Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 11:04, реферат
В XX веке культура нашей страны претерпела коренные изменения. Вместе со сменой политического строя, менялись все сферы жизни, совершались научные открытия. Стоит отметить, что мужчины и женщины вносили абсолютно равнозначное вклад. Так, например, среди женщин внесших вклад в развитие культуры и искусства, можно назвать председателя Центрального бюро юных пионеров, многолетнего директора фабрики «Трехгорная мануфактура» Анну Северьянову; писательницу-революционера, активнейшую комсомолку и известную балерину Ольгу Лепешинскую; автора «Мужества» - первой книги о Комсомольск-на-Амуре Веру Кетлинскую
Введение
Детство, юность
Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького
Создание парка
Концерт-представление в Большом театре
Зимний парк
Новый рывок
Театр на воде
Зеленый театр
Карнавалы
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
В XX веке культура нашей страны претерпела коренные изменения. Вместе со сменой политического строя, менялись все сферы жизни, совершались научные открытия. Стоит отметить, что мужчины и женщины вносили абсолютно равнозначное вклад. Так, например, среди женщин внесших вклад в развитие культуры и искусства, можно назвать председателя Центрального бюро юных пионеров, многолетнего директора фабрики «Трехгорная мануфактура» Анну Северьянову; писательницу-революционера, активнейшую комсомолку и известную балерину Ольгу Лепешинскую; автора «Мужества» - первой книги о Комсомольск-на-Амуре Веру Кетлинскую. Этот список можно продолжать и продолжать, и не последнее место в нем займет Глан Бетти Николаевна, которая вошла в историю как советский режиссер, журналист и первый директор и художественный руководитель ЦПКиО им.М. Горького. Именно работа в парке культуры стала истинным призванием Бетти Николаевны, ей она посвятила всю свою деятельность.
Глан обладала невероятной способностью притягивать к себе талантливых и сильных личностей. Рядом с ней были надежные единомышленники и союзники: архитекторы И.Жолтовский и А.Власов, художники П.Вильямс, братья Стенберги, В.Рындин, А.Дайнека, Я.Ромас. Знание трех иностранных языков дало Глан возможность непосредственного общения со многими иностранными гостями, общественными деятелями, поэтами, писателями, художниками, музыкантами.
Под руководством этой энергичной женщины парк не только стал символом новой страны, центром культуры и отдыха, но и дал возможность рождению и развитию новых театральных форм, стоит лишь вспомнить уникальный «Театр на воде», карнавалы, спектакли в Зеленом театре или же премьеру кинофильма «Цирк».
Детство
Бетти Николаевна Глан родилась 7 января по новому стилю (25 декабря - по старому). О чем сама в шутку говорила, что ощущение радости, которым ее одаривали окружающие, празднуя не только ее день рождения, но и Рождество, и «определило на все последующие годы мое влечение к созданию праздников, объединяющих и обогащающих людей».
Отец ее прошел путь от простого фабричного рабочего до владельца небольшой пищевой фирмы. Мать была домохозяйкой и воспитывала четырех детей.
С самого раннего детства Бетти Николаевну воспитывали в строгости и дисциплине. Весь день был отдан под занятия гимнастикой, уроки, чтение, изучение иностранных языков. Большое влияние на дальнейшую профессию оказали занятия музыкой и увлечение драматургией.
Под влиянием последнего Глан вместе со своей одноклассницей создали в школе драматический кружок, руководить которым пригласили известного актера драматического театра Юрия Яковлева.
В 1919 году с окончанием гимназии закончилась и музыкально-театральная юность. Глан переехала в Одессу работать секретарем-машинистом в избирательной комиссии, здесь состоялась встреча, которая определила всю будущую жизнь юной девушки. Анатолий Васильевич Луначарский предложил поработать Бетти Николаевне в политотделе, а затем поехать на учебу в Москву. Конечно, отказаться от этого предложения она не смогла.
Жизнь в Москве состояла не только из обучения иностранным языкам, но и работы ответственным секретарем Главного художественного комитета. Эта должность предполагала общение с деятелями культуры и искусств, разнообразные совещания, встречи, посещение театров и концертов.
Следующим местом работы стал Французский сектор Исполкома Коминтерна, а после него – работа на заводе №1. Здесь был создан клуб, в котором ежедневно кипела работа. Именно с этого момента началась клубная деятельность Бетти Николаевны. Начиная с небольшого заводского клуба, в котором ставились одноактные пьесы, проводились встречи и дискуссии с писателями и литературными деятелями.
Вскоре Глан перешла работать в районный клуб, дававший больше возможностей. Помимо тех же встреч, лекций, диспутов, здесь была создана театральная студия под руководством тогда еще мало известного Эрнеста Гарина. Он ставил чеховские водевили и сцены из «Ревизора», используя новые театральные формы. Инновационным было и решение сценического пространства – вместо привычных кулис и задника были установлены высокие щиты из двойной формы.
В 1925 году Бетти Николаевна вернулась на свое прежнее место работы, но теперь условия труды были совсем иные. Вместо старенького клуба красовался Дворец культуры, давший еще больше возможностей. Именно в этом месте было впервые проведено смелое по тем меркам мероприятие – костюмированный вечер, посвященный 10-летию Октябрьской революции.
Между работой в клубе и Дворцом культуры, были два года, когда Бетти Николаевна работала Исполкоме Коминтерна ответственным секретарем советской делегации. Под ее ведением было установление отношений между советскими комсомольцами и представителями капиталистических стран. Работая с иностранными делегациями, Глан получила бесценный опыт общения с заграничными гостями, пригодившийся ей в будущем при управлении парком.
Особого внимания заслуживает создание песенника «Боевые песни друзей» - сборник революционных песен на разных языках.
Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького
Создание парка
Идея о создании парка была выдвинута Константином Анатольевичем Ухановым – Председателем Московского Совета. Обратившись к Луначарскому, видевшему перспективы развития нового культурного центра, он, конечно, получил поддержку и принялся за реализацию своего замысла.
В 1929 году Бетти Николаевну Глан направили на работу в Центральный парк культуры и отдыха. Работы предстояло много, так как сроки были ограничены, а в результате должен был быть создан совершенно новый, не существовавший ранее, культурный центр.
«Нам же предстояло в сложных условиях 20-30 годов создать первый в стране, новый по форме и содержанию парк для простых советских людей, для их радости и отдыха» - так определяла свою задачу сама Бетти Николаевна.
Парк, представший перед глазами нового директора, представлял удручающее зрелище: «Все театры и павильоны были окрашены одинаково в удручающий темно-красный цвет, приземлявший строения и разрушавший их архитектурную форму» (из книги Б.Глан). Руководство Московского городского комитета партии не ошиблось, назначив именно Бетти Николаевну директором нового проекта. Она взялась за работу с присущей ей энергичностью: к преображению будущего места отдыха всех советских людей привлекла художников, которые смогли воплотить в жизнь казавшийся неосуществимым замысел.
В мае 1931 года состоялось торжественное открытие парка. Работа художников и архитекторов не прошла зря – парк представлял собой поистине впечатляющее зрелище. Все строения были выкрашены в светлые тона, на стенах красовались яркие рисунки, аллеи украшены флагами разнообразных цветов и форм. Вечерами парк облачался в волшебный наряд, создаваемый искусной подсветкой зелени, фонтанов и скульптур. Над внешним обликом трудились братья Стенберги, И. Кланг, М. Богдановкая, К.Мельников, А.Власов Л.Лисицкий, И.Жолотовский.
Первые мероприятия
Первое масштабное мероприятие – XVI съезд партии – случилось в 1930 году. Это был театрализованный праздник, который создали Н.Н. Асеев, занявшийся написанием сценария, и известный ленинградский режиссер С.Э.Радлов, осуществивший постановку, которая вызвала бурю восторгов у зрителей. Все начиналось с торжественного въезда автокаров, ведомых ударниками «Динамо», затем шел спектакль, в котором высмеивали прогульщиков, пьяниц, бездельников, после чего действие переносилось на Москву-реку. «Водное представление» продолжил пиротехнический спектакль, о котором «Комсомольская правда» писала: «Можно с полной уверенностью утверждать, что более грандиозного ночного зрелища Москва еще не видела».
Концерт-представление в Большом театре
Серьезным испытанием для Бетти Николаевны, с которым, к слову сказать, он справилась на отлично, стала постановка в Большом театре праздничного концерта-представления в честь 13-й годовщины Великой Октябрьской революции. Ставить это мероприятие Глан помогали талантливые люди – режиссер из Театра Вс.Мейерхольда Александр Нестеров, художник Большого театра Федор Федоровский. Тема, идея и содержания спектакля определялись решениями съезда, главной же задачей, поставленной перед Глан, было - найти художественное решение, которое смогло бы увлечь серьезную аудиторию, собравшуюся на вечере.
Для этого Бетти Николаевна решила заменить традиционный доклад необычными театрализованными рапортами, также задействовать все доступное пространство, включая авансцену, проходы в партере, фойе, ложи и боковые кулисы. Основными принципами спектакля стали: непрерывность, неожиданность мизансцен, эффект быстрой смены оформления.
Так проходило само мероприятия. На сцене портрет В.И. Ленина, в фойе мощно играет оркестр. Распахиваются двери и по рядам строем идут передовики столичных заводов. Им на смену, под песню хора текстильных фабрик «Ткачихи», выходят работницы текстильных фабрик, одна из них сообщает о перевыполнении плана, на ложе бельэтажа появляется красное полотнище с надписью: «Пятилетку выполним в четыре года!». В это же время из глубины сцены под звуки песни «Наш паровоз, вперед лети!» выезжает большой декоративный паровоз. Стоящий на нем машинист дает обещание следовать примеру ударников депо. Следующим следует рапорт о сборе урожая в Подмосковье. В руках у людей, вышедших на сцену под звуки «Уражайной» Д.Васильева-Буглая, снопы ржи и пшеницы, овощи огромных размеров. В это время на сцене из двух люков появляются вышки, обозначающие строительные участки, молодые строители рассказывают об ударных стройках первой пятилетки. В подтверждение их слов на сцену выходят строительные отряды комсомольцев и зачитывают сообщение о проделанной работе на заводах и стройках Москвы. После чего на сцену выходит пионер-вожатый, ведя за собой толпу юного поколения, шествие этой толпы не прекращалось около 4 минут. На трибуне представитель Исполкома Коминтерна произносит речь, затем студенты и студентки исполняют танец. Театрализованный концерт оканчивается шествием представителей Красной Армии.
Зимний парк
ЦПКиО стал первым не только в стране, но и в мире парком, которые не прекращал свою работу и зимой. С наступлением холодов здесь начинали свою работу зимние аттракционы, посетители могли покататься на коньках, заняться лыжным спортом, скатиться с ледяных и лыжных гор на финских санях, или просто прогуляться по многочисленным аллеям парка.
Вот такой парк оказался замечательной базой для проведения зимних праздников. Для проведения праздников использовались и традиционные забавы – катания с гор, на тройках, каруселях, из новых форм – бег на лыжах за лошадьми и мотоциклами, соревнования на льду и снегу, танцевальные выступления и постановки на катках.
Именно в парке был создан первый «Театр масок на льду». Комики Пат и Паташон, сатирическая пара Жоржик и Маруся, «веселая корова» стали любимцами публики.
Особенно хорошо москвичам и гостям столицы запомнился праздник в честь Красной Армии. Люди, стоявшие на набережной реки-Москвы наблюдали за тысячами красноармейцев, бодро шествующих на лыжах по замерзшей реке под музыку духовых оркестров с плакатами и транспарантами. Продолжился праздник на катке соревнованиями фигуристов и костюмированными балами танцоров на льду. Тысячи конькобежцев, снующих по аллеям в одиночку, по парам и целыми группами, эффектная иллюминация и веселая музыка создавали ощущение настоящего праздника. Почетным гостями мероприятия в свое время стали В.И. Блюхер, и А.Н. Толстой с женой, и А.В. Нежданова, и И.В. Ильинский.
Значимым событием для парка стало гастролирование лучших театров столицы и крупнейших городов. В закрытых и открытых театральных помещениях с успехом прошли «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Страх» и «Чудак» А. Афиногенова, «Горе от ума» А. Грибоедова.
Новый рывок
Новый толчок развития парковой культуры определила вторая пятилетка, главным слоганом который были слова: «Пятилетку - в четыре года!». Все мероприятия, встречи, концерты, соревнования были посвящены именно самоотверженному труду русского народа. От работников культуры требовались новые способы привлечения публики.
Так была проведена первая олимпиада самодеятельного искусства, которая положила начало традиционным общесоюзным праздникам народных талантов. Ярким событие стало и получение официального разрешения на исполнения латинских танцев, что не могло не вызвать восторг и молодежи.
Театр на воде
Театр на воде уже насчитывает сотни лет и не удивительно, что именно в ЦПКиО был создан первый стационарный театр на воде, впрочем, как и многие другие праздничные и театральные придумки.
Анатолий Шатин, создавший в 1931 любительский танцевальный ансамбль и школу сценического танца, приметил островок на Галицынском берегу, окруженном живописными липами и ивами. Здесь и стали проходить выступления его танцевальной группы. Первым большим спектаклем, поставленным на острове, стал балет «Волшебная флейта». Сначала зрители располагались на нескольких скамейках, но, так как желающих было намного больше, то вскоре перед озером был построен амфитеатр.
Информация о работе Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького