили литературный альманах «Метрополь» - в него вошли «непроходные тексты» советских писателей. Ан. Вознесенский, Б.Ахмадулина ,В.Высоцкий,Ев. Рейн, И.Леснянская. Альманах вышел в США, издательство «Ардис», в СССР был отвергнут.

   Середина 80х – перестройка  – период эйфоричных надежд. Популярны произведения о Ленине. А.Рыбаков «Дети Арбата». Период зарождения   российского постмодернизма, отличного от запада. Постмодернизм сближает высокое искусство и массовую культуру – главное отличие от модернизма.

   Поп-арт: (Энди Уорхел)- образы и приёмы поп-культуры.

   Россия: Постимодернизм, модернизм- соц.арт, соцреализм. Запад: поп-арт и массовая культура.

   Журнал  «НМ» `92 г. В курицын «Постмодернизм – новая первобытная культура».

   1955 г.  – зарождение постмодернизма, опубликован роман Набокова «Лолита».

   Термин  соц.арт придумал Вит Комар и  Александр Меланид.

   Русский постмоденизм

   Хронологические рамки постмодернизма: с 1955г-В.Набоков «Лолита»-по наши дни. А.Синявский «В цирке»- под влиянием Набокова, рассказ отмечен чертами постмод.поэтики

   Предтечи  модернизма:

   - М.Булгаков  – реминисцензии у Б.Акунина,  Пелевина – у них даже воспроизводится  структура булгаковского романа, н-р в романе «Чапаев и пустота  , у Толстой.

   - Розумов.  В основном повлиял на эссеистов  Герц, Ерофеева, Гачева.

   - О.Мандельштам  – поэт-акмеист повлиял на  Кибирова, Жолклвского, Соколова. 

       - Достоевский р-н «Бесы»  - реминисценции у Битова «Пушкинский дом», у Герца, у Виктора Ерофеева, у Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», у Б.Акунина «Азазель», у Пелевина «Чапаев и пустота».

   - Пушкин  «Евгений Онегин».

Основные  течения постмодернизма:

  1. Концептуализм. Возник в преддверии соцарта, 2е теч-новая сентиментальность Кибирова, 3е теч. – шизоанализ – Виктор Ерофеев, Сорокин. (Пригов, Сорокин, ранний Кибиров)
  2. Необарокко (выделяют прозу и поэзию. Поэзия 80-х метареализм – представители течения – И.Жданов.Проза- Битов, Соколов, Аксёнов, Толстая, Пелевин)
  3. Развлекательная лит-ра( Акунин)

Периодизация  русского посмодернизма.

   1)Эпштейн: предлагал разделять постмодернизм(как явление искусства) и постмодерность (как историческую эпоху) . Новое время начинается с эпохи Возрождения.  Модернизм в искусстве возник в 20 веке.

   Э. считает, что эпоха постмодерности началась раньше постмодернизма, причем в России, в 18м веке, причем одновременно с эпохой модерности.

   2)1955г.-70е  гг.

   Период  зарождения в Р. Исконного постмодернизма.

   3) 70е  гг. -90е гг., 00е – эпоха зрелого  постмодернизма.

   Рос. Постмодернизм поделен  на эволюцию, которая  была сближением с  массовой культурой, началась в 90е гг. (Пелевин, Акунин).

   Особенность русского постмодернизма – рус. пост-ты верили в существование трансцендентного (потустороннего) начала. В 70е – 80е гг. даже возникает в лит-ре особый тип повествования – послесмертное повествование – рассказчик сообщает, что он умер. Так строятся р-н Набокова «Прозрачные вещи», С.Соколова «Между собакой и волком», Виктор Ерофеев «Русская красавица». 
 

   2. Историческая фантастика: особенности жанра

   Историческая  фантастика (альтернативная история) - жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов пошла по другому пути.

   Сама  идея альтернативной истории была высказан Борхесом (основатель постмодернизма). «Сад расходящихся тропок». У Пелевина одно из названий произведения о Чапаеве – «Сад расходящихся Петек».

  В 60-е годы возникла историческая фантастика, как жанр. Американский писатель Филипп Дик (1962 год)  роман «Человек в высоком замке». Роман воссоздает альтернативное прошлое: точкой расхождения романа с реальной историей стало убийство президента США Франклина Рузвельта. После этого пост президента занял тогдашний вице-президент Джон Гарнер, а вскоре его сменил Джон Брикер. Согласно Филиппу Дику вторая мировая война закончилась победой Германии и Японии.

  Историческая  фантастика рождается вследствие недоверия к истории, как к науке, она кажется недостоверной.

  В 1969 году Владимир Набоков пишет «Аду». Свободной от диктата большевиков осталась «Амероссия». Создается утопия и саморазрушение этой утопии.

  Аксенов заимствует эту мысль о свободе, только теперь уже острова Крыма у Набокова.

   В произведениях, созданных  в жанре альтернативной истории,

    • непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно момента создания произведения).
    • Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным.
    • В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по другому пути.
    • В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
    • В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.

   В жанре исторической фантастики написаны следующие произведения: Остров Крым, Турецкий гамбит, рассказы Толстой – Сюжет, лимпопо, Андрея Битова – Вычитание зайцав, Фотография Пушкина, Жолковский – НРЗБ и др.

   «Остров Крым» — фантастический роман Василия Аксёнова. Представляет собой альтернативную историю (даже альтернативную географию).  Основное допущение романа - полуостров Крым здесь является полноценным островом в бассейне Чёрного моря. Эта вроде бы маловажная деталь играет существенную роль в истории Гражданской войны в России, привнося тот самый элемент «альтернативной истории» и являя собой роль ее катализатора. Второе допущение романа — во время Второй мировой войны остров сохранял нейтралитет. Представление Крыма как изолированного от мира симбиоза России, СССР и Европы в романе Аксёнова предоставило автору широкие возможности для социальной и политической сатиры, а также позволило в рамках «альтернативной истории» попытаться изобразить Россию в миниатюре, лишенную коммунистического влияния. 
 

    3.«Сделаем Пушкина!»: по страницам произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.

Татьяна Толстая.

  1. Рассказ «Сюжет».

   Исходная  ситуация – дуэль. У Пушкина обнаруживается помощница – птичка (птичка Божья – цитата из Пушкина), она «какает на длань злодея».

   Пушкин  выздоравливает и доживает до преклонных лет. Будучи уже в возрасте он отправляется на Волгу – на место пугачевского восстания. Там умирает,  получив удар ледышкой по голове. Мальчишка, который бросил ледышку, - второй Дантес. Зовут его Володя Ульянов.

   Володя  Ульянов – он же новый Пугачев.

   Ленин – изгнал и уничтожил царей. Брут - римский политический и военный деятель, один из военачальников Цезаря. Он вошел в число заговорщиков, которые убили Цезаря.

   Т.о. название рассказа «сюжет» заимствовано у Борхеса, в рассказе «Сюжет» которого Брут убивает Цезаря. Борхес пишет о повторении определенных циклов в истории.

   Рассказ Борхеса «Другая  смерть». Главный герой раскаивается в своей трусости, мечтает вернуться в прошлое и погибнуть во время сражения. Бог меняет его прошлое.

   Толстая по аналогии с Борхесом изображает другую смерть Пушкина.

   Встреча Пушкина с Лениным оказывается  судьбоносной для России. Пушкин клюкой вышибает «дурь» из головы Володи.

   В.Ульянов  не берет псевдоним, он становится министром Внутренних Дел, пишет статью о том, как реорганизовать Синод и Сенат (обыгрывается реальная статья Ленина)

   Мы  пойдем другим путем: За царя, никаких  революций!

   «Владимира  Ильича  хватил  удар.  Отнялась вся  правая  половина,  и  речь пропала». Левая сторона мозга сморщилась в результате удара и перестала работать.

   После смерти Ленина в 1937 году министром ВД стал Джугашвили. Этот год является пиком репрессий.

   Т.о. Пушкин ничего не изменил  и Россию не спас. Жизнь после дуэли с Дантесом не имеет значения. Другой путь России стался тем же самым по сути, ленинским, а не пушкинским.

  1. Рассказ «Лимпопо»   

   Толстая пишет о том, что на свет должен появиться новый диссидент Пушкин. Он должен родиться в семье угнетенных интеллигента Ленечки и негритянки Джуди. Но Пушкин не получается.

   Ленечка сочиняет стихотворение  - «гуси-лебеди летят», оно предвещает то, что Ленечка  сойдет с ума.

   Умирает Джуди, вслед за ней сходит с ума  Ленечка. Он убегает в лес и  становится таким диким человеком.

   В конце  рассказа 2 героини приходят к памятнику Пушкина и пытаются вспомнить его стихотворение «Памятник»

   «и  гордый внук славян и ныне дикий…», а у Пушкина: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык .»

   Появляется  новый смысл – дикий славян. Дикий среднерусский человек (Россия расположена на Среднерусской равнине). АЛимпопо – это Россия, это не Африка.

   Владимир  Набоков

   Образ пожилого Пушкина встречается  в романе Набокова «Дар». Сухощеков пишет: «Человек, которому отрубят ногу, еще долго ощущает её, так и Россия еще долго будет ощущать потерю Пушкина.

   Сухощеков решает разыграть своего товарища, который давно не был в России. Он ведет его на «Отелло» (Отелло и Пушкин оба ревнивцы, Отелло – мавр, Пушкин – негр). Сухощеков говорит другу, что рядом с ним сидит Пушкин, товарищ верит ему. Позже и сам Сухощеков думает: «А что, если и, правда, перед ними Пушкин, которому удалось спастись?». Сухощеков сам становится жертвой самой мистификации.

Информация о работе Лекции по «Современные литературные процессы»