Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:23, курсовая работа
Ключевые слова: концепт, «событие», «бытие-в-мире», пропозиция, интенсионал, аффект, персект, «первичная реальность», «вторичная реальность», «единый текст».
Предметом исследования в данной работе являются книги Ильи Стогова «Камикадзе», «Мачо не плачут», «Апокалипсис вчера», «Бронзовый рок» и другие. Объект исследования: концепт «событие» в указанных книгах.
Целью работы является изучение особенностей реализации концепта «событие» в текстах Ильи Стогова.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
а) на основе существующих в пространстве гуманитарного знания представлений выработать рабочее определение понятий "концепт" и «событие»;
б) исследовать концепт событие в книгах Ильи Стогова;
Автобиографичность романа и его связь с реальными людьми и событиями наблюдаются в следующем абзаце:
«Роман под стать автору. Главный герой – молодой писатель Даниил, автор книги о левом терроризме на Западе. Отрывки из "книги" Даниила приводятся – и оказываются на самом деле пересказом мерзеньких советских книжонок "профессиональных левоедов" Эфирова и Витюка, перемешанным с телегами известного питерского левака, экс-анархо-коммуниста, экс-троцкиста, экс-лимоновца, а ныне – коммуниста-интернационалиста и профессионального журналиста Дмитрия Жвания. В результате "писатель Даниил" валит в одну кучу реальные факты о "Бригате Россе", РАФ и городской герилье вообще – и самые фантастические (хотя часто и красивые) домыслы о них.
Главного
героя Даниила ФСБ внедряет
в Боевую группу левацкой
Эта статья является чуть ли не единственной относительно серьезной рецензией на книгу Стогова «Камикадзе». Сегодня кажется забавным умозаключение Александра Тектуса о том, что автора романа о русской революции не существует. Однако нас интересует следующее умозаключение (позиционирующееся как пропозиция) «критика»:
«В реальности никаких "Красных бригад" в России, естественно, нет, как нет и никакого "Ильи Стогова", хотя на Стогова дана "биографическая справка": "Родился в 1970 в Ленинграде, свыше 10 лет работает журналистом, сотрудничает со всеми (именно так и написано: со всеми!) крупнейшими отечественными газетами и журналами, "сюжеты его книг основаны на подлинных материалах журналистских расследований" (ха-ха!)».
Вернемся к теме «единого
Стогов описал событие («со-
«Камикадзе» - не просто бульварный роман, как отозвался о нем Александр Тектус. Это произведение создано человеком, стремящимся осознать объективную реальность в большей степени, чем любой другой русский писатель, хотя бы потому, что Стогов – в первую очередь считает себя журналистом.
Вот, что сказано, как бы в ответ Александру Тектусу в статье Алексея Балакина о «Камикадзе», опубликованной в книге сразу после романа:
«Лет двадцать назад один
Так же в этой статье
«Ролан Барт заметил как-то, что с тех пор, как существует Литература, одна из функций писателя - воевать с ней. И в этой войне Илья Стогоff одержал полную и безоговорочную победу. Или можно сказать так: Литература зашла в его прозу, остановилась там заночевать и была безжалостно убита своей сводной сестрой - Журналистикой. Ведь то, что вы только что прочли, - строго говоря, не роман, а текст, искусно мимикрирующий под него.
С одной стороны, это можно объяснить причинами сугубо коммерческими, ибо любой текст, не позиционированный как "роман", продать сейчас весьма непросто. Пройдитесь по лоткам, и вы увидите, что как минимум половина выставленных там "романов" - это либо классические повести, либо нечто "безобразно, бессловесно и не имуща вида". Сборник рассказов в такой компании зачастую выглядит диковато, как розовощекий спортсмен, комсомолец и красавец, затесавшийся на вечеринку умудренных Кастанедой и утомленных наркотиками сквотеров. Шансов стать "своим" у него нет. Да и букеры разные в основном за романы дают. В общем, вы понимаете...
Но есть и сторона творческая. Стогоff - не писатель, он журналист.
Писать романы он учился, копируя от руки в школьную тетрадь "The electric cool-aid acid test", а лучшим чтивом до сих пор считает журнал "Птюч". И роман (договоримся называть его текст так) свой писал он, как пишут газетно-журнальные репортажи: наскоро, второпях, едва успевая в следующий номер. И вот несколько таких репортажей сложились и составили книгу».
В этой статье не просто подтверждается факт наличия журналистского (связанного с «первичной реальностью») материала, но и высказывается предположение, что это и не роман вовсе:
«Ведь то, что вы только что прочли, - строго говоря, не роман, а текст, искусно мимикрирующий под него».
Из всех произведений, рассматриваемых
в данной работе, «Камикадзе», пожалуй,
самое «литературное». О нем, по крайней
мере, можно сказать: «Это роман», - хотя
бы условно. Но даже этот роман был расценен
критикой либо как попытка навязать обманчивое
представление о политической и моральной
обстановке в России (Александр Тектус),
либо как оформленное в виде романа своеобразное
журналистское эссе (Алексей Балакин).
Так или иначе, с точки зрения концепта
«со-бытие» ментальный мир Стогова стремиться
к осознанию и передаче «первичной реальности»
через «вторичную». В большинстве книг
из серии «Стогоff-project» ситуация иная.
О них мы поговорим в следующих разделах.
Рассмотрим концепт «событие» в романах, позиционирующихся, как “non-fiction”: в документальных книгах “Skinheads”, «Апокалипсис вчера». В отличие от “Камикадзе” и “Мачо не плачут” эти, условно говоря, романы не связаны со “вторичной реальностью”, и не используют ее для создания персектов и аффектов, передающих ментальное восприятие автора “первичной реальности”. Книги “Skinheads” и «Апокалипсис вчера» настолько приближены к объективной реальности, что их можно считать демонстрирующими «реальность первичную».
«Со-бытие» здесь выражено
«В январе прошлого года я взял в банке кредит в $5900 и улетел вокруг света. На то, чтобы объехать планету, у меня ушло чуть больше семи недель, а кредит я отдаю до сих пор. По пути я вел дневник. Когда вернулся в Петербург, мой издатель предложил его опубликовать, и я согласился. В тексте ничего не было поменяно — я только убрал какие-то чересчур личные вещи. В остальном это тот самый блокнот, который я провез с собой через четырнадцать стран”20.
В течение путешествия автор подводит итоги, переосмысливает историю человечества и приходит к выводу, что европейская цивилизация – первая, прожившая более полутора тысяч лет только благодаря возникновению христианства. Этот же мотив звучит и в его интервью того времени:
“Каждый человек живет для того, чтобы быть любимым. Поэтому миллиардеры зарабатывают свои миллиарды, а маньяки совершают преступления. И когда ты понимаешь, что то, чего ты так ждал, уже произошло, жизнь меняется. Тебя любили больше жизни. И погибли за тебя. Что может послужить большим доказательством любви?
Это звучит, как банальность. Это нужно осознать на своем опыте” 4.
“Единый текст”, как и мировоззрение Стогова, его ментальное восприятие оказывают влияние на концепты в книгах автора. Они меняются, а с ними меняется сам рассказчик. “Со-бытие” предстает здесь едва ли не в чистом виде. Огромное количество описаний и фактов образуют особое повествование, разбавленное умозаключениями и суждениями автора. Мы сталкиваемся с новой формой концепта, стремящегося к пропозиции, которая относительно приближена к интенсионалу.
По-сути Стогов высказывает свое намерение отразить объективную реальность, реорганизовать знания об истории в самой книге:
«Все понимают: наше
Цель у истории есть
— кто бы спорил? И история (в каком-то смысле)
— это действительно движение
Было время, когда никто
Чтобы все встало на свои
Истории тоже был
Таким образом малоизвестные или хорошо забытые читателем исторические факты становятся движущей силой повествования. По форме – это роман, напоминающий большое эссе. И именно “со-бытие” позволяет читателю быть во внимании, и доносить до него свою точку зрения.
Книга “Skinheads” и концепт события в ней смоделированы иначе. Во-первых, это не художественный роман, и автор в нем не высказывает своего отношения к событиям, во-вторых, с действующими героями дела обстоят сложнее. С одной стороны, в книге присутствует переплетение различных сюжетов: становление банды, поиски преступников, профессор, убитый в собственной квартире, сенегальский студент, а с другой – это просто коллаж из новостей, и романом «это» назвали весьма условно. В некоторых рецензиях даже слово «книга» берут в кавычки, когда речь идет о творчестве Стогова.
Информация о работе Концепт "Событие" в пространстве текста Ильи Стогова