Комедийное творчество Аристофана: элементы травестии в комедии «Лягушки»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:34, доклад

Краткое описание

Древняя комедия, подобно трагедии и сатировской драме, получила литературное оформление в Афинах, где на праздниках Диониса издавна звучали песни веселых процессий (комос). Песни комосов вошли в состав комедии, история которой, по словам Аристотеля, "нам неизвестна, потому что сначала на нее не обращали внимания: даже комический хор только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей.

Оглавление

1. Введение (стр.3-4)
2. Биография и краткий обзор творчества Аристофана (стр.5-7)
3. Анализ произведения «Лягушки»:
1. Сюжетная основа произведения. (стр.8)
2. Объяснение названия. (стр.9)
3. Характеристика действующих лиц, их противопоставление. (стр.10)
4. Определение термина «травестия», её воплощение в образах.(стр.11-13)
5. Специфика комедийного героя Аристофана в произведении.(стр.13)
6. Анализ ключевых эпизодов произведения, комментарии. (стр.14-19)
4. Заключение. Значение Аристофана в мировой литературе. (стр.20-21)
5. Список использованной литературы (стр.22)

Файлы: 1 файл

Аристофан Лягушки.docx

— 53.22 Кб (Скачать)

                                 Министерство образования и науки Украины

           Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара

                     Факультет систем и способов массовой коммуникации

              Кафедра издательского дела и межкультурной коммуникации 
 

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА  ПО  МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  НА  ТЕМУ: 

Комедийное  творчество Аристофана: элементы травестии в комедии

                                             «Лягушки» 
 
 
 

                                                                                    Выполнил: ст. гр. ЗЖ-10-02

                                                                                                        Григоренко  Денис

                                                                                     Проверила: к.филол.н., доцент

                                                                                                        Полишко Н.Е. 
 
 
 
 
 
 

                                                     Днепропетровск

                                                      2010

                                                      Содержание

    1. Введение (стр.3-4)
    2. Биография и краткий обзор творчества Аристофана (стр.5-7)
    3. Анализ произведения «Лягушки»:
    1. Сюжетная основа произведения. (стр.8)
    1. Объяснение названия. (стр.9)
    2. Характеристика действующих лиц, их противопоставление. (стр.10)
    3. Определение термина «травестия», её воплощение в образах.(стр.11-13)
    4. Специфика комедийного героя Аристофана в произведении.(стр.13)
    5. Анализ ключевых эпизодов произведения, комментарии. (стр.14-19)
    1. Заключение. Значение Аристофана в мировой литературе. (стр.20-21)
    1. Список использованной литературы (стр.22)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Введение

  Древняя аттическая комедия

  Древняя комедия, подобно трагедии и сатировской драме, получила литературное оформление в Афинах, где на праздниках Диониса издавна звучали песни веселых процессий (комос). Песни комосов вошли в состав комедии, история которой, по словам Аристотеля, "нам неизвестна, потому что сначала на нее не обращали внимания: даже комический хор только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно". Только в 80-х годах V в. до н.э. официально были учреждены комедийные состязания. Сначала на Великих Дионисиях, а позже и на Ленеях состязались три, впоследствии пять комедийных поэтов, представляя по одной комедии.

 В необычной структуре литературной комедии можно все же обнаружить некоторые следы ее происхождения.

 Прежде всего комедия, подобно трагедии, состоит из партий хора и партий актера. Основная часть комедии - агон, то есть спор. В литературной комедии тема спора определена актуальными общественно-политическими событиями, но по своему происхождению агон является рудиментом фольклорной комедии, связанной с обрядовым ритуалом праздников плодородия. Существенной частью этих праздников было изображение борьбы весны с зимой, молодого года со старым и так далее. Победа отмечалась пиром с выпивкой и любовными увеселениями. В литературной комедии тема агона намечалась в прологе в диалоге актеров, затем эту тему подхватывал выходящий на орхестру хор (парод). Далее агон достигал своей кульминации, и победа завершалась пиром и прославлением утех любви. Этим заканчивалась комедия, и актеры с хором покидали орхестру (эксод).

 Наряду с основной темой агона, разыгрываемого актерами и хором, разделенным на два враждующих полухория, комедия включала также эпизодические бытовые сценки. Их представляли актеры без участия хора во второй части комедии перед эксодом. Эти сценки своим происхождением обязаны народной шуточной драме, известной издавна у многих народов. Подобные сценки были любимым видом зрелища. В них изображались похождения незадачливого воришки, самовлюбленного врача-шарлатана, глупого и уродливого волокиты или обжоры, иногда вместо бытовых фигур выступали боги или герои, но обязательно в роли комических персонажей. Например, Зевс - герой любовных похождений, ревнивая Гера, обжора Геракл, плут Одиссей и т.д. Участники представления в масках импровизировали текст, придерживаясь основной сюжетной схемы бытового или пародийно-мифологического характера.

 В Афинах народные шуточные сценки объединились с песнями комоса. Здесь же комедия приобрела свою классическую форму, а ее содержание стало идейно целеустремленным и общественно значимым. Уже античные филологи отмечали, что древняя комедия могла возникнуть только в условиях свободы слова и критики. Свобода личного и политического обличения, процветавшая в перикловских Афинах, способствовала ее развитию и популярности. Поэтому древняя комедия, использовав обязательный для народной хороводной игры момент спора и столкновения, вступила в борьбу за высокие общественные идеалы и ополчилась против всех, посягавших на устои полиса.

 Традиция сохранила до наших дней три имени великих комедийных поэтов. Первого из них, Кратина, называли Эсхилом комедии и говорили, что он "шел по стопам Архилоха и был суров в своих нападках" по адресу бесчестных людей. Евполид, погибший на войне, прославился остроумием и смелостью своих комедий. От комедий Кратина и Евполида дошли лишь фрагменты. Поэтому единственный известный нам автор древней комедии - третий ее представитель, Аристофан. [4]

    1. Биография и краткий обзор творчества Аристофана

  Аристофан (др.-греч. Ἀριστοφάνης) (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, «отец комедии»,[6] представитель жанра древнеаттической комедии, единственный, произведения которого дошли до нас не только в фрагментах.

 Биографические данные об Аристофане чрезвычайно скупы. Даже время его жизни устанавливается приблизительно. Известно, что был афинским гражданином и принадлежал к дему Кадафиней. Он был сыном Филиппа из филы Пандионы, матерью называют Зенодору.

 Филипп приобрел небольшой участок земли на острове Эгина (неподалеку от берега Аттики), захваченного афинянами в 431 году. Аристофан периодически посещал унаследованную землю. Возможно, именно поэтому поэт с детства прекрасно знал природу и всю жизнь любил ее, ценил труд селянина, неплохо разбирался в тонкостях сельского хозяйства. [1]

 В античности оспаривали афинское происхождение Аристофана. Некоторые авторы утверждали, что он появился на свет на Эгине, на Родосе или даже в Египте, однако сохранившиеся надписи свидетельствуют о том, что Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все обвинения в чужеземном происхождении следует считать либо шуткой, намекающей на принадлежавшее Аристофану имение на Эгине, являвшейся тогда клерухией, т. е. колонией Афин, либо злонамеренной клеветой, которая исходила, по всей вероятности, от политика Клеона, главного неприятеля Аристофана.

 У Аристофана было, по меньшей мере, два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр,

также комедиограф, однако мы не знаем, какое имя правильное, и возможно, что у Аристофана было четверо сыновей.[6]

Аристофан написал  45 комедий (из других источников – 44) , авторство 4 из них оспаривается. До нас дошло 11 комедий, а кроме того, почти тысяча фрагментов.

  О внешности Аристофана известно только то, что он был лысым.

 Писать комедии Аристофан начал совсем молодым человеком. Первая из них, «Пирующие», была поставлена в 427 г. его другом Каллистратом из-за молодости и неизвестности автора. Аристофан шутливо рассказывал о первом представлении:

«Словно девушке, тогда мне не к лицу было рожать

И пришлось дитя подкинуть, увидать в чужих руках»

 После этого Аристофан еще два раза ставил свои комедии, «Вавилоняне» (426 г.) и «Ахарняне» (425 г.), под чужим именем. В 425 г. афиняне присудили первую награду комедии "Ахарняне", и с этого времени Аристофан стал сам ставить свои пьесы. Признание сограждан было завоевано, хотя поэту было всего около двадцати лет. За этими комедиями последовали «Всадники» (424 г.), «Облака» (423 г.), «Осы» (422 г.) и «Мир» (421 г.) Последней пьесой завершился ранний период творчества поэта. Для этих комедий характерна необузданная политическая сатира. Первым из дошедших до нас произведений второго периода, более сдержанных и осторожных, являются «Птицы» (414), затем «Лисистрата» и «Женщины на празднестве Фесмофорий» (обе 411 г.). Наконец, в 405 г. были поставлены «Лягушки». В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены, свидетельствующие об упадке древней комедии и появлении новых форм. В «Женщинах в народном собрании» (392 или 391) уже намечены черты т. н. средней комедии, а «Богатство» (388) — в полном смысле образец этого жанра. Эта комедия и две последующие, не дошедшие до нас «Аэолосикон» и «Кокал» (обе 387), были, согласно легенде, подарены Аристофаном сыну Арару, чтобы составить ему имя в театральных кругах. В «Кокале» вводятся сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка, вскоре ставшие непременными элементами новой аттической комедии.

 По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. [6] 
 

    1. Анализ  произведения «Лягушки»

 «Лягушки» (др.-греч. Βάτραχοι) — комедия древнегреческого комедиографа Аристофана.

 Поставлена автором на Ленеях в 405 г. до н. э. от имени Филонида; получила первую награду (вторая досталась «Музам» Фриниха, третья — «Клеофонту» Платона). Комедия имела шумный успех и вскоре была поставлена вторично — вероятно, на Великих Дионисиях в том же году.

  1. Сюжетная основа произведения

 Бог театра Дионис, сетуя, что в Афинах не осталось хороших трагиков, — незадолго до написания комедии один за другим умерли Еврипид и Софокл, и, страшась за будущность театра, — отправляется в загробный мир, чтобы вывести оттуда Еврипида.

 Композиционно пьесу можно разделить на три части.

 Первая — путешествие в Аид Диониса и его раба Ксанфия, зачастую оказывающегося умнее и смелее хозяина. Дионис переодевается в Геракла (который уже бывал в Аиде, выполняя 12-й подвиг); выспрашивает у настоящего Геракла дорогу; пересекает озеро на челноке Харона (во время переправы звучит давшая название комедии песня лягушек с рефреном «Брекекекекс, коакс, коакс» (др.-греч. Βρεκεκεκέξ κοάξ κοάξ), подражающим кваканью); пугается Эмпусы; разговаривает с хором мистов (душ посвящённых в Элевсинские мистерии); встречает тёплый приём у служанки Персефоны и враждебный — у Эака и двух торговок.

 Вторая часть — парабаза, содержащая высказывания на злободневные темы. По преданию, Аристофан получил оливковый венок за политические советы, которые дал здесь городу.

 Третья часть — состязание двух трагиков; она представляет особый интерес, поскольку является примером древней литературной критики. Прибыв в Аид, Дионис обнаруживает, что среди мёртвых идёт спор о том, кому считаться величайшим мастером трагедии — Эсхилу или Еврипиду (Софокл уступил первенство Эсхилу из скромности). Дионис берёт на себя роль судьи. Следует длинная сцена, во время которой Эсхил и Еврипид разбирают, цитируют и пародируют сочинения друг друга. В конце Дионис присуждает победу Эсхилу и выводит его на землю вместо Еврипида. [15] 

  1. Объяснение  названия

 Название комедия получила от  выступающего в ней хора лягушек.

 Он появляется в тексте единожды - при переправе Диониса через подземное озеро на лодке Харона. Там они, раздражают, надоедают олимпийцу, сопровождая его своим кваканьем.

Информация о работе Комедийное творчество Аристофана: элементы травестии в комедии «Лягушки»