Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:23, курсовая работа
Ключевые слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».
Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.
Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;
б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;
РЕФЕРАТ
Текст курсовой работы: 32 страницы, 30 источников.
Ключевые слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».
Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.
Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;
б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;
в) выявить специфику формирования и эволюции «единого текста» Ильи Стогова;
г) проследить реализацию концепта «событие» в «едином тексте»;
Методами исследования данного курсового проекта являются сравнительно-исторический, культурно-исторический элементы системного моделирования.
В результате проведённого исследования получен вывод, что реализация концепта «события» в разных текстах происходит по-разному. Например, в книге «Камикадзе», с точки зрения концепта «со-бытие», ментальный мир Стогова стремиться к осознанию и передаче «первичной реальности» через «вторичную». В книге non-fiction “Skinheads” концепт агрессивно стремиться к пропозиции. Стогов являет нам первичную реальность без мыслей и эмоций. Автор предстает скорее журналистом, нежели писателем. А в книге «Бронзовый рок», проведя параллели с «золотым» и «серебряным» веками русской поэзии, автор выражает свое видение эволюции русского искусства. В этой книге культура вошла в ментальный мир читателя в той степени, в какой он сам вошел в культуру. «Таинство» работы концепта в романе «Бронзовый рок» позволило читателю сопереживать культуре, вызвало у него своеобразную скорбь по погибшей эпохе, которая первоначально была возведена на пьедестал русского искусства и встала в один ряд с творцами Золотого века и Серебряного века. Таким образом, концепт “событие” реализован по-разному в различных книгах Стогова, однако он остается одним из важнейших концептов в условном “едином тексте” автора.
Это является результатом эволюции мировосприятия Стогова и жанровых различий отдельных текстов.
Область
применения - материал данного курсового
проекта может быть использован
при подготовке к практическим и
семинарским занятиям по курсу «современная
русская литература», а также для написания
других курсовых и дипломных работ.
СОДЕРЖАНИЕ
Илья Юрьевич Стогов – российский писатель, журналист – родился 15 декабря 1970 в Ленинграде. Его книги писателя переведены на пятнадцать европейских и азиатских языков. Суммарный тираж в России составляет двух миллионов копий. После окончания восьми классов средней школы Стогов учился в нескольких ПТУ. За семь месяцев он сменил их четыре, а потом вместе с группой "Браво" уехал на гастроли по стране. Позже работал продавцом спортивных велосипедов, работал закройщиком по коже, учителем в школе, переводчиком, охранником и барменом.
За годы своей журналистской деятельности Илья Стогов написал более четырнадцати романов. В 1999 году он был признан «Журналистом года», В 2001 году газетой «КомерсантЪ» писатель номинировался на звание «Человек года», с формулировкой «За создание жанра мужской литературы». За роман «Мачо не плачут» в 2001 году автор был назван «Писателем года», а сам роман был отмечен, как «Роман года». В 2003 и 2007 году Илья Стогов номинировался на литературную премию «Национальный бестселлер», а в 2008 на премию «Человек Книги» и премию «Большая книга». По результатам 2004 года автор получил премию «ТелеДебют года» за программу «Неделя в Большом Городе». Она была номинирована на премию Тэффи, а на VII Евразийском телефоруме признана «Лучшим развлекательным проектом СНГ»1.
Практически во всех
Илья Стогов основал книжную серию «Стогоff-project», которая изменила лицо русской литературы 2. В ней можно выделить три основных направления: книги о музыке (“Песни западных славян”), документальные романы (“Миллиардеры”) и собственно романы (“Камикадзе”). Роман “Камикадзе” в данной работе послужит примером особой манеры Стогова изображать реальность, хотя следует уточнить, что он был написан до основания серии «Стогоff-project», и только потом, по настоятельной рекомендации издательства, вошел в ее состав. Возможно, данное деление более правомерно, однако мы произвели его исключительно для удобства. Результаты творческой деятельности Стогова, вероятно, следует рассматривать как единый текст, т.к. его художественные произведения, заметки в авторской колонке, репортажи, сценарии теле- и радиопередач, тексты, позиционирующиеся как non-fiction, интервью и прочее, во-первых взаимодополняют друг друга, во-вторых демонстрируют черты разной видовой и жанровой отнесенности. Эту специфику четко демонстрирует авторский жанр роман-газета («2010 A.D.»). Убедительным аргументом в пользу данной гипотезы является речь, произнесенная самим автором, на презентации книги о ночных клубах «Рич & Бьюти. История музыки в девяти найт-клабах». Стогов больше говорил о книжном бизнесе, нежели о тонкостях клубной индустрии 3. Тему книжного бизнеса автор затронул не случайно. Следом за «Рич & Бьюти. История музыки в девяти найт-клабах» последовал роман «Русская книга», который обличал книжный бизнес в России. Стогов работал над новым романом и его мысли были заняты им. Но тема книжного бизнеса удивительно сочеталась с темой книги «Рич & Бьюти. История музыки в девяти найт-клабах», что явно свидетельствует об определенном единстве текста Ильи Стогова, который эволюционирует вместе с мировосприятием автора. Так, картина мира в «юношеском» романе «Камикадзе» в корне отличается от изображаемой реальности в документальном романе «Апокалипсис вчера». Эти изменения прослеживаются и в биографии автора, который в своих интервью все чаще стал говорить о своем понимании христианства4.
Целостность текста Стогова так же обеспечивается сквозными мотивами, специфической общей стилистикой и привязанностью к определенному кругу концептов, центральным из которых, на наш взгляд, является концепт «событие». Рассмотрению специфики реализации этого концепта в прозе Стогова и будет посвящено исследование.
Данный курсовой проект опирается на широкий спектр видео- и аудиоматериалов по данной теме, рецензии книжных издательств и материалы литературной критики. Так же используются интервью и телепередачи Ильи Стогова для выявления тематической общности «единого текста» автора (интервью Стогова «Размышления о жизни, профессии и любви» на сайте «iskusstvo-tv.ru», телепрограмма «Звездное интервью с Аленой Водонаевой» на сайте «Russia.ru» и др.).
Научная новизна данной работы заключается в том, что хотя статей и репортажей, где происходит выход на проблему квалификации творчества Ильи Стогова, как «единого текства», в СМИ не так уж и мало, с данной позиции текст Стогова практически не рассматривался.
Цель работы:
Выявить значение концепта «событие» в пространстве текста Ильи Стогова и рассмотреть специфику реализации данного концепта.
Для достижения названной цели представляется необходимым разрешить следующие задачи:
Центральными понятийными
Рассмотрим понятия «концепт» и «событие» с точки зрения диахронической лингвистики и философии.
Конце́пт (лат. conceptus — понятие) — многозначный термин. В латыни форма “conceptus” – пассивное причастие и интерпретируется как ‘зачатый’.
Суффиксальное
производное conceptaculum
К
середине 1980-х гг. «концепт» и «понятие» все
чаще употребляют дифференцированно,
например: «Понимание есть интерпретация
в определенной концептуальной системе,
построенной из взаимосвязанных концептов
– смыслов, составляющих когнитивно базисные
подсистемы мнения и знания». «Концептами»,
но не «понятиями», называют, в частности,
элементарные единицы результата понимания.
Эти элементарные единицы сами могут задавать
программу для дальнейших действий воспринимающего
человека, например: «Центральным, и в
известной мере переломным, моментом в
практическом рассуждении является переход
от расплывчатых и субъективных концептов
аксиологического и модального планов
к жестким программам человеческой деятельности
– личной и социальной». В этом пункте
рассуждение переходит в волевой акт.
Такие концепты – единицы человеческой
(субъективной) ментальности, реализованные
в конкретном мыслительном акте. Этим реализованным
концептам соответствуют, по мнению исследователей
конца 1980-х гг. – «концепты, образы, представления,
известные схемы действия и поведения
и т.п., некие идеальные сущности, не всегда
связанные напрямую с вербальным кодом».
Однако когда задают вопрос, как появляются
эти концепции в субъективной ментальности,
– снова употребляют термин «концепт»,
не скрывая, что эту сущность можно именовать
традиционным термином «понятие», например: «Утверждение
многих лингвистов и философов, будто
бы язык отражает действительность, основано
на недоразумении». Звуковой комплекс,
образующий слово, ни к какому отражению
сам не способен. Фактически результатом
отражения являются концепты, или понятия.
А процесс структуризации сознания, в
результате которого возникают концепты
в последнем смысле, называется, вслед
за зарубежными когнитивистами,
Информация о работе Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова