Народный эпос в творчестве М. Врубеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении жизни Врубеля оценки его творений были далеко не однозначны. Современники часто называли его импрессионистом, еще чаще декадентом. И то и другое необычайно обижало художника. Своим истинным призванием он считал пробуждение души от мелочей будничного величавыми библейскими образами, образами литературными – народного эпоса, Шекспира, Лермонтова, Пушкина, к которым он обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьезностью. Примечательно, что в сознании большинства его творчество связано с поэзией Лермонтова, сказками Пушкина и музыкой Римского-Корсакова.
Он прожил недолгую, но яркую и трагически – напряженную жизнь. Творческое наследие мастера, здоровье которого рано было подточено тяжелой болезнью, невелико, но чрезвычайно многогранно и богато подлинными шедеврами.
О великом художнике Михаиле Врубеле, о его жизненном пути и творчестве, будет рассказано в этой работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……....………………………………………………………...…...…3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА
ВРУБЕЛЯ
1.1 Биография Михаила Александровича Врубеля…………………...................5
1.2 Художественная манера М. Врубеля ……………………………..................10
ГЛАВА 2. ТЕМА НАРОДНОГО ЭПОСА В ТВОРЧЕСТВЕ ВРУБЕЛЯ
2.1 Влияние модерна на решение декоративных панно...……….....…............. 17
2.2 «Богатырь»........................................................................................................20
2.3 ''Пан''…………………………………………...................................................21
2.4 '' Царевна-лебедь''..............................................................................................25
2.5 ''К ночи''..............................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………...……………….......…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..........

Файлы: 1 файл

Курсовая. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. Родыгина Надежда ОЗО 42 группа (1).doc

— 4.64 Мб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Народный эпос в творчестве М. Врубеля

Курсовая работа по истории искусств

 

 

Выполнил студент группы ОЗО 42

 Родыгина Надежда Алексеевна   ____________

 Специальность  050602.65 Изобразительное искусство

 Специализация Декоративно прикладное искусство 

Форма обучения :  заочная

Научный руководитель

Новиков А.В.

______________

 (подпись)

_____________

 (оценка)

«___» ________ 2013 г.

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……....………………………………………………………...…...…3

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ  МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА

          ВРУБЕЛЯ 

1.1 Биография Михаила  Александровича Врубеля…………………...................5

1.2 Художественная манера  М. Врубеля ……………………………..................10

ГЛАВА 2. ТЕМА НАРОДНОГО  ЭПОСА В ТВОРЧЕСТВЕ ВРУБЕЛЯ

2.1 Влияние модерна  на решение декоративных панно...……….....…............. 17

2.2  «Богатырь»........................................................................................................20

2.3 ''Пан''…………………………………………...................................................21

2.4 '' Царевна-лебедь''..............................................................................................25

2.5 ''К ночи''..............................................................................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………...……………….......…29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...........…………..…………32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...……….........34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2....................................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Врубель Михаил Александрович - русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически  во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

 Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. "Врубель, — пишет Головин, — идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".

Врубель принадлежит к тем художникам, искусство которых неразрывно связано с их личностью, с биографией. Врубель без счета растрачивал силы, превращая каждое произведение в исповедь, откровение радостей, страданий и надежд, с удивительным самоотвержением вкладывая в любой, на первый взгляд даже случайный, небольшой набросок живую частицу своей страстной трепетной души. Его феноменальный от природы глаз улавливал, а феноменальная зрительная память удерживала такие изгибы формы, которые обычно даже не замечаются, и он учился чеканить их, как ювелир. Все это сообщало его произведениям не только орнаментальность, но и некую волшебную таинственность, независимо от сюжета. Удивительно, но строго рациональная система Чистякова воспитала самого большого фантаста, который когда–либо был в русском искусстве, и единственного в том смысле, что его фантастика вытекала из пристальнейшего наблюдения натуры.

На протяжении жизни  Врубеля оценки его творений были далеко не однозначны. Современники часто  называли его импрессионистом, еще  чаще декадентом.  И то и другое необычайно обижало художника. Своим истинным призванием он считал пробуждение души от мелочей будничного величавыми библейскими образами, образами литературными – народного эпоса, Шекспира, Лермонтова, Пушкина, к которым он обращался постоянно, трактуя их с глубокой серьезностью. Примечательно, что в сознании большинства его творчество связано с поэзией Лермонтова, сказками Пушкина и музыкой Римского-Корсакова.

Он прожил недолгую, но яркую и трагически – напряженную  жизнь. Творческое наследие мастера, здоровье которого рано было подточено тяжелой болезнью, невелико, но чрезвычайно многогранно и богато подлинными шедеврами.

О великом художнике  Михаиле Врубеле, о его жизненном  пути и творчестве, будет рассказано в этой работе.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ  МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА ВРУБЕЛЯ

1.1 Биография Михаила Александровича  Врубеля.

Врубель родился в  Омске в 1856 году. Матери он лишился  рано, ее заменили мачеха и отчасти  старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постоянной сиделкой. Отец, военный юрист, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому после окончания гимназии Врубелю, совершенно не испытывавшему интереса к уготованной ему профессии, пришлось поступить на юридический факультет Петербургского университета. Но по окончании учебы, проработав несколько месяцев в военно-юридическом ведомстве, он все же решил круто изменить свою жизнь и поступил в Императорскую академию художеств.

Еще до поступления в  академию Врубель рисует в разных техниках - карандашом, пером, акварелью, маслом. Профессиональных навыков у него нет, разумеется, пока еще нет, но уже заметна выразительность и характерность. Его занимает содержательность сюжета, поэтому под рисунками часто присутствуют подписи, словесный комментарий.

В течение четырех  лет учебы он напряженно работает, изучая классическое искусство, совершенствуя  мастерство и стремясь выработать собственный  стиль. Врубель много рисует пером  и акварелью - бытовые сценки, натурщиков в различных костюмах, используя пока сто вполне традиционные методы. На формирование стиля художника сильно повлиял метод работы П. Чистякова, класс которого он посещал. В Частности, для облегчения построения какого-либо предмета Чистяков предлагал изображать его ограниченным, представляя изгибы формы как плоскости многогранника, по-разному повернутые в пространстве.

Профессор Чистяков отметил  недюжинные способности своего ученика  и его тяготение к монументальным формам, поэтому, когда в 1884г. к нему обратился известный историк искусства А.В. Прахов с просьбой подыскать хорошего художника для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, не задумываясь, рекомендовал Врубеля.

Врубель покинул академию, и в его жизни начался новый  этап. В Кирилловской церкви он должен был не только вести реставрационные работы, но и написать несколько новых композиций взамен утраченных, а также иконостас. Чтобы проникнуться духом старых итальянских и византийских мастеров, Врубель специально ездил в Венецию.

В написанных им иконах Врубелю удалось соединить образы византийской древности с новыми тенденциями в искусстве рубежа веков, с острым психологизмом нового времени. Особенно сильное впечатление на зрителя производит Богоматерь с младенцем - быть может, потому, что, создавая этот образ, художник испытывает совершенно особые чувства: черты Богоматери он увидел в облике Эмили Праховой, жены своего работодателя, в которую страстно влюбился с первой встречи.

За время жизни в  Киеве Врубель создал немало интересных произведений. Среди них - картина «Девочка на фоне персидского ковра» (где изображена дочь ростовщика, к услугам которого художнику часто приходилось прибегать), серия иллюстраций к «Анне Карениной», множество акварельных рисунков. Здесь же, в Киеве, Врубель впервые обратился к теме Демона, ставшей впоследствии ключевой в его творчестве. Именно в этот период начинается формирование самобытного стиля Врубеля с его необыкновенным сияющим колоритом, с «кристаллическим рисунком», который отличает его от всех остальных художников.

Врубель надеялся получить заказ и на роспись Владимирского  Собора. Он даже подготовил эскизы, которые, однако, так и остались эскизами. Единственное, что удалось выполнить  мастеру, - орнаменты в боковых  нефах собора. Но даже в такой, казалось бы, незначительной работе он смог проявить свою индивидуальность и привлечь к себе внимание. Меж тем признание широкой публики не приходило. Жить становилось все тяжелее, и чтобы найти хоть какие-то средства к существованию, художник брался за самую тяжелую ремесленную работу или писал картины за гроши (причем большая их часть была отвергнута заказчиками).

В 1889 г. Врубель переезжает в Москву. Здесь он встречается  со своим другом еще со времени  академии В. Серовым, знакомится с К. Коровиным, которые ввели его в дом Саввы Мамонтова, положив начало их тесному общению, продолжавшемуся вплоть до смерти художника. Мамонтов, богатый промышленник и меценат, «русский Медичи», создал в своем московском доме на Садовой-Спасской и в подмосковном имении Абрамцево нечто вроде культурного центра, где собирались художники, музыканты, актеры, такие как Поленов, Суриков, Васнецов, Репин, Антокольский, Серов, Шаляпин, Станиславский. В этом кружке Врубель почти сразу же занял ведущее положение.

В творчестве художника  наступает самый продуктивный период - он много и плодотворно работает в разных жанрах и техниках: пишет портреты (Арцыбушева и Мамонтова), декоративное панно («Венеция» и «Испания», «Фауст»), занимается дизайном, делая эскизы для абрамцевского дома, начинает работать с керамикой, активно экспериментирует, соединяя различные технические приемы, смешивая эмали и глазури. Благодаря его экспериментам с этой техникой керамику стола возможно использовать в облицовке зданий (знаменитое керамическое панно на фасаде гостиницы «Метрополь»).

Врубель продолжает писать акварелью, причем делает довольно большие  работы, не характерные для данной техники («Гензель и Гретель», «Царевна Волхова»). Ему нравятся смешанные  техники - акварель, белила, тушь, гуашь, сепия, карандаш, уголь, пастель. В таком стиле часто написаны эскизы декораций, которые сами по себе являются произведениями искусства. Но все же наиболее значительные произведения этого периода написаны в технике масляной живописи, с использованием различных приемов письма - Врубель накладывает мазки то легко и прозрачно, то густо и пастозно, работает как мягкой, так и щетинной кистью, тонким ножом. Колорит, как правило, насыщенный, богатый оттенками и переливами. Для выделения главных персонажей часто используются крупные планы, фрагментация; части фигуры и предметов как бы выходят из картинной плоскости на зрителя.

Важное место в творчестве художника занимает сценография: Врубелю  принадлежит оформление многих спектаклей Частной оперы Мамонтова. Для  театра Врубель становится незаменимым человеком, многие современники упоминают о его феноменальной зрительной памяти и энциклопедических знаниях в области этнографии, истории костюма, архитектуры. Он мог нарисовать эскиз в любом стиле, набросать исторически верный рисунок костюма или эскиз мебели любой эпохи, не обращаясь к справочным изданиям.

В Частной опере художник встретил и свою любовь - певицу Надежду  Забелу. Голос и облик ее настолько  поразили Врубеля, что в первый же вечер знакомства он сделал ей предложение. Вскоре они поженились. Забела исполняла почти все заглавные партии в операх Римского-Корсакова, ставшего вскоре близким другом Врубеля, открывшим для него мир русской сказки. «... Благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду... » И действительно, из-под его кисти в этот период выходит особенно много работ на тему народной поэзии, русских сказок и былин («Тридцать три богатыря», «Царевна Лебедь», «Микула Селянинович», «Богатырь»), а под влиянием опер Римского-Корсакова появляется целая серия майоликовых скульптур («Садко», «Снегурочка»).

В более поздних работах, таких как «Пан», «К ночи», «Сирень», заметно влияние символизма, зародившегося  на рубеже веков. Это таинственные картины, полные волнения и тревоги, рассказывают о фантастических силах, скрывающихся в обыденных вещах.

В 1901 году у Врубеля  родился сын - «мальчик прелестный, с каким-то поразительно сознательным взглядом... но с раздвоенной верхней  губкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное и неуклонное погружение... в стихию его конечного Демона» (из воспоминаний А.А. Врубель). Кроме того, на него повлияло неприятие публикой «Демона поверженного», в которого он, кажется, вложил все силы своей души.

С 1902 года появляются первые признаки быстро прогрессирующего душевного недуга. После лечения болезнь на некоторое время отступает, но смерть сына в 1903 году ведет к ее возобновлению. С этого времени Врубель почти непрерывно находится в лечебницах Москвы и Петербурга, но в моменты просветления он продолжает работать: пишет замечательные портреты Забелы-Врубель, Брюсова, картины «Жемчужина», «Шестикрылый серафим».

Болезненное состояние, в котором Врубель пребывал в  эти годы, на его живописи никак  не отразилось, разве что он стал писать свои картины, используя еще большее разнообразие техник, чем прежде, - подробный рисунок углем закрашивается широкими цветовыми плоскостями, а поверх он снова мог рисовать пером или карандашом. Стремясь как можно скорее воплотить на холсте обуревавшие его чувства, художник часто пренебрегает технологическими правилами и не дожидается, пока краски высохнут. Помимо крупных живописных работ, в этот период им создано множество графических портретов.

В 1906 году художник ослеп, а в 1910 его не стало.

1.2 Художественная манера М. Врубеля

           Среди русских живописцев, создавших произведения на темы сказок и былин, Врубелю  принадлежит особое место. Художник сумел проникнуть в самый строй поэтического вымысла, ему удалось придать особый философский смысл образам народной фантазии.   

             Прочными корнями связан Врубель с материнской почвой русской традиции - вглядываясь в волшебных героев врубелевских картин, кажется, что они соединили в себе все многообразие сказочных образов - от смутных мифологических символов до опоэтизированных народной фантазией персонажей фольклора. Художник исполняет картины и рисунки, посвященные великим созданиям мировой творческой мысли. Это «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова.

              Подобно большинству писателей, поэтов, художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, Врубель стремился отобразить в своем творчестве особый мир, далекий от неприглядной и пошлой обыденности. Но, обладая могучим даром истинного таланта, он не замыкался в область мистических, потусторонних символов, как многие его современники. Врубель мучительно искал ответа на многие жгучие вопросы своего времени, обращаясь к образам значительным и величественным, к натурам необыкновенным, способным дерзко бросить вызов всему, что сковывает духовные и творческие силы человека. Его раздирали противоречия между этическим и эстетическим, божеским и человеческим, он мучился над вечными вопросами: может ли красота быть злой, а зло - прекрасным.

Информация о работе Народный эпос в творчестве М. Врубеля