Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».

Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.

Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;

б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;

Файлы: 1 файл

Илья Стогов Курсвоая.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

     Особое внимание уделено личности  Михалка так же в связи с  изменениями в его жизни. Отказавшись  от алкоголя и наркотиков, Сергей  Михалок начал стремиться к  вечным, духовным ценностям, стал заниматься спортом и подавать хороший пример молодежи. Такие изменения не приходят сразу и давались музыканту не просто. «Бытие-в-мире», как сосуществование с окружающей действительностью в длительности явлены в этой части книги. «Первые репетиции в туалете института культуры»29 и т. п. Изменения в личности, переосмысливание ценностей заставляют читателя сопереживать.

     Ментальному отражению белорусской  действительности и культуры  в лице Михалка уделено особое  внимание. «Первичная реальность» все же явлена через призму восприятия музыканта. Так, его, к примеру, не интересует политическая жизнь страны, хотя он открыто высказывается в пользу того мнения, что в стране установлена диктатура, «черт знает что»30.

     «А мне до этого дела нет, - рассказывает Сергей Михалок. – Мне нравится жить в Беларуси. Я все равно чувствую себя здесь свободным. Люди живут в мире мифов: им кажется, что если режим сменится, то и жизнь у них начнется совсем другая. А я вот так не считаю. На мою свободу режим повлиять никак не может. Я свободен в любой стране и в любое время. Никто не будет указывать, что мне делать и как. Мне все равно – Лукашенко или Милинкевич. Чем дальше ты держишься от власти, тем лучше для тебя

     Моя задача – создать позитивную  воронку, эмоциональный взрыв. Кто-то может сказать, что надо петь не о том. В мире вымирают морские котики, а Нельсон Мондела борется с апартеидом. Но этим пусть занимается Боно из «U2». У него свой путь, у меня свой. У него свое Дао, у меня свое»31.

     Мнение Михалка, его мировоззрение отличается от мировоззрения среднестатистического белоруса: «Люди живут в мире мифов» 32. Т. е. его субъективный взгляд на мир еще более субъективен, чем взгляд среднестатистического гражданина. Мировоззрение, как сгусток культуры в ментальном мире человека подталкивает читателя к серьезным размышлениям, воздействуя на его мировосприятие. Заставляет переосмысливать «объективную» реальность. Причем книга написана легкой форме и читается за один присест. Это опять же свидетельствует о том, что Илья Стогов верен своим убеждениям:

     «Я журналист, и для меня это принципиально. Писатель – это тот человек, который создает вторичную реальность. Придумывает историю Анны Карениной и подводит ее к тому, чтобы она бросилась под поезд. Журналист – это тот, кто старается правдиво описать первичную реальность. Он смотрит вокруг и сообщает читателю то, что увидел. Это благородная задача» 33.

     Стогов действительно журналист,  в данном случае – «составитель».  Однако его книги называют  документальными романами. Это связано, в первую очередь, с большим объемом. К тому же, «единый текст» Стогова объединяет его произведения, как художественные, так и документальные в одну, условно говоря, семантическую систему. Концепт в ней представлен разнообразными, подвижными мировоззренческими установками и гибким культурным мировосприятием.

     Воздействие на читателя обеспечено  наличием завязки, кульминации  и развязки в его произведениях.  Только представлены они менее  заметно в документальных романах,  нежели в художественных. Например, в «Камикадзе» это теракт в центре Санкт-Петербурга, а в «Миллиардерах» - это краткая биография наиболее известного русского олигарха – Романа Абрамовича. В песнях западных славян наиболее ярким и интересным материалом, одинаково близким всем читателям (гражданин любой страны, так или иначе, ограничен в правах и свободах, ибо живет в обществе), является рассказ о группе «Ляпис Трубецкой». Личность Сергей Михалка и ее развитие явлены в длительности. К тому же, судьба этой группы была наиболее яркой и сложной, если сравнивать «Ляписов» с «Воплямі Відопляова» и «Океаном Эльзи». Таким образом, можно выделить кульминацию едва ли не в каждой книге.

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В курсовой работе был рассмотрен концепт «событие» в пространстве текста Ильи Стогова.

     В первом разделе была дана дефиниция  термина "концепт", рассмотрены его основные черты (ординальность, нетелестность, анергетичность, автореферентность, абсолютность, относительность и другие). Также было отмечено, что в гуманитарных науках развитие термина «концепт», связанное с философией и логикой, причем в разных сферах науки термину дается различное толкование. Активность термина наблюдается в гуманитарных науках с начала 1980-х гг.. Так же, был рассмотрен термин «событие» в рамках философии Хайдеггера, дано его расширенное токование, установлена его связь с «концептом» и определено общее условное понятие совокупности этих терминов (концепт «события») для данной работы.

     Во  втором разделе, опираясь на критические статьи и интервью Ильи Стогова, было установлено, что художественные тесты Стогова (в том числе наиболее яркие примеры «Мачо не плачут» и «Камикадзе»), так же привязаны к условному «единому тексту». Рассмотрели образ события в книге «Камикадзе» и выделили принципы его моделирования. Стогов описал событие («со-бытие»), однако сделал это в рамках концепта, который является следствием (либо причиной) сложившегося и постоянно развивающегося мировоззрения, отраженного в «едином тексте». Реальные факты и биографические элементы демонстрируют «событие» и стремятся воссоздать «первичную реальность».

В третьем  разделе были исследованы тексты «non-fiction». Рассмотрен образ события в следующих книгах: «Skinheads» и «Апокалипсис вчера». Выделены особенности моделирования концепта «событие». Установлены основные различия в моделировании образа события в книгах «Skinheads» и «Апокалипсис вчера». Ментальное восприятие автора прикрыто, как бы цитированием новостей (“Skinheads”), либо записками из кругосветного путешествия, дневником («Апокалипсис вчера»). Это в большей степени репортажи, нежели романы. “Со-бытие” предстает здесь едва ли не в чистом виде. Огромное количество описаний и фактов образуют особое повествование, разбавленное умозаключениями и суждениями автора. Мы сталкиваемся с новой формой концепта, стремящегося к пропозиции, которая относительно приближена к интенсионалу.

     В четвертом разделе, опираясь на тексты Стогова, теоретический раздел и интервью, был рассмотрен образ события и принципы его моделирования в книгах художественной линии «Стогоff-project» («Песни западных славян: Вопли Відоплясова и Ляпис Трубецкой» и «Бронзовый рок»). Так же замечена взаимосвязь данных текстов с условным «единым текстом» Ильи Стогова. Автор (обозначенный в книге и в рецензиях как «составитель») собрал биографические данные участников групп, построил занятное повествование (воссоздал «со-бытие») и добавил выдержки из интервью.

Модус повседневности в книге ослаблен за счет появления рассказчика. Концепт  «событие» здесь присутствует на уровне слов автора. Особый интерес представляет то, как рок-группы, о которых повествуется в тексте, воспринимают культуру, как культура воспринимает их, и, в конечном счете, как они воздействуют на нее.

     Вывод: мы выявили значение концепта «событие» в пространстве текста Ильи Стогова, рассмотрели специфику его реализации в тексте, установили принципы его моделирования. Концепт «событие» по-разному представлен в различных произведениях автора, и это связано, в первую очередь, с эволюцией его мировосприятия (а в связи с тем, что Стогов стремиться к показу объективной реальности, эти изменения заметны в его книгах). Таким образом, условный «единый текст» в пространстве творчества Стогова и является основной причиной различий структуры концепта в различных произведениях, интервью и сценариях телепередач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СНОСКИ: 
 

Информация о работе Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова