Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:23, курсовая работа
Ключевые слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».
Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.
Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;
б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;
Особое внимание уделено
Ментальному отражению
«А мне до этого дела нет, - рассказывает Сергей Михалок. – Мне нравится жить в Беларуси. Я все равно чувствую себя здесь свободным. Люди живут в мире мифов: им кажется, что если режим сменится, то и жизнь у них начнется совсем другая. А я вот так не считаю. На мою свободу режим повлиять никак не может. Я свободен в любой стране и в любое время. Никто не будет указывать, что мне делать и как. Мне все равно – Лукашенко или Милинкевич. Чем дальше ты держишься от власти, тем лучше для тебя
Моя задача – создать
Мнение Михалка, его мировоззрение отличается от мировоззрения среднестатистического белоруса: «Люди живут в мире мифов» 32. Т. е. его субъективный взгляд на мир еще более субъективен, чем взгляд среднестатистического гражданина. Мировоззрение, как сгусток культуры в ментальном мире человека подталкивает читателя к серьезным размышлениям, воздействуя на его мировосприятие. Заставляет переосмысливать «объективную» реальность. Причем книга написана легкой форме и читается за один присест. Это опять же свидетельствует о том, что Илья Стогов верен своим убеждениям:
«Я журналист, и для меня это принципиально. Писатель – это тот человек, который создает вторичную реальность. Придумывает историю Анны Карениной и подводит ее к тому, чтобы она бросилась под поезд. Журналист – это тот, кто старается правдиво описать первичную реальность. Он смотрит вокруг и сообщает читателю то, что увидел. Это благородная задача» 33.
Стогов действительно
Воздействие на читателя
В курсовой работе был рассмотрен концепт «событие» в пространстве текста Ильи Стогова.
В первом разделе была дана дефиниция термина "концепт", рассмотрены его основные черты (ординальность, нетелестность, анергетичность, автореферентность, абсолютность, относительность и другие). Также было отмечено, что в гуманитарных науках развитие термина «концепт», связанное с философией и логикой, причем в разных сферах науки термину дается различное толкование. Активность термина наблюдается в гуманитарных науках с начала 1980-х гг.. Так же, был рассмотрен термин «событие» в рамках философии Хайдеггера, дано его расширенное токование, установлена его связь с «концептом» и определено общее условное понятие совокупности этих терминов (концепт «события») для данной работы.
Во втором разделе, опираясь на критические статьи и интервью Ильи Стогова, было установлено, что художественные тесты Стогова (в том числе наиболее яркие примеры «Мачо не плачут» и «Камикадзе»), так же привязаны к условному «единому тексту». Рассмотрели образ события в книге «Камикадзе» и выделили принципы его моделирования. Стогов описал событие («со-бытие»), однако сделал это в рамках концепта, который является следствием (либо причиной) сложившегося и постоянно развивающегося мировоззрения, отраженного в «едином тексте». Реальные факты и биографические элементы демонстрируют «событие» и стремятся воссоздать «первичную реальность».
В третьем разделе были исследованы тексты «non-fiction». Рассмотрен образ события в следующих книгах: «Skinheads» и «Апокалипсис вчера». Выделены особенности моделирования концепта «событие». Установлены основные различия в моделировании образа события в книгах «Skinheads» и «Апокалипсис вчера». Ментальное восприятие автора прикрыто, как бы цитированием новостей (“Skinheads”), либо записками из кругосветного путешествия, дневником («Апокалипсис вчера»). Это в большей степени репортажи, нежели романы. “Со-бытие” предстает здесь едва ли не в чистом виде. Огромное количество описаний и фактов образуют особое повествование, разбавленное умозаключениями и суждениями автора. Мы сталкиваемся с новой формой концепта, стремящегося к пропозиции, которая относительно приближена к интенсионалу.
В четвертом разделе, опираясь на тексты Стогова, теоретический раздел и интервью, был рассмотрен образ события и принципы его моделирования в книгах художественной линии «Стогоff-project» («Песни западных славян: Вопли Відоплясова и Ляпис Трубецкой» и «Бронзовый рок»). Так же замечена взаимосвязь данных текстов с условным «единым текстом» Ильи Стогова. Автор (обозначенный в книге и в рецензиях как «составитель») собрал биографические данные участников групп, построил занятное повествование (воссоздал «со-бытие») и добавил выдержки из интервью.
Модус повседневности в книге ослаблен за счет появления рассказчика. Концепт «событие» здесь присутствует на уровне слов автора. Особый интерес представляет то, как рок-группы, о которых повествуется в тексте, воспринимают культуру, как культура воспринимает их, и, в конечном счете, как они воздействуют на нее.
Вывод: мы выявили значение концепта «событие»
в пространстве текста Ильи Стогова, рассмотрели
специфику его реализации в тексте, установили
принципы его моделирования. Концепт «событие»
по-разному представлен в различных произведениях
автора, и это связано, в первую очередь,
с эволюцией его мировосприятия (а в связи
с тем, что Стогов стремиться к показу
объективной реальности, эти изменения
заметны в его книгах). Таким образом, условный
«единый текст» в пространстве творчества
Стогова и является основной причиной
различий структуры концепта в различных
произведениях, интервью и сценариях телепередач.
СНОСКИ:
Информация о работе Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова