Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:32, курс лекций
Постмодерн и «постмодерность» в России.
Историческая фантастика: особенности жанра.
«Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
В.В. Набоков и современная русская литература.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым»: кинопоэтика и карнавальность.
Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
«Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.
1 глава «Приступ молодости» - амбивалентность в названии.
1 абзац (зависит от времени выхода книги) – подчеркивает условность повествования, обнажается прием. ( «Учебники истории врут! Крым во время Гражданской войны не был взят большевиками, а остался свободной и независимой территорией, имя которой Остров Крым. Эта фантастическая историческая гипотеза легла в основу…»).
Остров – это утопическое создание. В современно литературе, остров – это, зачастую, пространство старой дореволюционной стихии, т.к. революция – это потоп.
А.Блок - поэма «Двенадцать». Революция – вьюга.
А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» (Русский учёный-физик Пётр Петрович Гарин изобретает новый вид оружия и с его помощью захватывает необитаемый остров в Тихом океане).
Шолохов «Поднятая целина» (В станицу Гремячий Лог приезжает коммунист-25-тысячник Давыдов и начинает проводить коллективизацию. Главный враг коллективизации - есаул Половцев, не устает вредить колхозникам. Но в числе коммунистов есть и скрытый враг - Яков Лукич Островнов, который втерся в доверие к товарищам).
А. «О.К.» - нестандартная утопия, вымышленные города и горы Грина, О.К. как земля обетованная, это Запад на Юге, вечный праздник.
Эпштейн о российском западничестве: «Да и сама идея Запада, как целостного культурного образования, обретает вторичную реальность лишь в России. Это соединение русской призрачности, тоски и порыва в никуда с западными материальными возможностями… Такого Запада на западе нет, он есть только в России. Нет на свете цивилизации более пьянящей и порочной, прелестной и гибельной, чем архипелаг Запад на территории России».
Маяковский «Мистерия Буфф» - после земли обетованной.
О.К.
– земля обетованная
для белых.
6. Утопические и мессианские идеи в романе Аксенова «Остров Крым»
Аналогия с библейским сюжетом исхода работает в рассказе о поражении красной армии. (Евреи убежали от египтян – море расступилось для евреев, поглотив египтян) - «Дрались красные отчаянно, старались найти другие пути к крымским берегам, но Чонгар замерз только в горловине, западнее и восточнее была вода. Красноармейцы цеплялись за песчаные банки и гибли среди ледяного месива тысячами и тысячами».
Красные наступают, белые – наоборот. Чудо – впервые за сто лет пролив замерз – красная армия идет по льду, белые теряют надежду, Д.Бэйли – английский лейтенант открыл огонь по красным, лед проломился, красные утонули, а остров Крым остался свободным от большевиков. – А. ссылается на сюжет повести Булгакова «Роковые яйца» - мороз спас людей от доисторических чудовищ. – Отсыл к истории – сражение на Чудском озере.
Отец главного героя сравнивается с Моисеем: «Этот тип похож на пастыря всего этого рода». Тогда сын Лучникова – антимоисей – Моисей наоборот – инициатор воссоединения О.К. с советской Россией.
Реальный геополитический прообраз О.К. – китайский остров Тайвань. Андрей Лучников ведет О.К. к воссоединению с союзом. Его пытаются убить. (А.Л. правым радикалам: «Вы охотились за Милюковым, убили Набокова старшего»). Л. напоминает отца писателя (Л. – политик и лидер влиятельной общественной силы «Союз Общей Судьбы») и самого писателя (занимается автогонками почти профессионально).
Покушение на Лучгикова было подготовлено Игнатьевым-Игнатьевым. Его литературный прообраз – Падук (антигерой набоковского романа «Под знаком незаконнорожденных»). Падук – одноклассник главного героя, уродлив также как И.-И., по своим политическим взглядам комунно-фашист, он гоомсексуалист также как И.-И.
«И.-И. икая и дрожа разразился своим комплексом неполноценности…»
А. как и Н. изображает вымышленное государство, страну. Оба выдумывают особенный язык, на котором говорят жители – путем гибридизации нескольких известных языков.
В романе Н. помесь русского и немецкого, у А. – язык яки- гибрид русского, английского, татарского.
Антиутопия Н. – роман А. «О.К.»
Хронологически совпадают два события - установление тоталитарного режима совпадают со смертью любимой главного героя.
И.-И. – удвоенность фамилии заставляет задуматься о ее семантике. «Игнатус» с латинского – «неродившийся».
Т.о. проводится параллель с названием романа Н. – И. «Под знаком незаконнорожденных» - он не родился творчески, нравственно, как человек. Он и сам рождать не способен, а способен убивать - в конце романа убивает возлюбленную А. – Кристину Паролей, сжигая ее заживо. Значимо и имя героини – Кристина. Она как Христос становится жертвой, принимая мученскую смерть, ее прообраз Христина Орлецова из романа «Доктор Живаго», которая была повешена фашистами. Убийство Кристины происходит в последней главе романа, не менее символична смерть советского либерала Марлена Кузенкова (13 гл.) – во время морской бури он погиб. Морская буря – символ, предвестие приближающегося тотального потопа – воссоединения О.К. с СССР.
А.
активно использует
советскую символику,
символику революционно-
Фамилия же главного героя позволяет автору обыграть сокращенный ее вариант, его называют Лучом – луч светав темном царстве.
Жену Кузенкова зовут вера Павловна (параллель с произведением «Что делать?» Чернышевского – сон веры Павловны).
Р-н Ч. был с подзаголовком: «Из жизни новых людей». Марлен и его жена – тоже новые люди, но уже в другом смысле: новые люди по отношению к советским идеалам – они либералы.
Также А. переосмысливает некоторые произведения Н. – контраст с первоисточником:
Н. «Ада» - утопия почти лишенная драматизма/ «О.К.» - тоже утопия, однако с трагическим финалом.
А. гибридизирует 2 набоковских сюжета: из «Ады» - 1й сюжет, 2й сюжет – р-н «Подвиг», сюжет самоубийств и возвращения (присоединение О.К. к СССР – «самоубийственное возвращение»). К «Подвигу» относится тема нелепого пересечения границы - Антон Лучников, сын Андрея, пересекает границу.
Однако, А. все таки и полемизирует с Н. – зло, которое олицетворяется в романе Н. Падуком – призрачно, у А. – наоборот, карикатурный, призрачный И.-И. огустевает, становится явным и совершает убийство. У А. зло реально, но не тотально и не всемогуще.
Название последней главы неоднозначно – «Весна» - издевательский смысл изначальон бросается в глаза – белогвардейцы-врэвакуанты ждут весеннего похода и реванша – оккупация острова, которому дается официальное название военно спортивный праздник «Весна».
Композиционное кольцо – название последней главы звучит также амбивалентно, как название первой. На новую весеннюю оттепель надеется А.
К такому выводу нас подводят несколько деталей:
- описание
авианосца («Вдруг авианосец
- двое
советских летчиков Комаров и
Макаров получили задание
В день воссоединения острова с СССР погибает отец Андрея Лучникова, и у Антона Лучникова рождается сын, которого назовут в честь деда Арсения. Рожденный ребенок символизирует рождение нового государства.
Сексуальный код романа: советская Россия – гигантская женственная плоть, а О.К. мужское начало.
Эпизод
со стрелками на часах полковника
госбезопастности Сергеева («Вдруг что-то
случилось с современным
В последней главе важны религиозные мотивы – с главным героем мы расстаемся у храма Св. Владимира:
- по А. – это значит, что советской Неоруси предстоит новое крещение там, где оно тысячу лет назад начиналось. Имя главного героя - Андрей в этом контексте : Апостол Андрей – проповедник среди скифов, будто бы доходивший до Киева, Андрей Рублев, о котором А. Тарковский снял свой фильм. Андрей Лучников – новый креститель, который готов принести себя в жертву, стать новым мессией.
Мессианизм:
- христианский,
православный (М. Кузенков говорит
А.: «Ты хочешь только себя
- мессианизм российской интеллигенции ( Л. распространялся о своем комплексе вины перед замороченным народом);
- коммунистический
(Л.: «…выбор общей судьбы
Поэтику А. называют поэтикой конвергенции двух систем – советской и западной (Жолковский) – сочетание российского благородства с западным консюмеризмом (потреблением).
1990 г.
Журнал «Юность» публикует
1991 г. распад СССР.
Буржуазная утопия А. соблазнила многих его читателей.
В заключении, о постмодернисткой принадлежности романа:
- Лучников – супермен;
- у него есть враг;
- в
романе масса сюжетных
«Соня» - рассказ-портрет, написан он был в 1984 году. Назван по имени главной героини.
О главной героине мы практически ничего не знаем. Авто говорит: «Ясно одно - Соня была дура». Но на самом ли деле Соня дура? Нет, её считают такой, потому что она бескорыстно помогает людям, к ней в этом случае относятся негативно или в лучшем случае снисходительно. Можно провести аналогию с главной героиней рассказа Солженицина «Матренин двор».
Формулировке «Соня была дура» противоречит и имя главной героини: София – «мудрая».
Соня наивна, простодушна, об этом свидетельствует следующий эпизод:
"Я вас видела в филармонии с какой-то красивой дамой: интересно, кто это?" - спрашивала Соня у растерянного мужа, перегнувшись через его помертвевшую жену.
Время действия - предвоенная пора. События рассказа происходят в 1933 году. В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Символично то, что Соня в конце рассказа погибает в результате взрыва, от фашистов, кроме того, символичными являются отчества еще двух героев – Ады Адольфовны и Льва Адольфовича. Они после того, как Соня поставила в неловкое положение Аду, решили её проучить и выдумали тайного воздыхателя Николая. Он женат, имеет трех детей, поэтому встречаться с Соней не может, в результате разыгрывается эпистолярный роман, роман по почте.
«Пусть он видел ее, допустим, в филармонии» - напоминает биографию Андрея Белого, который увидел Маргариту Морозову (жену богатого купца) в филармонии и долгое время писал ей письма. Позже он рассказал о своей первой любви в поэме «Первое свидание». У Соловьева – «Три свидания» (между ним и Софией).
На Андрея Белого намекает и прозвище еще одного заговорщика «Котик»
(Они собрались большой компанией -- Ада, Лев, еще Валериан, Сережа, кажется, и Котик, и кто-то еще -- и разработали уморительный план).
так как А.Белый – автор романа «Котик Летаев».
Валерий Брюсов «Огненный ангел». Отражением любовного треугольника из жизни: Андрей Белый ("граф Генрих") - Нина Петровская ("Рената") - и сам Брюсов – Рупрехт.
Валериан – отсыл Валерию Брюсову. Валериан от лица Николая пишет стихи Соне, ему приходится попотеть.
Там были просто перлы, кто понимает, -- Николай сравнивал Соню с лилией, лианой и газелью, себя -- с соловьем и джейраном, причем одновременно.
Информация о работе Лекции по «Современные литературные процессы»