Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:00, реферат
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.
Введение
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
Инновационная направленность педагогической деятельности
3.1. Сущность инновационной направленности педагогической деятельности
3.2. Этапы инновационной деятельности
Классификация инноваций
4.1. Технологические инновации
4.2. Методические инновации
4.3. Организационные нововведения
4.4. Управленческие нововведения
4.5. Экономические инновации
4.6. Социальные нововведения
4.7. Юридические инновации
Характеристики и критерии оценки инноваций
5.1.Теоретические инновации
5.2. Практические инновации
5.3. Уровень конкретизации
5.4.. Уровень дополнения
5.5. Уровень преобразования
Заключение
Список используемой литературы.
Приложение
Костанайский Государственный Педагогический Институт
филологический факультет
кафедра
романо– германских языков
Реферат
По педагогике
На тему: «Инновационные
процессы в современной школе».
Выполнила: Айтпаева С. - ФФ, 21-НРК
Проверила:
Ткаченко А.А.
г.Костанай
2011г.
План:
3.1. Сущность
инновационной направленности
3.2. Этапы инновационной деятельности
4.1. Технологические инновации
4.2. Методические инновации
4.3. Организационные нововведения
4.4. Управленческие нововведения
4.5. Экономические инновации
4.6. Социальные нововведения
4.7. Юридические инновации
5.1.Теоретические инновации
5.2. Практические инновации
5.3. Уровень конкретизации
5.4.. Уровень дополнения
5.5. Уровень преобразования
Введение
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.
В самом
общем смысле "инновация" (от латинского
"innovatio" – нововведение, изменение,
обновление) связывается, прежде всего,
с деятельностью по созданию, освоению,
использованию и
Можно
считать, что инновационные процессы
в современном образовании
Важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество. Поэтому, на наш взгляд, основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет творческая инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает наивысшую степень педагогического творчества. При этом, субъектом, носителем инновационного процесса является, в первую очередь, педагог-новатор.
В широком
понимании к педагогам-
В узком
понимании педагогом-новатором
Творческой
инновационной деятельностью
Деятельность педагогов, которые принадлежат к этим категориям, образует инновационный педагогический поток, который обогащает практику новыми идеями, новым содержанием и новыми технологиями.
Таким
образом, инновационные процессы в
образовании есть проявление развития
новой образовательной
В конце 50-х
годов в Германии, США и других
странах стали создаваться
В
нашей стране происходили те же самые
процессы, однако назывались они иначе.
Речь шла об избирательном внедрении,
распространении
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:
Результатом
инновационных процессов в
3.1 Сущность инновационной направленности педагогической деятельности
Чаще всего это понятие трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационного процесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов, эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные условия для создания и распространения инноваций. И пока речь идет о коллективной деятельности в рамках инновационного процесса, подобное определение вполне оправданно. Но как только мы спускаемся на уровень отдельно взятого субъекта — требуется иной подход, а именно как деятельность отдельно взятого субъекта инновационного процесса. И в данном случае объектом инновационной деятельности являются другие виды деятельности, которые формировались в предшествующий период и приобрели к настоящему времени репродуктивный характер, а ее приемы, способы или средства для данного сообщества людей стали носить рутинный характер.
Что
же стимулирует инновационную
Ответ на этот вопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования, той обновленной образовательной политикой, которая заявлена в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политики заключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывном изменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов; изменении характера отношений учителей к самому факту освоения педагогических новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную практическую работу с учениками. В школьной практике чаще всего встречаются такие пути обновления школы, как:
От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.
Характер применения новшества в различных условиях зависит от квалификации учителей, уровня обученности и воспитанности школьников, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.
Следует
отметить, что сами по себе инновации
важны в тех случаях, когда
традиционные способы решения проблемы
не дают положительного эффекта вне
зависимости от квалификации учителей.
Проверенный опыт, дающий постоянные положительные
результаты, надо сохранять, а не заменять
на новый только потому, что он был ранее
известен.
Информация о работе Инновационные процессы в современной школе