Лекции по «Современные литературные процессы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:32, курс лекций

Краткое описание

Постмодерн и «постмодерность» в России.
Историческая фантастика: особенности жанра.
«Сделаем Пушкина!»: по страница произведений А.Битова, А.Жолковского, Т.Толстой.
В.В. Набоков и современная русская литература.
Роман Василия Аксенова «Остров Крым»: кинопоэтика и карнавальность.
Утопические и мессианские идеи в романе В.Аксенова «Остров Крым»
Особенности творческой манеры Татьяны Толстой (на материале рассказов «На золотом крыльце сидели», «Петрс»)
12. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.
«Священная книга оборотня» Виктора Пелевина: тема метаморфозы и претексты (фольклор, Гете, Ницше, гоголь, Булгаков, Стивенсон, Набоков, Кэмерон).
Концептуализм и новая сентиментальность Тимура Кибирова.
Анализ двух стихотворений Иосифа Бродского.

Файлы: 1 файл

Desyatov9.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

   1 глава «Приступ молодости» - амбивалентность в названии.

   1 абзац (зависит от времени выхода книги) – подчеркивает условность повествования, обнажается прием. ( «Учебники истории врут! Крым во время Гражданской войны не был взят большевиками, а остался свободной и независимой территорией, имя которой Остров Крым. Эта фантастическая историческая гипотеза легла в основу…»).

   Остров  – это утопическое создание. В современно литературе, остров – это, зачастую, пространство старой дореволюционной стихии, т.к. революция – это потоп.

   А.Блок  - поэма «Двенадцать». Революция  – вьюга.

   А.Н. Толстой  «Гиперболоид инженера Гарина» (Русский учёный-физик Пётр Петрович Гарин изобретает новый вид оружия и с его помощью захватывает необитаемый остров в Тихом океане).

   Шолохов «Поднятая целина» (В станицу Гремячий Лог приезжает коммунист-25-тысячник Давыдов и начинает проводить коллективизацию. Главный враг коллективизации - есаул Половцев, не устает вредить колхозникам. Но в числе коммунистов есть и скрытый враг - Яков Лукич Островнов, который втерся в доверие к товарищам). 

   А. «О.К.»  - нестандартная утопия, вымышленные города и горы Грина, О.К. как земля обетованная, это Запад на Юге, вечный праздник.

   Эпштейн о российском западничестве: «Да и  сама идея  Запада, как целостного культурного образования, обретает вторичную реальность лишь в России.  Это соединение русской призрачности, тоски и порыва в никуда с западными материальными возможностями… Такого Запада на западе нет, он есть только в России. Нет на свете  цивилизации более пьянящей и порочной, прелестной и гибельной, чем архипелаг Запад на территории России». 

   Маяковский  «Мистерия Буфф» - после земли обетованной.

   О.К. – земля обетованная  для белых. 

   6. Утопические и  мессианские идеи  в романе Аксенова  «Остров Крым»

   Аналогия  с библейским сюжетом исхода работает в рассказе о поражении красной  армии. (Евреи убежали от египтян  – море расступилось для евреев, поглотив египтян)  - «Дрались красные  отчаянно, старались найти другие пути к крымским берегам, но Чонгар замерз только в горловине, западнее и восточнее была вода. Красноармейцы цеплялись за песчаные банки и гибли среди ледяного месива тысячами и тысячами».

   Красные наступают, белые – наоборот. Чудо – впервые за сто лет пролив замерз – красная армия идет по льду, белые теряют надежду, Д.Бэйли – английский лейтенант открыл огонь по красным, лед проломился, красные утонули, а остров Крым остался свободным от большевиков. – А. ссылается на сюжет повести Булгакова «Роковые яйца» - мороз спас людей от доисторических чудовищ. – Отсыл к истории – сражение на Чудском озере.

   Отец  главного героя сравнивается с Моисеем: «Этот тип похож на пастыря всего этого рода». Тогда сын Лучникова – антимоисей – Моисей наоборот – инициатор воссоединения О.К. с советской Россией.

   Реальный  геополитический  прообраз О.К. – китайский  остров Тайвань. Андрей Лучников ведет О.К. к воссоединению с союзом. Его пытаются убить. (А.Л. правым радикалам: «Вы охотились за Милюковым, убили Набокова старшего»). Л. напоминает отца писателя (Л. – политик и лидер влиятельной общественной силы «Союз Общей Судьбы») и самого писателя (занимается автогонками почти профессионально).

   Покушение на Лучгикова было подготовлено Игнатьевым-Игнатьевым. Его литературный прообраз – Падук (антигерой набоковского романа «Под знаком незаконнорожденных»). Падук – одноклассник главного героя, уродлив также как И.-И., по своим политическим взглядам комунно-фашист, он гоомсексуалист также как И.-И.

   «И.-И. икая и дрожа разразился своим комплексом неполноценности…»

   А. как  и Н. изображает вымышленное государство, страну. Оба выдумывают особенный  язык, на котором говорят жители – путем гибридизации нескольких известных языков.

   В романе Н. помесь русского и немецкого, у  А. – язык яки- гибрид русского, английского, татарского.

   Антиутопия  Н. – роман А. «О.К.»

   Хронологически  совпадают два  события  - установление тоталитарного режима совпадают со смертью  любимой главного героя.

   И.-И. –  удвоенность фамилии заставляет задуматься о ее семантике. «Игнатус» с латинского – «неродившийся».

   Т.о. проводится параллель с названием романа Н.  – И. «Под знаком незаконнорожденных» - он не родился творчески, нравственно, как человек. Он и сам рождать  не способен, а способен убивать  - в конце романа убивает возлюбленную А. – Кристину Паролей, сжигая ее заживо. Значимо и имя героини – Кристина. Она как Христос становится жертвой, принимая мученскую смерть, ее прообраз Христина Орлецова из романа «Доктор Живаго», которая была повешена фашистами. Убийство Кристины происходит в последней главе романа, не менее символична смерть советского либерала Марлена Кузенкова (13 гл.) – во время морской бури он погиб. Морская буря – символ, предвестие приближающегося тотального потопа – воссоединения О.К. с СССР.

   А. активно использует советскую символику, символику революционно-демократической  культуры, меняя их оценки:  «+» на «-». – символы  потопа и острова. Утопическую солярную символику А. тоже выворачивает наизнанку. В утопической  традиции солнце –  символ нового утопического мира. У А. же солнечен О.К. – в советской Москве идут дожди.

   Фамилия же главного героя позволяет автору обыграть сокращенный ее вариант, его  называют Лучом – луч светав темном царстве.

   Жену  Кузенкова зовут вера Павловна (параллель  с произведением «Что делать?» Чернышевского – сон веры Павловны).

   Р-н  Ч. был с подзаголовком: «Из жизни  новых людей». Марлен и его жена – тоже новые люди, но уже в  другом смысле: новые люди по отношению  к советским идеалам – они  либералы.

   Также А. переосмысливает некоторые произведения Н. – контраст с первоисточником:

   Н. «Ада» - утопия почти лишенная драматизма/ «О.К.» - тоже утопия, однако с трагическим финалом.

   А. гибридизирует 2 набоковских  сюжета: из «Ады» - 1й сюжет, 2й сюжет – р-н «Подвиг», сюжет самоубийств и возвращения (присоединение О.К. к СССР – «самоубийственное возвращение»). К «Подвигу» относится тема нелепого пересечения границы  - Антон Лучников, сын Андрея, пересекает границу.

   Однако, А.  все таки и  полемизирует с Н. – зло, которое олицетворяется в романе Н. Падуком – призрачно, у А. – наоборот, карикатурный, призрачный И.-И. огустевает, становится явным и совершает убийство. У А. зло реально, но не тотально и не всемогуще.

   Название  последней главы неоднозначно –  «Весна» - издевательский смысл изначальон бросается в глаза – белогвардейцы-врэвакуанты ждут весеннего похода и реванша – оккупация острова, которому дается официальное название военно спортивный праздник «Весна».

   Композиционное  кольцо – название последней главы звучит также амбивалентно, как название первой. На новую весеннюю оттепель надеется А.

   К такому выводу нас  подводят несколько  деталей:

   - описание  авианосца («Вдруг авианосец сказал  огромным скучным голосом:- Отрядам  Попова и Ерофеева построиться на третьей палубе для встречи с представителями местного населения»). Друзья А., которые остались в советской России. Он тем самым дает понять, что такие люди, как П. и Е., тоже советские люди, не все так однозначно. Рональд Рейган: «СССР – империя зла».

   - двое  советских летчиков Комаров и  Макаров получили задание уничтожить  плот, на котором находились беглецы:  Антон Лучников, его жена, ребенок  и проводник.  Фамилии советских  военных созвучны – это говорит  о взаимозаменяемости людей. 

   В день воссоединения острова с СССР погибает отец Андрея Лучникова, и у Антона Лучникова рождается сын, которого назовут в честь деда Арсения. Рожденный ребенок символизирует рождение нового государства.

         Сексуальный код романа: советская Россия – гигантская женственная плоть, а О.К. мужское начало.

   Эпизод  со стрелками на часах полковника госбезопастности Сергеева («Вдруг что-то случилось с современным механизмом: стрелки, секундная, минутная и часовая, закрутились с невероятной скоростью»).  – Лозунг Маяковского: «Время вперед!». Вперед по А. означает не «вперед к коммунизму», а к демократизации общества.

   В последней главе  важны религиозные  мотивы – с главным героем мы расстаемся у храма Св. Владимира:

   - по  А. – это значит, что советской  Неоруси предстоит новое крещение там, где оно тысячу лет назад начиналось. Имя главного героя - Андрей в этом контексте : Апостол Андрей – проповедник среди скифов, будто бы доходивший до Киева, Андрей Рублев, о котором А. Тарковский снял свой фильм. Андрей Лучников – новый креститель, который готов принести себя в жертву, стать новым мессией.

   Мессианизм:

    - христианский, православный (М. Кузенков говорит  А.: «Ты хочешь только себя принести  в жертву, а остальных спасти. Мессианство? Протоптал себе дорогу  на Голгофу?»);

    - мессианизм российской интеллигенции ( Л. распространялся о своем комплексе вины перед замороченным народом);

   - коммунистический (Л.: «…выбор общей судьбы обернется  для нас всех жертвой. О масштабах  жертвы нам остается лишь догадываться»). А. не осуждает этот вид мессианизма. Он либерал-шестидесятник.

         Поэтику А. называют поэтикой конвергенции двух систем – советской и  западной (Жолковский) – сочетание российского  благородства с западным консюмеризмом (потреблением).

   1990 г.  Журнал «Юность» публикует роман  А.

   1991 г.  распад СССР.

   Буржуазная  утопия А. соблазнила многих его читателей.

   В заключении, о постмодернисткой принадлежности романа:

    - Лучников  – супермен;

    - у  него есть враг;

   - в  романе масса сюжетных поворотов:  любовь, секс, убийства.  

  1. Рассказ Татьяны Толстой «Соня»: художественная философия и интертекстуальные связи.

   «Соня» - рассказ-портрет, написан он был в 1984  году. Назван по имени главной героини.

   О главной героине мы практически ничего не знаем. Авто говорит: «Ясно одно -  Соня была дура». Но на самом ли деле Соня дура? Нет, её считают такой, потому что она бескорыстно помогает людям, к ней в этом случае относятся негативно или в лучшем случае снисходительно. Можно провести аналогию с главной героиней рассказа Солженицина «Матренин двор».

   Формулировке «Соня была дура» противоречит и имя главной героини: София – «мудрая».

   Соня  наивна, простодушна, об этом свидетельствует  следующий эпизод:

    "Я  вас видела в  филармонии с какой-то  красивой дамой:  интересно, кто  это?" - спрашивала  Соня у растерянного  мужа, перегнувшись через его помертвевшую жену.

   Время действия - предвоенная пора. События рассказа происходят в 1933 году. В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Символично то, что Соня в конце рассказа погибает в результате взрыва, от фашистов, кроме того, символичными являются отчества еще двух героев – Ады Адольфовны и Льва Адольфовича. Они после того, как Соня поставила в неловкое положение Аду, решили её проучить и выдумали тайного воздыхателя Николая. Он женат, имеет трех детей, поэтому встречаться с Соней не может, в результате разыгрывается эпистолярный роман, роман по почте.

   «Пусть  он видел ее, допустим, в филармонии» - напоминает биографию Андрея Белого, который увидел Маргариту Морозову (жену богатого купца) в филармонии и долгое время писал ей письма. Позже он рассказал о своей первой любви в поэме «Первое свидание». У Соловьева – «Три свидания» (между ним и Софией).

   На  Андрея Белого намекает и прозвище еще одного заговорщика «Котик»

    (Они собрались  большой компанией  --  Ада,  Лев,  еще Валериан, Сережа, кажется, и Котик, и кто-то еще -- и разработали уморительный план).

     так как А.Белый – автор романа «Котик Летаев».

   Валерий Брюсов «Огненный  ангел». Отражением любовного треугольника из жизни: Андрей Белый ("граф Генрих") - Нина Петровская ("Рената") - и сам Брюсов – Рупрехт.

   Валериан – отсыл Валерию Брюсову. Валериан от лица Николая пишет стихи Соне, ему приходится попотеть.

Там  были просто  перлы, кто  понимает,  -- Николай сравнивал  Соню с лилией,  лианой и газелью,  себя  -- с  соловьем и джейраном, причем одновременно.

Информация о работе Лекции по «Современные литературные процессы»