Возникновение полиса, его государственное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократия. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Оглавление

План
1. Введение
2. Возникновение полиса, его государственное устройство
3. Демократия
4. Основные черты афинского права
5. Воспитание и образование
6. Искусство, литература, театр
7. Наука
8. Греческие игры
9. Заключение
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

культ 1.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

      IV в до н.  э.  ознаменовался   в  Древней  Греции,  как   век  создания различных школ,  хотя  обучение  стоило  очень  дорого.  Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той  эпохи, Исократа, стоило едва  ли  не  дороже,  чем  обучение  у софистов,  и  было доступно только состоятельной верхушке  горожан.  Все  более  многочисленные философские  школы  ориентировались также лишь на социальную элиту.

      Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь  все больше  сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное  к  широким  массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в.  до  н.  э., уже не играло в следующем столетии  прежней  социально-воспитательной  роли.

      Трагедия переживала упадок, комедия претерпела  существенные  изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции  эпохи Перикла,  то проза,  напротив,  поднялась  на  небывало   высокий   уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до  последних  веков  античности  оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности,  чистоты  и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие  поколения,  и  не только в древности,  философия  IV  в.  до  н.  э.,  представленная  именами Платона  и  Аристотеля.  Изобразительное  искусство,  особенно   скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса,  не  уступавшие  великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

      Особое  место в жизни греков занимал  театр. Он во многом не  был похож на современный театр. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем – дважды) во  время  праздника  бога  Диониса (Великие Дионисии - праздник начала  весны,  знаменовавший вместе  с тем открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех  дней  с  утра до вечера шли спектакли, о которых затем  говорили  в  течение  всего  года.

      Театр в отличие  от  хоровой  лирики  обращен  ко  всему  демосу,  он  более демократичен, он служит трибуной, с которой  обращаются  к  демосу  те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего  наивысшего  расцвета  театр достиг  в V в.  в   Афинах, наиболее демократическом  из  полисов  Эллады.  Театр  стал  подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды  и  убеждения  свободных граждан.  Театр  был общественным  институтом,  включенным   в   систему полисных   праздников. Театральное  зрелище  было  массовым,  зрителями являлась   большая   часть граждан, организация  представлений  –  одна  из самых  важных  и  почетных литургий. Со времени Перикла государство давало беднейшим  гражданам  деньги для  оплаты  билетов.  Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из  граждан, определяло победителя. 

      Наука 

      Античная  наука возникла  в  VI  в до н. э. в весьма  своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько  позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта  обстановка  послужила  той  средой, которая  способствовала  зарождению  особой  формы  умозрения,  приведшей  в дальнейшем к развитию теоретического – как философского, так  и  научного  –мышления.

      Любовь  древних греков к словесному агону, т.е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в  этих  условиях  к  развитию искусства устной аргументации и, в  конечном  счете,  к  разработке  приемов логического доказательства.

      Одной  из  характернейших  черт  античного  общества  было  отсутствие заметного взаимодействия между наукой  и техникой.  Это не  означало, что античная техника была  примитивной,  находившейся  на  очень  низком  уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху  зарождения  греческой  науки, греческие ремесла и такие  инженерные  дисциплины,  как  строительное  дело, кораблестроение  и  другие,  находились  на   передовом крае   технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции  отчасти  заимствованные  у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен  эгейской  цивилизации.

      Так, например, Геродот приводит несколько примеров  достижений инженеров  с острова Самос, которые  особенно  славились  в  то  время.  В частности  он говорит о водопроводе,  созданном  по  проекту  Эвпалина  и проходившем  по туннелю,  который  был  прорыт  сквозь  гору  и  имел  длину  около   одного километра. Долгое время историки относились к  этому сообщению  Геродота  с недоверием,  но  в  конце  XIX  в.   немецкая археологическая   экспедиция действительно обнаружила этот туннель. Самым  интересным  было  то,  что  в целях ускорения работы  туннель  рыли  одновременно  с  обеих  сторон  горы.

      Впоследствии  Герон привел в сочинении "Диоптра"  геометрическое  построение,  которое должно было быть осуществлено для того, чтобы  рабочие,  прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была  совсем  не  простая  задача, требовавшая  не  только  определенных  знаний,  но  и  большой  точности   в проведении геодезических измерений.

      Зарождение  теоретической математики следует  отнести ко времени первых, еще, вероятно, не  очень  строгих  попыток  Фалеса  доказать  геометрические теоремы – о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том,  что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами  по  себе эти положения уже в то время  казались,  вероятно  достаточно  тривиальными.

      Новым было то, что Фалес впервые  попытался  их  логически  обосновать.  Тем самым он положил начало дедуктивной математике  –  той  математике,  которая впоследствии  была  превращена  в  стройную  и   строгую   систему   трудами Гиппократа  Хиосского,  Архита,  Эвдокса,  Евклида,  Апполония  Пергского  и других великих ученых эпохи расцвета греческой  культуры.  Но  все  открытия этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.

      Исключением   может   служить,   казалось   бы,    пример    Архимеда.

      Действительно,  Архимед  был  ученым,  который   соединил   в   своем   лице гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие  этот  факт историки науки указывают,  что именно  Архимед предвосхитил  то  развитие, которое приняла наука нового времени.

      Античная  наука отражала особенности греческого склада мышления,  несла на себе печать  греческого  мироощущения,  исходила  из  того  образа  мира, который сложился еще в эпоху ранней  греческой  классики.  Этот  образ  мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры –  в  частности,  вгреческой литературе и греческом искусстве.

      Как  было  указано  выше,  основным  методом  греческой   науки   было созерцание. Уже этим самым объясняется то  развитие,  которое  в  античности получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным  объектом созерцания,  чем  небесный  свод  с  движущимися  по  небу  светилами?   Это прекрасно выразил Анаксагор  в  приписываемой  ему  знаменитой  апофеме.  На вопрос, для  чего  человеку  лучше  родиться,  чем  не  родиться,  Анаксагор отвечал: "чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".

      Между тем греческие ученые, начиная  с Фалеса, только тем и занимались, что конструировали различные  модели  космоса.  Первые  модели  были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились  чисто умозрительно,  без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у  греков  вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия  ужеимела существенные достижения. 

      Греческие игры 

      Состязательное  начало  греческой  культуры  породило  целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди  них  были  олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.

      В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе  в каком- либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и  уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались  в силе, ловкости и упорстве, а победа  в этих соревнованиях  могла  принести лишь славу, а не материальные блага.

      Игры  в Греции носили аристократический характер –  участвовать  в них могли  лишь  полноправные  граждане  полиса  (из  этого  числа исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).

      Древнейшими и самыми важными были игры, впервые  проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная  с этого времени, они повторялись каждые четыре года (до  IV  века  нашей эры, когда римский император Феодосий I  отменил Олимпийские  игры,  объявив  их языческими забавами, не совместимыми с победившим  в  Риме  христианством).

      Кроме олимпийских в Греции существовали  еще  Пифийские  игры  (в Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где  когда-то Геракл  убил каменного  льва.  Все  игры  сопровождались  общегреческим перемирием,   а наградой победителям были лишь венки из  оливы,  лавра  или  сосны.  Но  эта скромная награда означала, что получивший ее является  любимцем  бога,  и  в этом качестве его чтили и прославляли,  воздвигали  в его  честь  статуи  и слагали гимны.

      Общегреческие игры  и  состязания  сыграли  огромную  роль  в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из  самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры. 

 

       Заключение 

      Особенностью  греческой культуры  является  то,  что  она  вырастает  и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни  и  построена  на вере в силу освобожденного человеческого духа,  в  знание  и  правду  жизни.

      Развиваясь  под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в  развитие  мировой  культуры.  Дошедшие  до  нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого  уровня  развития  культуры.  Они  имеют значение  не  только  как произведения искусства,  но  и  социально-нравственное  значение.  И  сейчас сформулированные в них мысли  о  добре,  зле,  чести  и бесчестии  являются современными. В социальной философской проблематике  античности  преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми  афоризмами,  которые  заставляют задумываться нас и сегодня.

      На  почве древнегреческой культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности  в  развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому  античная  философия  и наука сыграли столь  важную  роль  в  возникновении  науки  нового  времени, развитии техники.

      Отточенность, яркость и  глубина философской мысли, обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.

      Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому  себе,  который предопределил судьбу  западного мира.

      Именно  благодаря этому способу  отношения  человека к миру  античность понимается как синоним  классического, непревзойденного образца в скульптуре,  архитектуре,  литературе,  ораторском  искусстве,  философии  и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения  человека  к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы  ценностей древнегреческого  мира,  к  которой  обращались  многие великие  мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. 

 

Список  литературы 

1. Боннар  Андре, "Греческая цивилизация". I-III книги.– Искусство, 1992.

2. Вернан  Ж.-П. Происхождение древнегреческой  мысли. – М., 1988.

3. Винничук  Л. Люди, нравы, обычаи Древней  Греции и Рима. – М., 1988.

4. Гаспаров  М. Занимательная Греция. – Наука  и религия, 1990-1991.

5. Дмитриева  Н.А., Виноградова Н.А. Искусство  Древнего мира. – М., 1986.

6. Историки  Античности. Древняя Греция. Древний  Рим. Т. 1-2. – М., 1989.

7. История  Европы. Т. 1 "Древняя Европа". – Наука, 1988.

8. Куманецкий  К. История культуры  древней   Греции  и  Рима.  –  М.,  Высшая школа, 1990.

9. Левек  П. Эллинистический мир. – М., 1989.

Информация о работе Возникновение полиса, его государственное устройство