Заповеди делового человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:23, лекция

Краткое описание

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии находятся в постоянном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Оглавление

1. Профессиональная этика.
2. Заповеди делового человека.
3. Служебный этикет.
4. Конфликты в организации и способы их разрешения.
5. Национальные стили ведения переговоров. Невербальное общение.

Файлы: 1 файл

План профессиональная этика. Заповеди делового человека. Служебн.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Тема IV. Этика деловых отношений

 

Цель: ознакомить учащихся с основными нормами этики деловых отношений.

ПЛАН

1. Профессиональная этика.

2. Заповеди делового человека.

3. Служебный этикет.

4. Конфликты в организации и  способы их разрешения.

5. Национальные стили ведения переговоров. Невербальное общение.

1. Профессиональная  этика.

Среди отраслей этической науки  выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения  не столько отрасли этической  теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, например, «клятва Гиппократа», Кодекс чести судьи РФ.

Профессиональная этика обусловлена  особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии находятся в постоянном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

 

Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента.

Педагогическая  этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь.

Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, юриста, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика – это специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности1.

Профессиональная этика изучает2:

– качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального  долга;

– нравственные взаимоотношения  специалистов и объектов их деятельности (врач и больной, педагог и ученик и пр.);

– взаимоотношения специалиста (коллектива) с обществом;

– взаимоотношения людей  внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

– цели и методы профессионального  обучения и воспитания.

Важными моральными характеристиками личности являются профессиональные качества, отношение к труду. Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его профессиональной пригодности.

Профессиональная мораль находится в тесной связи с  общественным сознанием, системой общепринятых моральных норм. Нарушение трудовой этики влечет разрушение общих моральных установок, наносит вред обществу.

Профессиональная мораль – мораль корпоративная. Но она ориентирована не только на защиту интереса некоторой корпорации (в таком случае она была бы круговой порукой), но и на интерес всего общества. В профессиональной морали можно выделить 2 аспекта:

– аспект внутрикорпоративной  ответственности;

– аспект глобально-всеобщей ответственности за результаты своего труда.

Собственно корпоративный  интерес не может не противоречить общественному. Нормы профессиональной морали ограничивают корпоративный интерес и определяют приемлемые для общества формы его удовлетворения. Например, корпоративный интерес врача как представителя определенной профессии выражается в том, что он заинтересован скрывать свои методы лечения (сохранять ноу-хау) для того, чтобы у него было больше клиентов. Но профессиональная этика запрещает такого рода секреты. Общество в целом находит средства к разрешению такого рода противоречий, например, защищая авторские права, повышая оплату труда опытных врачей, врачей, имеющих научные степени и т. д. Но профессиональная мораль охраняет и корпоративный интерес, позволяя, например, платные консультации, в том числе не только пациентов, но и своих коллег тогда, когда один из них обращается за помощью к другому.

Общественный и корпоративный  интересы могут вступать в острые противоречия тогда, когда общество переживает переломные периоды, связанные  с изменением типа собственности, с  изменением системы организации профессиональной деятельности (платная – бесплатная медицина). В таких ситуациях нормы профессиональной этики корректируются при одновременном учете новых социальных технологий (новой системы стимулов труда) и общечеловеческих гуманных нравственных принципов3.

Профессиональные  кодексы возникают в результате специальной деятельности членов корпорации, отражают коллективный, систематизированный опыт решения моральных проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Нравственные кодексы  являются добровольным волеизъявлением членов корпорации.

В период становления  информационной цивилизации на первый план выходят проблемы:

– квалификации работников;

– профессионализма, компетентности;

– деловых качеств.

В современном российском обществе, в условиях становления рыночных отношений, особое значение принимают проблемы деловой, предпринимательской этики.

В о п р о с  ы   д л я   з а к  р е п л е н и я:

· Что такое профессиональная этика?

Тест на самооценку4

От того, как человек  оценивает самого себя, зависит очень многое: его внутреннее равновесие, устойчивость, стабильность, удовлетворенность собой, своей работой и жизнью.

В случае завышенной самооценки человек переоценивает свои силы и ставит перед собой трудно достижимые цели. Он может проявлять себя заносчивым и высокомерным. Если самооценка занижена, человек обычно не уверен в себе. При нормальной самооценке человек уравновешен, стабилен, сбалансирован.

По каждому из предложенных утверждений надо дать ответ «очень часто», «часто», «редко», или «никогда», в зависимости от того, насколько свойственны вам утверждения теста.

1. Мне хочется, чтобы  мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую  свою ответственность в работе.

3. Я беспокоюсь о  своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей  инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за  свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть  глупым.

8. Внешний вид других  куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать  с речью перед незнакомыми  людьми.

10. Я часто допускаю  ошибки.

11. Как жаль, что я  не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне  не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись  другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного  мнения обо мне.

17. Мне не с кем  поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня  очень многого.

19. Люди не особенно  интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие  люди не понимают меня.

22. Я не чувствую  себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь  понапрасну.

24. Я чувствую себя  неловко, когда вхожу в комнату,  где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя  скованно.

26. Я чувствую, что люди  говорят за моей спиной.

27. Я уверен, что люди  почти все принимают легче,  чем я.

28. Мне кажется, что  со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как  люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я  не общителен.

31. В спорах я высказываюсь  только тогда, когда уверен  в своей правоте.

32. Я думаю о том,  чего ждут от меня друзья.

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» – 4 балла, «часто» – 3, «редко» – 2, «никогда» – 0.

 

0–25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26–45 баллов  – показатель среднего уровня самооценки, при котором человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46–128 баллов – уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, можно свободно выбирать профессию бизнесмена.

При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет смысла: большинство людей оценивают себя именно так.

Если самооценка низкая, то, прежде всего, нужно понять, что в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Известно также: каким человек хочет видеть себя, таким он становится со временем. А изменять самого себя человек начинает именно тогда, когда хочет добиться успеха в выбранной им профессии.

Тест на соответствие индивидуальных способностей человека профессии менеджера5

Если у вас нет  стопроцентной уверенности в  правильности  выбора профессии, то целесообразно себя еще раз проверить. Ответьте на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас  желание начать собственное дело, то есть стать предпринимателем, трудиться на себя вместо того, чтобы работать на других, но, как говорится, «вкалывать на всю катушку», не считаясь со временем, выходными днями и т. д.?

2. Располагаете ли  вы необходимой энергией для  самых решительных действий при  любых неожиданных жизненных  поворотах?

3. Согласны ли вы  принять участие в сделке, когда  нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?

4. Откажетесь ли вы  от гарантированной работы со  средним заработком, предпочтя ей  менее надежную, но более доходную?

5. Любите ли вы новые  идеи и концепции, причем самые  неожиданные?

6. Способны ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль?

7. Желаете ли вы  испытывать себя в весьма рискованных  ситуациях?

8. Способны ли вы  принять пари на сумму, которой  вы в данный момент не располагаете?

9. Откажетесь ли вы  от малопривлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?

10. Будете ли вы предлагать  новые идеи, если реакция на  них вашего руководства неопределенна?

11. Независимый ли у  вас характер?

12. Располагаете ли  вы большим запасом жизненной энергии?

13. Любите ли вы острые  ощущения, события, которые «щекочут»  нервы?

14. Пойдете ли вы  на работу, связанную с многочисленными  разъездами?

15. Если бы вам пришлось  играть в азартные игры, то  предпочли бы вы крупные ставки?

16. Опасаетесь ли вы крутых жизненных поворотов?

· Сосчитайте, сколько у вас получилось положительных ответов, и при числе 13 и более рассчитывайте, что можете попытать свои силы в предпринимательстве.

2. Заповеди  делового человека.

10 библейских заповедей – абсолютный источник нравственных ценностей. В бизнесе приблизительно 2 столетия назад они преобразовались в семь правил для торговца. Практика коммерции внесла свои коррективы, и, учитывая влияние христианских норм на эффективность бизнеса, ряд известных западных компаний предложили свои «кодексы бизнесмена». В 1973 г. известный американский бизнесмен Нимрод Маккойер опубликовал кодекс цивилизованного предпринимателя «Десять заповедей делового человека».

Информация о работе Заповеди делового человека