Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:32, курс лекций
Постмодерн и «постмодерность» в России.
Историческая фантастика: особенности жанра.
«Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
В.В. Набоков и современная русская литература.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым»: кинопоэтика и карнавальность.
Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
«Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.
Андрей Битов.
Из будущего отправляется человек для того, чтобы он помешал дуэли Пушкина и Дантеса.
14 декабря 1825 – восстание декабристов. Пушкин в этот день поехал на сенатскую площадь, но ему дорогу перебежал заяц, поэтому Пушкин вернулся назад.
А что было бы, если бы заяц не перебежал дорогу?
Пушкин попал бы ссылку, в Сибирь и был бы реабилитирован в 1856 году. Это вопрос о сослагательном наклонении. Пушкина тоже интересовал этот вопрос. Его заметка о графе Нулине. Пушкин, пародируя «Лукрецию» Шекспира говорит о сослагательном наклонении.
Александр Жолковский.
НРЗБ (неразборчиво)
Главный герой – профессор З (Z, по-английски Жолковский начинается на Z) собирает сведения о своем брате Игоре, который был диссидентом.
Игорь принимал афродизи – средство от импотенции, но оно странно на него подействовало. Он начал бредить Пушкиным.
Игорь открыл новое применение таблеток: 3, 7, 11 (тройка, семерка, туз – из «Пиковой дамы»).
Афродизи=Африка+дизи(
В измененном состоянии сознания Игорь совершил путешествие в будущее. Там он стал свидетелем воскрешения Пушкина. Все люди занимаются общим делом.
Руководитель Политбюро Н.Н.Федоров в свое время говорил, что всем нужно бросить все силы на воскрешение умерших – на общее дело.
«Интегральная программа __________(не могу понять, что за слово написано в тетради!) АС»
АС – Александр Сергеевич. АС – автоматизированная система.
Цель воскрешения Пушкина: он должен написать новое стихотворение. Он должен стать новым божественным глаголом (стихотворение Пушкина «Поэт»).
Претекст. Борхес «4 цикла»: «вся история может быть сведена к 4 циклам.
1 история – Гомер «Илиада» (Елена Прекрасная – жена Менелая, её похищает Парис, начинается война).
Фантазии Игоря: всё сорвалось из-за пустяка – похитили жену нефтяного магната Эллину Менелайзес. В результате Пушкин погибает во второй раз снова из-за женщины.
Взрывается Пушка АС (Пушкина А.С.), от взрыва погибают многие люди.
Христианский претекст.
После взрыва на простыне отпечатались африканские черты лица. Черты лица Иисуса были запечатлены в момент воскрешения.
Булгаков. Мастер и Маргарита
Всё сгорело, уцелели только рукописи. «Рукописи не горят у Булгакова».
Профессору З открылся отрывок 1937 года, в котором слово «младость» превратилось в НРЗБ.
3 писателя пытаются тем или иным образом вернуть Пушкина:
Попытки оказались безуспешными. Русские писатели – постмодернисты отказывают в праве на другое прошлое.
Тема Пушкина есть в следующих произведениях:
4. В.В. Набоков и современная русская литература
Одной из авторитетных традиций для русской прозы рубежа XX— XXI веков остается традиция В.В. Набокова, а сам писатель приобретает статус знаковой фигуры в современной русской литературе. Основные образы и мотивы, которые являются общими для Набокова и современных писателей: зеркало, память, мнимость/подлинность, «детский рай», судьба эмигранта, псевдоним, двоемирие и т. д Более полутора десятка тем воспринимаются отечественными постмодернистами в качестве «набоковских»: театрализованная смерть, бабочка, нимфетка, инцест, шахматы, велосипед, открытие ужасной тайны мира, тело как одежда души, самоубийственное возвращение на Родину, превосходство искусства, воображения, памяти над реальностью и др.
Аксенов: герой Игнатьев Игнатьев как у Набокова Гумберт Губмерт. Прототип Игнатьева Игнатьева – Падук из романа Набокова «под знаком незаконно рожденного». Игнатьев – от лат. «игнатус» - неродившийся. Набоков и Аксенов выдумывают страны, и даже отдельный язык, который получается путем гибридизации (у Набокова это русско-немецкий, а у Аксенова – «яки» - русский+английский+татарский). Аксенов переосмысляет Набоковские романы («Остров Крым» - гибрид двух набоковских сюжетов): утопическое начало из «Ада» и самоубийственное возвращение домой (Крыма в СССР) из «Подвига». К «Подвигу» отсылает и тема нелегального перехода границы. Ориентация на кинематограф также взята у Набокова («Камера Абскура»). Полемика с Набоковым – у Набокова зло призрачно, а у Аксенова зло сгущается, оно реально, но не тотально и не всесильно.
Акунин: Критики указывают на шахматный (набоковский) подтекст романа «Турецкий гамбит», но констатируют, что Акунин еще «не до конца проникся всеми драгоценными сверхидеями Набокова». Для Акунина продуктивной оказывается «детективная» составляющая прозы Набокова: тема игры (шахматы), тема патологически одержимых одной идеей «гениальных» людей, сюжеты с чередой мнимых развязок. Набоков.
Защита Лужина. Лужин заканчивает свою жизнь самоубийством. Анвар выдает за самоубийство смерть турецкого султана. Анвар акунина – Турати Набокова. Фандорин и царь Алесандр – аналоги Александра Лужина. Анвар и Лужин путают с шахматами жизнь, различие в том, что Анвар сам манипулирует, а Лужиным манипулируют другие.
Рассказ «Пассажир». У Набокова «критик» в рассказе говорит писателю: «Я знаю вашу манеру….Если бы вы писали детективный рассказ, то вы бы сделали злодеем того, кого с самого начала подозревают все». Детективный сюжет Турецкого гамбита строится именно таким образо: Шарля начинают подозревать все уже в 5 главе.
Пелевин: роман «Священная книга оборотня» начинается с предисловия – комментария эксперта. Но это как у Набокова в «Лолите» – не предисловие, а на самом деле послесловие. Эпиграф к книге – стихотворение Гумберта Гумберта из «Лолиты» Набокова. Пелевин цитирует рассказ Набокова «Ультима Фулле» - герою внезапно открылась истина, но она была настолько ужасна, что он утратил интерес к жизни, а другие люди вообще были не в состоянии вынести эту истину.
Владимир Набоков. Лолита.
Набоков: Твой волшебный ковер какой марки?
Кагуар ли кремовый в моде днесь?
Ты в каком запаркована парке?
Волшебный ковер у Набокова, волшебный велосипед у Пелевина. У Пелевина Битцевский парк, у Набокова «Ты в каком запаркована парке?».
Толстая: Соня.
Набоков «Королек».
Романтовский – романтик по своим ощущениям. Соня «была романтична и по-своему возвышенна».
У Набокова главный герой - «королек», у Толстой Соня -белый эмалевый голубок.
Романтовского убивают 2 соседа, которые являются братьями и состоят в гитлеровской партии.
Над Соней издеваются брат и сестра с говорящим отчество «Адольфовны».
Набоков. «Приглашение на казнь».
Цинцинат раздевается: снял халат, тапочки, ключицы, руки, т.о. тело – это одежда. У Сони тело – одежда для души.
«Ну, грудь, ноги -- это не одежда... Тоже одежда, милая моя, это тоже считается как одежда!»
К фамилии Набоков отсылает фраза Толстой «Обувь набок снашивала».
Набоков «Ада».
Поздний роман Набокова, написан на английском языке. У Набокова Ада – идеальная возлюбленная. В рассказе Толстой Ада оказывается человеком с сердцем, с душой.
Толстая. «На золотом крыльце сидели».
1-е предложение: «Вначале был сад…», параллель с евангелие («вначале было слово»), Детство было это райским садом. Набоков вспоминает детство как рай. Географически «рай» Набокова и место где провела детство Татьяна очень близко. У Толстой- дача под Ленинградом, у Набокова- усадьба под Петербургом.
Толстая. Петерс.
Петерсу
кажется, что у него несчастливая
судьба. Чтобы сбить с толку судьбу,
он кликнул такси. Ряд текстов («Пьеса
судьбы» Блока, «Пиковая дама» Пушкина,
«Защита Лужина» Набокова) посвящены борьбе
с судьбой.
5. Роман Аксенова «Остров Крым» - кинопоэтика и карнавальность.
Публикуется в журнале «Юность». Числится в «молодежной прозе» («исповедальной прозе»).
Ранние вещи А. отличаются оптимизмом и утопизмом, что было характерно для 60-х – послесталинисткий период.
После истории с альмонахом «Метрополь», А. стал эмигрантом.
Р-н
«О.К.» - 1-е постмодернистское
1979г. – написал роман (создавался он три года)
1981г. – роман опубликовали на Западе
Исследователи:
- Липовецкий «В романе «О.К.» проявляется характерная для постмодернизма критика утопизма».
- Смирнов
«Смерть неисторического
Р-н «О.К.» - историческая фантастика, в этом р-не тема исчезновения неисторического прошлого повернута политически».
Сама идея альтернативной истории была высказана еще Борхесом в рассказе «Сад расходящихся тропок» (Пелевин «Сад расходящихся Петек»)
Филип Дик в 1962 г. опубликовал роман «Человек в высоком замке». Роман создает альтернативное прошлое – радикальная новация Дика.
Историческая фантастика рождается вследствие недоверия к истории как к науке, к верности исторического дискурса.
Набоков в 1969 г. «Ада» - свободной от диктата большевиков осталась территория Амероссия.
Идею Крыма, освобожденного от большевиков, А. перенимает у Набокова.
Главный герой – Андрей Арсеньевич Лучников. Имя и отчество героя позаимствовано у одного из знаменитых современников Аксенова – А.А.Тарковского – это подчеркивает проблематику, которая была важна для героя Тарковского и Аксенова – нравственность, вера в Бога.
Имя А.А. – знак кинокода, см. 2 стр. романа, там упоминается московский друг А.А. – Марлен Кузенков – параллель с кинорежиссером Марленом Хуцыевым ( «Застава Ильича»).
Ориентацию на кинематограф А. перенимает у Н. (роман «Камера Обскура») – главный герой входит в кинотеатр и незаметно для себя становится гроем жестокой мелодрамы. В романе А. жизнь и кино сильно пересекаются, и герои порой не могут отличить одно от другого – наличие кинокода – Лучникову предлагают снять фильм о воссоединении Крыма и СССР. Эпизод покушения на А. – «…вижу впервые, просто как в кино». «Наш остров стал большой киноплощадкой» - Андрей в финале романа в момент оккупации острова думает, что это грандиозные киносъемки. Н. «Под знаком незаконнорожденных» - главный герой сходит с ума, узнав, что его сын убит, также и Андрей теряет рассудок. «Это киносъемки, я уверен, что вы и сейчас меня снимаете».
В первом абзаце – сексуальный код – «…плейбойский пентхаус» (названия двух мужских журналов).
«Русский
курьер» перекликается с
Нагнетание антонимов – начало/конец создает впечатление амбивалентности (термин Бахтина). В романе также возникает слово «карнавал» («…, вечный карнавал Крыма») – все творчество А. можно охарактеризовать как «карнавал свободы».
Информация о работе Лекции по «Современные литературные процессы»