Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар ЧУдра"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:28, методичка

Краткое описание

Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью.

Файлы: 1 файл

Что вы понимаете под словом свобода.docx

— 21.94 Кб (Скачать)

Тема: «Герои-романтики  в рассказе М.Горького «Макар Чудра» 

Что вы понимаете под  словом свобода? (Ответы учащихся.) 

В философии: Возможность  проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Отсутствие стеснений  и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его  членов.

Отсутствие каких – нибудь ограничений, стеснений в чём – нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»  

- Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм). 

- Действительно  слово свобода начертано на  знамени романтизма, потому что  для романтического героя она  дороже всего. Исходя из этого,  выберите то значение, которое  можно было бы оставить в  качестве эпиграфа к нашему  сегодняшнему уроку.  

3. Вообще –  отсутствие, каких-нибудь ограничений,  стеснений в чём-нибудь.  

Только  ли речь идет о внешней  свободе ? (о внутренней тоже) 

- Давайте вспомним, когда в русской литературе  появился романтизм?  

(XVIII в. → В.А.Жуковский) 

Что это за направление? Назовите основные отличительные  черты этого направления.

  1. В центре – личность страстная, необычная.
  2. Необычный герой в необычных обстоятельствах.
  3. Внимание к внутреннему миру человека.
  4. Наличие двоемирия (1 мир – реальный, 2- существует в воображении героя)
  5. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо)
 
 

В записи звучит шум  моря, учитель читает текст. 

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи  задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили  с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней  ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…    (стр.9) 

- Образ морской  стихии не только зримый, конкретный  образ, но и символический.  Каков традиционный символический  смысл образа морской стихии? 

(Море→ отсутствие  зримых границ→ свобода) 

- Сегодня мы  поговорим о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. 

Познакомимся  с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.

(сообщение)

Биография 

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.  

Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры. В 1878 году Пешков потерял и мать – Варвару Васильевну Каширину. 

Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия  Каширина, владельца красильного  заведения. Почти единственным светлым  явлением в раннем детстве Пешкова  была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты  и сердечности. Она согревала  его своей лаской. Она познакомила  Алешу с чудесными творениями народной поэзии. 

Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…» 

С этого времени  началась жизнь Алексея Максимовича  «в людях». Он был мальчиком в  обувном магазине, потом прислуживал  у чертежника, а от него сбежал на Волгу и нанялся младшим посудником на пароход. Здесь Алеша был под  началом у пароходного повара Михаила Акимовича Смурого. Он пробудил в мальчике интерес к литературе. Кем только не был Пешков в последующие  годы: и учеником в иконописной  мастерской, и десятником на нижегородской  ярмарке, и статистом в театре, и торговцем квасом, и пекарем, и грузчиком, и садовником, и хористом. Обилие горестных впечатлений с  одной стороны, а с другой –  влияние хороших людей и знакомство с произведениями великих писателей  – вот что определяло настроение мальчика и подростка Алеши Пешкова. 

В 1884 году Алексей  уехал в Казань. Он надеялся подготовиться  и поступить в университет. Но его надежды рухнули. Жизнь заставила  юношу пройти совсем иной курс обучения, неизмеримо более трудный и тяжёлый. 

Конец 80-х годов  Пешков провёл в странствиях. Скитания эти были вызваны, как вспоминал  Алексей Максимович, «не стремлением  к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Он побывал в Нижнем Поволжье и на Украине, в Бессарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе. 

В 1891 году он снова  предпринял путешествия по Руси. Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных  впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве.

      В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра». 

Это первое печатное произведение автора. Подписано оно  было псевдонимом – М. Горький, который  остался за ним на всю жизнь. 
 

- Итак, нам предстоит  выяснить, в чём особенность романтизма  Горького, почему с появлением  творчества Горького возникает  понятие неоромантизм? 
 

Анализ  текста. 

- Дома вы должны  были прочитать рассказ «Макар  Чудра».  

 - Кто является рассказчиком? (2 человека)

Такой прием  называется художественным обрамлением, он создает эффект наибольшей выразительности  и достоверности. 

- В чем видит  Макар Чудра призвание человека, его роль на земле?

 ( Человек рождается, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны.

Правда жизни  для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над  человеком.

Легенда о Лойко Зобаре и Радде иллюстрирует эту мысль.) 

- Можно ли сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (Ответы учащихся). 

- Почему портрет  старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»? 

- Кто ещё из  действующих лиц является романтическим  героем?  

- Кто они такие?

- Найдите в  тексте портретную характеристику. (с.12 –Р., с .13- Л.)

А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев? 

- Назовите основные  черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость). 

Вывод: Горький  не изменяет традиции романтизма: через  внешнюю красоту он выделяет самые  важные черты характера героя  – стремление к свободе. Но, в  отличие от других романтических  произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета. 

- Итак, вспомните  фабулу ( цепь событий) рассказа - перед Лойко встала дилемма( затруднительный выбор) : свобода или любовь?

- Что такое  свобода мы с вами сказали,  а что такое любовь?

Обратимся к  «Толковому словарю» С.Ожегова. 

ЛЮБОВЬ –  чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

СВОБОДА – это  отсутствие каких-либо ограничений, стеснений. 

- Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее? (Радда) 

Познакомимся  с ней поближе 

Говорят, красива  я очень. И словами–то обо мне  не скажешь. Может быть, красоту мою  можно на скрипке сыграть, да и  то не всякому. 

Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила. 

Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня… 

- Итак, друг без  друга герои не могут, но  и покоряться друг другу не  хотят. Какой же выход они  нашли? 

Монолог Лойко (стр. 18)

- Что же произошло  дальше?

- Подумайте,  идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала, что ты так сделаешь») 

Вывод:  Лойко отказывается поклониться своей возлюбленной в ноги и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался на высоте своего идеала, который достоин ее любви. 

- А Лойко предчувствовал собственную смерть? 

- Что же отличает  героев Горького от других  романтических героев?

(А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом, т.е. новым романтизмом.  

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений  и опасностей, но действуют в нем  самые обычные люди. 

Неоромантизм  складывается из 2-х составляющих. 

Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью.  

- И что же  они выбирают? (Свободу) 

- Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь  и свобода? (Ученики пишут сочинение-миниатюру). 

- Почему любовь  и стремление к свободе оказываются  для героев несовместимыми? (герои горячо любили друг друга, но ещё больше каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее). 

Автор подводит читателя к  мысли о том, что  свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому.

Человек не может  быть борцом, если сам не добился  внутренней свободы.  

- А закончить  мне бы хотелось словами из  текста: «А они оба кружились  во тьме ночи плавно и безмолвно,  и никак не мог красавец  Лойко поравняться с гордой Радой».

Информация о работе Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар ЧУдра"