Лекции по «Современные литературные процессы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:32, курс лекций

Краткое описание

Постмодерн и «постмодерность» в России.
Историческая фантастика: особенности жанра.
«Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
В.В. Набоков и современная русская литература.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым»: кинопоэтика и карнавальность.
Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
«Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.

Файлы: 1 файл

Desyatov9.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Андрей  Битов.

  1. Рассказ «Фотография Пушкина».

Из будущего отправляется человек для того, чтобы он помешал дуэли Пушкина и Дантеса.

  1. «Вычитание зайцев»

14 декабря 1825 – восстание декабристов. Пушкин в этот день поехал на сенатскую площадь, но ему дорогу перебежал заяц, поэтому Пушкин вернулся назад.

А что было бы, если бы заяц не перебежал дорогу?

Пушкин попал  бы ссылку, в Сибирь и был бы реабилитирован в 1856 году. Это вопрос о сослагательном наклонении. Пушкина тоже интересовал  этот вопрос. Его заметка о графе  Нулине. Пушкин, пародируя «Лукрецию» Шекспира говорит о сослагательном наклонении.

Александр Жолковский.

   НРЗБ (неразборчиво)

   Главный герой – профессор З (Z, по-английски Жолковский начинается на Z) собирает сведения о своем брате Игоре, который был диссидентом.

   Игорь принимал афродизи – средство от импотенции, но оно странно на него подействовало. Он начал бредить Пушкиным.

   Игорь открыл новое применение таблеток: 3, 7, 11 (тройка, семерка, туз – из «Пиковой дамы»).

   Афродизи=Африка+дизи(головокружение).

   В измененном состоянии сознания Игорь совершил путешествие в будущее. Там он стал свидетелем воскрешения Пушкина. Все люди занимаются общим делом.

   Руководитель  Политбюро Н.Н.Федоров в свое время говорил, что всем нужно бросить все силы на воскрешение умерших – на общее дело.

   «Интегральная программа __________(не могу понять, что  за слово написано в тетради!) АС»

   АС  – Александр Сергеевич. АС – автоматизированная система.

   Цель  воскрешения Пушкина: он должен написать новое стихотворение. Он должен стать  новым божественным глаголом (стихотворение Пушкина «Поэт»).

   Претекст. Борхес «4 цикла»: «вся история может быть сведена к 4 циклам.

   1 история  – Гомер «Илиада» (Елена Прекрасная  – жена Менелая, её похищает  Парис, начинается война).

   Фантазии  Игоря: всё сорвалось из-за пустяка  – похитили жену нефтяного магната  Эллину Менелайзес. В результате Пушкин погибает во второй раз снова из-за женщины.

   Взрывается  Пушка АС (Пушкина А.С.), от  взрыва  погибают многие люди.

   Христианский  претекст.

   После взрыва на простыне отпечатались африканские черты лица. Черты лица Иисуса были запечатлены в момент воскрешения.

   Булгаков. Мастер и Маргарита

   Всё сгорело, уцелели только рукописи. «Рукописи  не горят у Булгакова».

   Профессору  З открылся отрывок 1937 года, в котором  слово «младость» превратилось в  НРЗБ.

   3 писателя  пытаются тем или иным образом  вернуть Пушкина:

    • Битов- -  человек из будущего, который предотвращает покушение.
    • Толстая – продляет жизнь.
    • Жолковский – воскрешает.

Попытки оказались безуспешными. Русские писатели – постмодернисты отказывают в праве на другое прошлое.

   Тема  Пушкина есть в следующих произведениях:

    • А. Бушков «АС секретная миссия». У него Пушкин – шпион, ему помогает американский спецназовец Эдгар По.
    • А.Битов «Пушкинский дом»: сиротливо без хозяина. Жизнь без солнца, первой любви, радуги, безо всего (Пушкин – наше всё!)
    • Тимур Кибиров пишет: «Там под духовностью пудовой затих навек вертлявый Пушкин, поник он головой садовой – ни моря, ни степей, ни кружки»
 

   4. В.В. Набоков и  современная русская  литература

   Одной из авторитетных традиций для русской прозы  рубежа XX— XXI веков  остается традиция В.В. Набокова, а сам писатель приобретает статус знаковой фигуры в современной русской литературе. Основные образы и мотивы, которые являются общими для Набокова и современных писателей: зеркало, память, мнимость/подлинность, «детский рай», судьба эмигранта, псевдоним, двоемирие и т. д Более полутора десятка тем воспринимаются отечественными постмодернистами в качестве «набоковских»: театрализованная смерть, бабочка, нимфетка, инцест, шахматы, велосипед, открытие ужасной тайны мира, тело как одежда души, самоубийственное возвращение на Родину, превосходство искусства, воображения, памяти над реальностью и др.

   Аксенов: герой Игнатьев Игнатьев как у Набокова Гумберт Губмерт. Прототип Игнатьева Игнатьева – Падук из романа Набокова «под знаком незаконно рожденного». Игнатьев – от лат. «игнатус» - неродившийся. Набоков и Аксенов выдумывают страны, и даже отдельный язык, который получается путем гибридизации (у Набокова это русско-немецкий, а у Аксенова – «яки» - русский+английский+татарский). Аксенов переосмысляет Набоковские романы («Остров Крым» - гибрид двух набоковских сюжетов): утопическое начало из «Ада» и самоубийственное возвращение домой (Крыма в СССР) из «Подвига». К «Подвигу» отсылает и тема нелегального перехода границы. Ориентация на кинематограф также взята у Набокова («Камера Абскура»). Полемика с Набоковым – у Набокова зло призрачно, а у Аксенова зло сгущается, оно реально, но не тотально и не всесильно.

   Акунин: Критики указывают на шахматный (набоковский) подтекст романа «Турецкий гамбит», но констатируют, что Акунин еще «не до конца проникся всеми драгоценными сверхидеями Набокова». Для Акунина продуктивной оказывается «детективная» составляющая прозы Набокова: тема игры (шахматы), тема патологически одержимых одной идеей «гениальных» людей, сюжеты с чередой мнимых развязок. Набоков.

   Защита  Лужина. Лужин заканчивает свою жизнь самоубийством. Анвар выдает за самоубийство смерть турецкого султана. Анвар акунина – Турати Набокова. Фандорин и царь Алесандр – аналоги Александра Лужина. Анвар и Лужин путают с шахматами жизнь, различие в том, что Анвар сам манипулирует, а Лужиным манипулируют  другие.

   Рассказ «Пассажир». У Набокова «критик» в рассказе говорит писателю: «Я знаю вашу манеру….Если бы вы писали детективный рассказ, то вы бы сделали злодеем того, кого с самого начала подозревают все». Детективный сюжет Турецкого гамбита строится именно таким образо: Шарля начинают подозревать все уже в 5 главе.

   Пелевин: роман «Священная книга оборотня» начинается с предисловия – комментария эксперта. Но это как у Набокова в «Лолите» – не предисловие, а на самом деле послесловие. Эпиграф к книге – стихотворение Гумберта Гумберта из «Лолиты» Набокова. Пелевин цитирует рассказ Набокова «Ультима Фулле» - герою внезапно открылась истина, но она была настолько ужасна, что он утратил интерес к жизни, а другие люди вообще были не в состоянии вынести эту истину.

   Владимир  Набоков. Лолита.

   Набоков: Твой волшебный ковер какой марки?

                    Кагуар ли кремовый  в моде днесь?

                    Ты в каком запаркована  парке?

   Волшебный ковер у Набокова, волшебный велосипед  у Пелевина. У Пелевина Битцевский парк, у Набокова «Ты в каком  запаркована парке?».

   Толстая: Соня.

     Набоков «Королек».

  1. Королек (жаргон) – фальшивомонетчик. Главный герой – фальшивомонетчик -  живет в Германии.
  2. Королек – птичка. Походка главного героя книги «Королек» Романтовского была, как у птички: «ступит и взлетит».

   Романтовский  – романтик по своим ощущениям.  Соня «была романтична и по-своему возвышенна».

   У Набокова главный герой - «королек», у Толстой Соня  -белый эмалевый голубок.

   Романтовского убивают 2 соседа, которые являются братьями и состоят в гитлеровской партии.

   Над Соней  издеваются брат и сестра с говорящим  отчество «Адольфовны».

   Набоков. «Приглашение на казнь».

   Цинцинат  раздевается: снял халат, тапочки, ключицы, руки, т.о. тело – это одежда. У Сони тело – одежда для души.

«Ну,  грудь, ноги  -- это  не одежда... Тоже одежда, милая  моя, это  тоже  считается  как  одежда!»

   К фамилии Набоков отсылает фраза Толстой «Обувь  набок снашивала».

   Набоков «Ада».

   Поздний роман Набокова, написан на английском языке. У Набокова Ада – идеальная  возлюбленная. В рассказе Толстой  Ада оказывается человеком с  сердцем, с душой.

   Толстая. «На золотом крыльце сидели».

  1-е  предложение: «Вначале  был сад…»,  параллель с евангелие («вначале было слово»), Детство было это райским садом. Набоков вспоминает детство как рай. Географически «рай» Набокова и место где провела детство Татьяна очень близко. У Толстой- дача под Ленинградом, у Набокова- усадьба под Петербургом.

  Толстая. Петерс.

  Петерсу кажется, что у него несчастливая судьба.  Чтобы сбить с толку судьбу, он кликнул такси. Ряд текстов («Пьеса судьбы» Блока, «Пиковая дама» Пушкина, «Защита Лужина» Набокова) посвящены борьбе с судьбой. 

   5. Роман  Аксенова «Остров Крым» - кинопоэтика и карнавальность.

   Публикуется в журнале «Юность». Числится в  «молодежной прозе» («исповедальной прозе»).

   Ранние  вещи А. отличаются оптимизмом и утопизмом, что  было характерно для 60-х  – послесталинисткий  период.

   После истории с альмонахом «Метрополь», А. стал эмигрантом.

   Р-н  «О.К.» - 1-е постмодернистское произведение в его творчестве , последнее написанное в СССР произведение.

   1979г. – написал роман (создавался он три года)

   1981г. – роман опубликовали на Западе

   Исследователи:

   - Липовецкий  «В романе «О.К.» проявляется характерная для постмодернизма критика утопизма».

   - Смирнов  «Смерть неисторического прошлого  – смыслообразующее начало самых  разных постмодернистских произведений.

   Р-н  «О.К.» - историческая фантастика, в этом р-не тема исчезновения неисторического прошлого повернута политически».

   Сама  идея альтернативной истории была высказана  еще Борхесом в рассказе «Сад расходящихся тропок» (Пелевин «Сад расходящихся Петек»)

   Филип Дик в 1962 г. опубликовал роман  «Человек в высоком замке». Роман  создает альтернативное прошлое – радикальная новация Дика.

   Историческая  фантастика рождается вследствие недоверия  к истории как к науке, к  верности исторического дискурса.

     Набоков в 1969 г.  «Ада» - свободной от диктата большевиков осталась территория Амероссия.

   Идею  Крыма, освобожденного от большевиков, А. перенимает у Набокова.

   Главный герой – Андрей Арсеньевич Лучников. Имя и отчество героя позаимствовано у одного из знаменитых современников Аксенова – А.А.Тарковского – это подчеркивает проблематику, которая была важна для героя Тарковского и Аксенова – нравственность, вера в Бога.

   Имя А.А. – знак кинокода, см. 2 стр. романа, там упоминается московский друг А.А. – Марлен Кузенков – параллель с кинорежиссером Марленом Хуцыевым ( «Застава Ильича»).

   Ориентацию  на кинематограф А. перенимает у Н. (роман «Камера Обскура») – главный герой входит в кинотеатр и незаметно для себя становится гроем жестокой мелодрамы. В романе А. жизнь и кино сильно пересекаются, и герои порой не могут отличить одно от другого – наличие кинокода – Лучникову предлагают снять фильм о воссоединении Крыма и СССР. Эпизод покушения на А. – «…вижу впервые, просто как в кино». «Наш остров стал большой киноплощадкой» - Андрей в финале романа в момент оккупации острова думает, что это грандиозные киносъемки. Н. «Под знаком незаконнорожденных» - главный герой сходит с ума, узнав, что его сын убит, также и Андрей теряет рассудок. «Это киносъемки, я уверен, что вы и сейчас меня снимаете».

   В первом абзаце –  сексуальный код – «…плейбойский пентхаус» (названия двух мужских журналов).

   «Русский  курьер» перекликается с названием  эротического журнала «Ходок».

   Нагнетание  антонимов – начало/конец создает впечатление амбивалентности (термин Бахтина). В романе также возникает слово «карнавал» («…, вечный карнавал Крыма») – все творчество А. можно охарактеризовать как «карнавал свободы».

Информация о работе Лекции по «Современные литературные процессы»