Инновационные процессы в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:00, реферат

Краткое описание

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
Инновационная направленность педагогической деятельности

3.1. Сущность инновационной направленности педагогической деятельности

3.2. Этапы инновационной деятельности
Классификация инноваций

4.1. Технологические инновации

4.2. Методические инновации

4.3. Организационные нововведения

4.4. Управленческие нововведения

4.5. Экономические инновации

4.6. Социальные нововведения

4.7. Юридические инновации
Характеристики и критерии оценки инноваций

5.1.Теоретические инновации

5.2. Практические инновации

5.3. Уровень конкретизации

5.4.. Уровень дополнения

5.5. Уровень преобразования
Заключение
Список используемой литературы.
Приложение

Файлы: 1 файл

Костанайский Государственный Педагогический Институт.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Костанайский  Государственный Педагогический Институт

филологический  факультет

кафедра романо– германских языков 
 
 
 

Реферат 

По педагогике

На тему: «Инновационные процессы в современной школе». 

         Выполнила: Айтпаева С.  - ФФ, 21-НРК

         Проверила: Ткаченко А.А. 
     
     
     
     
     
     
     

                       г.Костанай

2011г.

План: 

  1. Введение
  2. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
  3. Инновационная направленность педагогической деятельности

    3.1. Сущность  инновационной направленности педагогической  деятельности

    3.2. Этапы инновационной деятельности

  1. Классификация инноваций

    4.1. Технологические инновации

    4.2. Методические инновации

    4.3. Организационные нововведения

    4.4. Управленческие нововведения

    4.5. Экономические инновации

    4.6. Социальные нововведения

    4.7. Юридические инновации

  1. Характеристики и критерии оценки инноваций

     5.1.Теоретические  инновации

     5.2. Практические инновации

     5.3. Уровень конкретизации

     5.4.. Уровень дополнения

     5.5. Уровень преобразования

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы.
  3. Приложение
 
 

Введение

     Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

В самом  общем смысле "инновация" (от латинского "innovatio" – нововведение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению  нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Согласно данному определению, характеризовать то или иное нововведение как "инновацию в школьном образовании" можно в том случае, когда новые элементы привносятся в школу осмысленно и позволяют качественно менять образовательную ситуацию в школе в целом.

Можно считать, что инновационные процессы в современном образовании являются результатом развития новой образовательной  парадигмы, которая выражает глобализационные процессы современного мира, в котором локальные социальные области все больше начинают интегрироваться в глобальное социокультурное пространство человеческой цивилизации. Очаги нового в пространстве современного образования выступают фактором развития глобальной образовательной системы, в которой ее подсистемы все более начинают открываться навстречу друг другу. Инновационные процессы, таким образом, становятся характерной особенностью развития образовательных систем.

Важным  условием инновационного процесса и  объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество. Поэтому, на наш взгляд, основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет творческая инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает наивысшую степень педагогического творчества. При этом, субъектом, носителем инновационного процесса является, в первую очередь, педагог-новатор.

В широком  понимании к педагогам-новаторам  принадлежат все педагоги, которые  работают творчески, стремятся к  обновлению своих дидактичных и  воспитательных средств.

В узком  понимании педагогом-новатором считают  автора новой педагогической системы, то есть совокупность взаимоувязанных идей и образовательных технологий.

Творческой  инновационной деятельностью занимаются многие творческие педагоги, среди  которых условно можно выделить три группы: педагоги-изобретатели (они приходят к новому в результате собственных поисков); педагоги-модернизаторы (они совершенствуют и по новому используют элементы созданных систем в целях получения позитивного результата); педагоги-мастера (они быстро воспринимают и в совершенстве используют как традиционные, так и новые образовательные подходы и методы).

Деятельность  педагогов, которые принадлежат  к этим категориям, образует инновационный  педагогический поток, который обогащает  практику новыми идеями, новым содержанием  и новыми технологиями.

Таким образом, инновационные процессы в  образовании есть проявление развития новой образовательной парадигмы, характеризующейся развитием творческого, новаторского подхода к организации  учебно-воспитательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и  сущность инновационного процесса в образовании

  В конце 50-х  годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические  издания, посвященные нововведениям  в области образования (например, «Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.).

  В нашей стране происходили те же самые  процессы, однако назывались они иначе. Речь шла об избирательном внедрении, распространении педагогического  опыта, готовности и возможности перенять его практическими работниками, новизне предлагаемых новшеств и способах их оценки.

  Как правило, инновации возникают в  результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

  В основе инновационных образовательных  процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

  • проблема изучения педагогического опыта;
  • проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.

  Результатом инновационных процессов в образовании  является использование новшеств, как  теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

  • объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
  • субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.   Инновационная направленность  педагогической деятельности

3.1 Сущность инновационной направленности педагогической деятельности

     Чаще  всего это понятие трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационного процесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов, эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные условия для создания и распространения инноваций. И пока речь идет о коллективной деятельности в рамках инновационного процесса, подобное определение вполне оправданно. Но как только мы спускаемся на уровень отдельно взятого субъекта — требуется иной подход, а именно как деятельность отдельно взятого субъекта инновационного процесса. И в данном случае объектом инновационной деятельности являются другие виды деятельности, которые формировались в предшествующий период и приобрели к настоящему времени репродуктивный характер, а ее приемы, способы или средства для данного сообщества людей стали носить рутинный характер.

     Что же стимулирует инновационную направленность педагогической деятельности?

     Ответ на этот вопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования, той обновленной образовательной политикой, которая заявлена в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политики заключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывном изменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов; изменении характера отношений учителей к самому факту освоения педагогических новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную практическую работу с учениками. В школьной практике чаще всего встречаются такие пути обновления школы, как:

  • развитие своего собственного опыта;
  • заимствование опыта, созданного другими;
  • освоение научных разработок;
  • метод проб и ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном);
  • собственно эксперимент.
    1. Этапы инновационной деятельности

     От  момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях  решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.

     Характер  применения новшества в различных условиях зависит от квалификации учителей, уровня обученности и воспитанности школьников, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.

     Следует отметить, что сами по себе инновации  важны в тех случаях, когда  традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.  
 
 

Информация о работе Инновационные процессы в современной школе