Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:28, методичка
Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью.
Тема: «Герои-романтики
в рассказе М.Горького «Макар Чудра»
Что
вы понимаете под
словом свобода? (Ответы учащихся.)
В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
Отсутствие стеснений
и ограничений, связывающих общественно-
Отсутствие каких
– нибудь ограничений, стеснений в чём
– нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь
русского языка»
- Вспомните,
в произведениях какого
литературного направления
красной нитью проходит
тема свободы? (Романтизм).
- Действительно
слово свобода начертано на
знамени романтизма, потому что
для романтического героя она
дороже всего. Исходя из этого,
3. Вообще –
отсутствие, каких-нибудь ограничений,
стеснений в чём-нибудь.
Только
ли речь идет о внешней
свободе ? (о внутренней тоже)
- Давайте вспомним,
когда в русской литературе
появился романтизм?
(XVIII в. → В.А.Жуковский)
Что это за направление? Назовите основные отличительные черты этого направления.
В
записи звучит шум
моря, учитель читает
текст.
С моря дул влажный,
холодный ветер, разнося по степи
задумчивую мелодию плеска набегавшей
на берег волны и шелеста
- Образ морской
стихии не только зримый, конкретный
образ, но и символический.
Каков традиционный
(Море→ отсутствие
зримых границ→ свобода)
- Сегодня мы
поговорим о романтизме, правда, о романтизме
особом. Нам предстоит встреча с писателем,
о героях которого говорят как о людях
«с солнцем в крови», настолько они не
похожи на других литературных персонажей,
хотя писатель всегда делает так, что живут
они рядом с нами.
Познакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.
(сообщение)
Биография
Алексей Максимович
Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем
Новгороде.
Отец его, Максим
Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком,
в 1872 году он умер от холеры. В 1878 году Пешков
потерял и мать – Варвару Васильевну Каширину.
Детские годы писателя
прошли в семье его деда Василия
Каширина, владельца красильного
заведения. Почти единственным светлым
явлением в раннем детстве Пешкова
была его бабушка Акулина Ивановна,
человек редкой душевной доброты
и сердечности. Она согревала
его своей лаской. Она познакомила
Алешу с чудесными творениями
народной поэзии.
Когда мальчику
исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну,
Лексей, ты – не медаль, на шее у меня –
не место тебе, а иди-ка ты в люди…»
С этого времени
началась жизнь Алексея Максимовича
«в людях». Он был мальчиком в
обувном магазине, потом прислуживал
у чертежника, а от него сбежал на
Волгу и нанялся младшим
В 1884 году Алексей
уехал в Казань. Он надеялся подготовиться
и поступить в университет. Но
его надежды рухнули. Жизнь заставила
юношу пройти совсем иной курс обучения,
неизмеримо более трудный и тяжёлый.
Конец 80-х годов
Пешков провёл в странствиях. Скитания
эти были вызваны, как вспоминал
Алексей Максимович, «не стремлением
к бродяжничеству, а желанием видеть,
где я живу, что за народ вокруг
меня». Он побывал в Нижнем Поволжье
и на Украине, в Бессарабии и Крыму,
на Кубани и Кавказе.
В 1891 году он снова предпринял путешествия по Руси. Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве.
В ноябре этого же года Горький пришёл
в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года
в газете «Кавказ» был опубликован рассказ
«Макар Чудра».
Это первое печатное
произведение автора. Подписано оно
было псевдонимом – М. Горький, который
остался за ним на всю жизнь.
- Итак, нам предстоит
выяснить, в чём особенность романтизма
Горького, почему с появлением
творчества Горького возникает
понятие неоромантизм?
Анализ
текста.
- Дома вы должны
были прочитать рассказ «Макар
Чудра».
- Кто является рассказчиком? (2 человека)
Такой прием
называется художественным обрамлением,
он создает эффект наибольшей выразительности
и достоверности.
- В чем видит Макар Чудра призвание человека, его роль на земле?
( Человек рождается, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны.
Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком.
Легенда о Лойко
Зобаре и Радде иллюстрирует эту мысль.)
- Можно ли сказать,
что Макар Чудра - романтический герой?
(Ответы учащихся).
- Почему портрет
старого Чудры практически сливается
со степью и морем, которым автор даёт
такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?
- Кто ещё из
действующих лиц является
- Кто они такие?
- Найдите в
тексте портретную
А в тексте мы
найдем подробное описание портрета
героев?
- Назовите основные
черты их характера. (Лойко - свобода
и независимость; Радда - гордость).
Вывод: Горький
не изменяет традиции романтизма: через
внешнюю красоту он выделяет самые
важные черты характера героя
– стремление к свободе. Но, в
отличие от других романтических
произведений, в рассказе «Макар Чудра»
мы не найдём подробного словесного портрета.
- Итак, вспомните фабулу ( цепь событий) рассказа - перед Лойко встала дилемма( затруднительный выбор) : свобода или любовь?
- Что такое свобода мы с вами сказали, а что такое любовь?
Обратимся к
«Толковому словарю» С.Ожегова.
ЛЮБОВЬ –
чувство самоотверженной и
СВОБОДА – это
отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
- Кто из героев:
Лойко или Радда, оказался в выборе между
любовью и свободой сильнее? (Радда)
Познакомимся
с ней поближе
Говорят, красива
я очень. И словами–то обо мне
не скажешь. Может быть, красоту мою
можно на скрипке сыграть, да и
то не всякому.
Много посушила
я сердец молодецких и молодого цыгана
Лойко Зобара пленила.
Видала я молодцов,
а Лойко удалей и краше их душой и лицом.
Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни
я ему глазом, все они пали бы мне в ноги,
захоти я того. Но что толку? Они и так не
больно–то удалы, а я бы их всех обабила.
Мало осталось на свете удалых цыган, ой,
мало. Никогда я никого не любила, а Лойко
люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко,
я люблю больше. А без него мне не жить,
как и ему без меня…
- Итак, друг без
друга герои не могут, но
и покоряться друг другу не
хотят. Какой же выход они
нашли?
Монолог Лойко (стр. 18)
- Что же произошло дальше?
- Подумайте,
идя ночью навстречу с Лойко,
Радда предполагала такой исход событий?
Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала,
что ты так сделаешь»)
Вывод: Лойко
отказывается поклониться своей возлюбленной
в ноги и убивает ее, а она, умирая, благодарит
за то, что он не подчинился ей и остался
на высоте своего идеала, который достоин
ее любви.
- А Лойко предчувствовал
собственную смерть?
- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
(А герой
Горького готов обойти весь мир в поисках
счастья, он вечно следует за его ускользающей
тенью. Писатель находит счастливого человека
там, где небо почти сливается с морской
стихией и степью; в том мире, который создаёт
самые необычные романтические характеры.
Литературоведы это направление называют
неоромантизмом, т.е. новым романтизмом.
Мир неоромантической
литературы полон неожиданностей, приключений
и опасностей, но действуют в нем
самые обычные люди.
Неоромантизм
складывается из 2-х составляющих.
Вывод: Неоромантический
герой – стремится к активному восприятию
свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя
свобода зависит от свободы внешней, поэтому
он не должен быть связан ничем и даже
любовью. Красивые, сильные, свободные
люди выбирают между свободой и жизнью.
- И что же
они выбирают? (Свободу)
- Как, по-вашему,
совместимы ли понятия любовь
и свобода? (Ученики пишут сочинение-
- Почему любовь
и стремление к свободе
Автор подводит
читателя к мысли о том, что
свобода и счастье
Человек не может
быть борцом, если сам не добился
внутренней свободы.
- А закончить
мне бы хотелось словами из
текста: «А они оба кружились
во тьме ночи плавно и
Информация о работе Герои-романтики в рассказе М.Горького "Макар ЧУдра"