Рассказ о картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:26, реферат

Краткое описание

Врубель М.А. (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина.

Оглавление

I. Краткие сведения об авторе:
1) Время жизни.
2) Исторический характер эпохи.
3) Художественные течения, к которым он был близок.
II. Место картины в творчестве автора.
III. Жанр.
IV. Композиция и цветовое решение.
V. Символика деталей.
VI. Новаторство.

Файлы: 1 файл

Михаил Александрович Врубель.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

История мировой литературы и искусства 

Рассказ о картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

I. Краткие сведения об авторе:

   1) Время жизни.

   2) Исторический характер эпохи.

   3) Художественные течения, к которым он был близок.

II. Место картины в творчестве автора.

III. Жанр.

IV. Композиция и цветовое решение.

V. Символика деталей.

VI. Новаторство. 
 

 

Царевна-Лебедь. М. А. Врубель (1900) 
 
 
 
 

I. Краткие сведения об авторе 

1) Врубель М.А. (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина.

2) Среди русских живописцев, создавших произведения на темы сказок и былин, Врубелю принадлежит особое место. Художник сумел проникнуть в самый строй поэтического вымысла, ему удалось придать особый философский смысл образам народной фантазии.

3) Замечательный живописец, поэт красками и линиями Врубель вырабатывает свой язык, свой стиль, свое понимание цвета. Он стремится собрать воедино стихию цветовых гармоний. В лучших из своих декоративных холстов он избегает той плоскостности, которая была свойственна декоративистам эпохи модерна. И как лучшие колористы всех времен и народов, Врубель умел отсветами бережно распределять свои красочные богатства на холсте.

Подобно большинству писателей, поэтов, художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, Врубель стремился отобразить в своем творчестве особый мир, далекий от неприглядной и пошлой обыденности. Но, обладая могучим даром истинного таланта, он не замыкался в область мистических, потусторонних символов, как многие его современники. Врубель мучительно искал ответа на многие жгучие вопросы своего времени, обращаясь к образам значительным и величественным, к натурам необыкновенным, способным дерзко бросить вызов всему, что сковывает духовные и творческие силы человека. Его раздирали противоречия между этическим и эстетическим, божеским и человеческим, он мучился над вечными вопросами: может ли красота быть злой, а зло - прекрасным.

Личность  Врубеля как русского художника  объясняет одну особенность всего  отечественного искусства. Это искусство никогда не полагается на холодный расчет ума. Оно согрето живым чувством. Врубель вошел в историю искусства как художник редчайшей задушевности. 
 
 

II. Место картины в творчестве автора. 

Эта картина  характерна для творчества Врубеля. Она написана в жанре мифологии, в котором был представлен ряд картин. Таких как Демон, Пан, Богатырь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Жанр. 

Данная  картина была написана в жанре мифология.

(МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.) 

"Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.

Тайные  чары все же покоренного злого  колдовства.

Верность  и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.

Все эти  черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью  и той особенной величавой  красотою, свойственной народным сказам. 
 
 

IV. Композиция и цветовое решение. 

"Царевна-Лебедь". В самую глубину твоей души  заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.

Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные  камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари. . .

Вот это  колдовское мерцание жемчугов и драгоценных  камней, трепета зари и бликов пламени  огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.

Может, порою только легкий шорох крыльев  да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в  этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как  будто заколдовано. Но вы слышите, слышите  живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны  и готовы бесконечно глядеть в  ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Художник  пленил нас магией своей волшебной  музы. 
 
 

V. Символика деталей.  

Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так  он углубляет свое содержание и так  он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества."Царевна-Лебедь" опера Римского-Корсакова. Это неслучайно. Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо "вечные" идеи. Они часто используются художниками и после каждого их употребления, смысл их углубляется, содержание наполняется теми мыслями, которые вкладывали в них авторы. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. В совокупности они могут составить своеобразный миф, ту картину мира, которая будет отражать особенности восприятия художником реальности. Образы Врубеля находятся всегда на грани реального мира и фантастики, как это было и с внутренним миром художника. У него человеческая верность, чистота любви может быть представлена в облике Офелии, Царевны -Лебедь.

Например, образ  Лебедя, крылатой царевны, невесты, создается  на основе жемчужного колорита, соединяющего загадочность "живого камня" со сверканием звезд и снега. Говоря о трех основных символах врубелевского колорита, можно  отметить, что красный, синий, желтый - это три абсолютно чистых цвета в живописи, называемые также основными, потому что на их основе держится спектр. Они не могут быть созданы путем смешивания других цветов, так же как и белый.

"Царевна-Лебедь" мы видим только белую птицу, превратившуюся в прекрасную царевну, на фоне темного морского пейзажа. Но в трепетном движении ее фигуры, в тревожном повороте головы и глубине взгляда – трагизм врубелевского мировоззрения, одиночество и беззащитность красоты, ее жертвенность и недолговечность. В глазах царевны – знание судьбы своей и всего окружающего.

Героиня полотна  "Царевна-Лебедь" погружена в  таинственность и мрак. 
 

VI. Новаторство. 

Врубель во многом был новатором для своего времени . Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. В работе "Царевна-Лебедь" (1900) русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                              Приложение

ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ИСТОЧНИКИ 

1. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение, метод. М., 1992 

2. сайт: www.studzona.com 

3. http://vrubel.narod.ru

Информация о работе Рассказ о картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»