Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:32, курс лекций
Постмодерн и «постмодерность» в России.
Историческая фантастика: особенности жанра.
«Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
В.В. Набоков и современная русская литература.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым»: кинопоэтика и карнавальность.
Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
«Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.
Ответы
к зачету «Современные
литературные процессы»
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
Постмодерн- это социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.
Культура советского периода: «стиль Сталина».
Эволюция по Бадрияру:
1979 год.
Начало постмодернизма по
Середина 80х – перестройка – период эйфоричных надежд. Популярны произведения о Ленине. А.Рыбаков «Дети Арбата». Период зарождения российского постмодернизма, отличного от запада. Постмодернизм сближает высокое искусство и массовую культуру – главное отличие от модернизма.
Поп-арт: (Энди Уорхел)- образы и приёмы поп-культуры.
Россия: Постимодернизм, модернизм- соц.арт, соцреализм. Запад: поп-арт и массовая культура.
Журнал «НМ» `92 г. В курицын «Постмодернизм – новая первобытная культура».
1955 г. – зарождение постмодернизма, опубликован роман Набокова «Лолита».
Термин соц.арт придумал Вит Комар и Александр Меланид.
Русский постмоденизм
Хронологические рамки постмодернизма: с 1955г-В.Набоков «Лолита»-по наши дни. А.Синявский «В цирке»- под влиянием Набокова, рассказ отмечен чертами постмод.поэтики
Предтечи модернизма:
- М.Булгаков
– реминисцензии у Б.Акунина,
Пелевина – у них даже
- Розумов.
В основном повлиял на
- О.Мандельштам – поэт-акмеист повлиял на Кибирова, Жолклвского, Соколова.
- Достоевский р-н «Бесы» - реминисценции у Битова «Пушкинский дом», у Герца, у Виктора Ерофеева, у Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», у Б.Акунина «Азазель», у Пелевина «Чапаев и пустота».
- Пушкин «Евгений Онегин».
Основные течения постмодернизма:
Периодизация русского посмодернизма.
1)Эпштейн: предлагал разделять постмодернизм(как явление искусства) и постмодерность (как историческую эпоху) . Новое время начинается с эпохи Возрождения. Модернизм в искусстве возник в 20 веке.
Э. считает, что эпоха постмодерности началась раньше постмодернизма, причем в России, в 18м веке, причем одновременно с эпохой модерности.
2)1955г.-70е гг.
Период зарождения в Р. Исконного постмодернизма.
3) 70е гг. -90е гг., 00е – эпоха зрелого постмодернизма.
Рос. Постмодернизм поделен на эволюцию, которая была сближением с массовой культурой, началась в 90е гг. (Пелевин, Акунин).
Особенность
русского постмодернизма – рус. пост-ты
верили в существование трансцендентного
(потустороннего) начала. В 70е – 80е гг.
даже возникает в лит-ре особый тип повествования
– послесмертное повествование – рассказчик
сообщает, что он умер. Так строятся р-н
Набокова «Прозрачные вещи», С.Соколова
«Между собакой и волком», Виктор Ерофеев
«Русская красавица».
2. Историческая фантастика: особенности жанра
Историческая фантастика (альтернативная история) - жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов пошла по другому пути.
Сама идея альтернативной истории была высказан Борхесом (основатель постмодернизма). «Сад расходящихся тропок». У Пелевина одно из названий произведения о Чапаеве – «Сад расходящихся Петек».
В 60-е годы возникла историческая фантастика, как жанр. Американский писатель Филипп Дик (1962 год) роман «Человек в высоком замке». Роман воссоздает альтернативное прошлое: точкой расхождения романа с реальной историей стало убийство президента США Франклина Рузвельта. После этого пост президента занял тогдашний вице-президент Джон Гарнер, а вскоре его сменил Джон Брикер. Согласно Филиппу Дику вторая мировая война закончилась победой Германии и Японии.
Историческая фантастика рождается вследствие недоверия к истории, как к науке, она кажется недостоверной.
В 1969 году Владимир Набоков пишет «Аду». Свободной от диктата большевиков осталась «Амероссия». Создается утопия и саморазрушение этой утопии.
Аксенов заимствует эту мысль о свободе, только теперь уже острова Крыма у Набокова.
В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории,
В жанре исторической фантастики написаны следующие произведения: Остров Крым, Турецкий гамбит, рассказы Толстой – Сюжет, лимпопо, Андрея Битова – Вычитание зайцав, Фотография Пушкина, Жолковский – НРЗБ и др.
«Остров
Крым» — фантастический роман Василия
Аксёнова. Представляет собой альтернативную
историю (даже альтернативную географию).
Основное допущение романа - полуостров
Крым здесь является полноценным островом
в бассейне Чёрного моря. Эта вроде бы
маловажная деталь играет существенную
роль в истории Гражданской войны в России,
привнося тот самый элемент «альтернативной
истории» и являя собой роль ее катализатора.
Второе допущение романа — во время Второй
мировой войны остров сохранял нейтралитет.
Представление Крыма как изолированного
от мира симбиоза России, СССР и Европы
в романе Аксёнова предоставило автору
широкие возможности для социальной и
политической сатиры, а также позволило
в рамках «альтернативной истории» попытаться
изобразить Россию в миниатюре, лишенную
коммунистического влияния.
3.«Сделаем Пушкина!»: по страницам произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
Татьяна Толстая.
Исходная ситуация – дуэль. У Пушкина обнаруживается помощница – птичка (птичка Божья – цитата из Пушкина), она «какает на длань злодея».
Пушкин выздоравливает и доживает до преклонных лет. Будучи уже в возрасте он отправляется на Волгу – на место пугачевского восстания. Там умирает, получив удар ледышкой по голове. Мальчишка, который бросил ледышку, - второй Дантес. Зовут его Володя Ульянов.
Володя Ульянов – он же новый Пугачев.
Ленин – изгнал и уничтожил царей. Брут - римский политический и военный деятель, один из военачальников Цезаря. Он вошел в число заговорщиков, которые убили Цезаря.
Т.о. название рассказа «сюжет» заимствовано у Борхеса, в рассказе «Сюжет» которого Брут убивает Цезаря. Борхес пишет о повторении определенных циклов в истории.
Рассказ Борхеса «Другая смерть». Главный герой раскаивается в своей трусости, мечтает вернуться в прошлое и погибнуть во время сражения. Бог меняет его прошлое.
Толстая по аналогии с Борхесом изображает другую смерть Пушкина.
Встреча Пушкина с Лениным оказывается судьбоносной для России. Пушкин клюкой вышибает «дурь» из головы Володи.
В.Ульянов не берет псевдоним, он становится министром Внутренних Дел, пишет статью о том, как реорганизовать Синод и Сенат (обыгрывается реальная статья Ленина)
Мы пойдем другим путем: За царя, никаких революций!
«Владимира Ильича хватил удар. Отнялась вся правая половина, и речь пропала». Левая сторона мозга сморщилась в результате удара и перестала работать.
После смерти Ленина в 1937 году министром ВД стал Джугашвили. Этот год является пиком репрессий.
Т.о. Пушкин ничего не изменил и Россию не спас. Жизнь после дуэли с Дантесом не имеет значения. Другой путь России стался тем же самым по сути, ленинским, а не пушкинским.
Толстая
пишет о том, что на свет должен
появиться новый диссидент
Ленечка сочиняет стихотворение - «гуси-лебеди летят», оно предвещает то, что Ленечка сойдет с ума.
Умирает Джуди, вслед за ней сходит с ума Ленечка. Он убегает в лес и становится таким диким человеком.
В конце рассказа 2 героини приходят к памятнику Пушкина и пытаются вспомнить его стихотворение «Памятник»
«и гордый внук славян и ныне дикий…», а у Пушкина: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык .»
Появляется новый смысл – дикий славян. Дикий среднерусский человек (Россия расположена на Среднерусской равнине). АЛимпопо – это Россия, это не Африка.
Владимир Набоков
Образ пожилого Пушкина встречается в романе Набокова «Дар». Сухощеков пишет: «Человек, которому отрубят ногу, еще долго ощущает её, так и Россия еще долго будет ощущать потерю Пушкина.
Сухощеков решает разыграть своего товарища, который давно не был в России. Он ведет его на «Отелло» (Отелло и Пушкин оба ревнивцы, Отелло – мавр, Пушкин – негр). Сухощеков говорит другу, что рядом с ним сидит Пушкин, товарищ верит ему. Позже и сам Сухощеков думает: «А что, если и, правда, перед ними Пушкин, которому удалось спастись?». Сухощеков сам становится жертвой самой мистификации.
Информация о работе Лекции по «Современные литературные процессы»