Возникновение полиса, его государственное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократия. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Оглавление

План
1. Введение
2. Возникновение полиса, его государственное устройство
3. Демократия
4. Основные черты афинского права
5. Воспитание и образование
6. Искусство, литература, театр
7. Наука
8. Греческие игры
9. Заключение
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

культ 1.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

      Демократия   

      Прежде  всего,  бросается  в  глаза  важность  и  значимость  вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к  частной  жизни  граждан:  это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств  и театральных   представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и  вообще  имущественных  кругов;  раздача  денег  малоимущим гражданам; организация общественных работ и т.д.

      Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании  имущества и  другие,  требующие  судебного разбирательства)  находились в ведении государства. Частных судов и  всякого  рода  посреднических  организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и  непосредственные.

      Они основываются на  том,  что  в  государственной  жизни  полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами  гражданства. Предполагается,  что  он  –  хозяин дома,  ойкоса  –  частного  хозяйства.  Он одновременно выступает  и  как  организатор  хозяйства  (“ойконом”),  и   как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела  домашние,  хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но  и  тот, кто  сумел  сохранить  отцовское  наследство,  не отличается  мотовством  и расточительностью.  Хороший  хозяин   ойкоса расценивается   как   хороший гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может  быть  хорошим  политиком.

      Управление  домом  и участие в общественных   делах   расценивается как однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет  трудом  рабов  или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить  технологические  операции между  рабами, обеспечить целостность   технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлечённые к управлению трудом  (управляющий,  ключница), рабы–искусники, рабы – исполнители чёрной работы.

      Таким  образом,  участие  в  гражданских делах,  личная  политическая активность  граждан  полиса  является исторически  необходимой  формой их жизнедеятельности и вытекает из  зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их  существование (экономическую и военную безопасность).

      Естественно, что разветвлённая, многоаспектная  государственная  жизнь требовала  определённой  подготовки  граждан,  причём  не   только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или  ораторской подготовки, но и  сформировавшихся личностей.  Гражданин полиса отличался  от  героев гомеровской  эпохи  и  эпохи  Гесиода.  Прежде  всего, можно  зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) –  это  привилегия гражданина полиса.  “Военные  добродетели” получили  некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны).Уже  Солон  выполнение  воинских обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан.  Так  что  не военные доблести  влияли  на  материальное  положение,  а сами  оказывались зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей  становятся  добродетели разума,  умеренности  и  рассудительности.  Сила  перестаёт  быть   главной. Требовалось уметь заставить себя  слушать,  убедить.  И,  разумеется,  среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость. Изменилось также представление о славе. Важно было не только  одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае  большой  военной  победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так  и  в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава  перестаёт быть  привилегией  воина.  Она  распространяется  не  только   на   атлетов- олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.

      Главное в том, что  изменился механизм  общественного признания.  Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли  государственных  органов и, прежде всего, народного собрания.

      Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам. 

      Основные  черты афинского  права 

      Обширная  законодательная деятельность связывается  с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году  до  н.э.  До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно,  что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев,  вводя  жестокие наказания.  Так,  смертной  казнью  карались  не   только   святотатство   и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но  и  кража  овощей, праздность.

      Законодательство  Солона, относящееся к 594 году до  н.э.,  затрагивало

      круг  вопросов,  связанных   с   организацией   государственной   власти   и регулированием гражданско-правовых отношений (долговая реформа,  закрепление частной собственности на землю и др.).

      От  законов  отличались  принятые  народным   собранием   псефизмы   – постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие  и  такие  же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные  институты  гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.

      Право  собственности  и  обязательства.  Различалось  владение  –  как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность –  как владение с правом распоряжения. Коллективная  собственность  господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились  государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами,  а  затем  шли на военный флот, храмовое имущество  и  др.  Помимо  государственной  земли,  сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные  земли  фил  и  демов.  Имущество,  находившееся  в  частной  собственности,   делилось   на “видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и  “невидимое”, способное “ускользать” от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

      Частная земельная собственность считалась предоставленной  государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан  устраивать за  свой  счёт  празднества  (литургии). Размер расходов на   литургию определялся  богатством  обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия  – обязанность снаряжать за  свой  счёт  военный корабль.

      Основанием  возникновения договоров  считалось  соглашение  сторон,  не требовавшее  особых  формальностей.  Но  важные договоры аключались в письменной форме. В зависимости от характера договора документ  подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной  обязанной  стороной (договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Особое значение имел  залог  земли  – ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишённого, однако, права распоряжаться  ею. При  неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору.  Заложенные движимые вещи находились во владении  кредитора,  который  мог  их  продать, если должник не исполнил обязательство.

      Брак  и  семья.  Безбрачие  осуждалось.  Брак  заключался  посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить  за невесту, приданое же невесте давалось не во всех  случаях.  Многожёнство  не допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца,  и  под властью  мужа.  Положение  её  было  приниженным.  Развод  для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми  была  значительной. Дети были обязаны повиноваться  отцу,  он  мог  лишить  сына  наследства  за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

      Преступления  и  наказания.  Право   различало   преступления   против государства  и  преступления  против  личных  интересов.  Наиболее тяжкими преступлениями считались  государственная  измена, обман  народа,  внесение противозаконных  предложений  в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К  серьёзным  преступлениям  относились также  убийство,  телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены,  похищение  девушки. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог).

      Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь шла о возмещении  вреда  и  штрафе  (в  двойном размере от ущерба),  при  преступлении  против  интересов  государства  –  о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления(измена,  безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в  рабство.  Были распространены  штрафы и конфискация   имущества.   Телесные   наказания применялись только к рабам, ответственность  которых  за  преступления  была более  суровой, чем у   свободных.   Распространение   получила   атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном собрании,  занятие  государственных  должностей). За  ложное  обвинение  в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду. 

Воспитание  и образование 

      Афинская  демократия заботилась об образовании  и  воспитании  граждан. Дети до 7  лет  воспитывались  дома.  Мальчики  с  этого  возраста  начинали посещать  школу.  Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14  лет)  обучались  в  школах  грамматиста  и кифариста  (или  одновременно,  или  последовательно  –  сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти  школы  были  частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не  имеющих  средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели  учителя-дидаскалы (“дидаско” – я  учу).  В  школу  мальчиков сопровождал  один  из   рабов, называвшийся педагогом (от слов “пайс” –  ребёнок,  “агогейн”  –  вести).  В школе грамматиста обучали читать, писать и  считать.  Для  обучения  письму использовались навощенные таблички,  на  которых  тонкой  палочкой  (стилем) писались  буквы.  В школе кифариста мальчику давалось   литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке,  пению,  декламации (читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики  переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа  борьбы). В продолжение двух-трёх лет они занимались системой  физических  упражнений,   которая получила наименование пятиборья и включила в  себя  бег,  прыганье,  борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим  и нравственным  вопросам.  Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные  граждане. Обучение  в  палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к  участию  в  управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши  с  18  до  20  лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое  воспитание.

      Они учились строить укрепления, управлять  военными машинами, несли службу  в городских гарнизонах, изучали морское дело,  участвовали  в  празднествах  и театральных представлениях.

      Расслоение  внутри общества сказалось в области  воспитания в  том,  что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых  рабовладельцев. Дети  основной  массы  свободнорожденного  населения   (демоса)   не   могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и  грамоте.  Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны  были обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях. 

      Искусство, литература, театр 

      Великолепный  памятник античной культуры  —  поэмы  Гомера  "Илиада"  и "Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь  заучивала их  наизусть,  что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое  значения, как произведения искусства, им  предавалось  также  важноегосударственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих  отношениях,  о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе.  Во  все  времена  оничитались, как глубоко современные.

      Античная  культура — это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу  учил он  и своих учеников.  Сократ  не  писал  книг,  считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость  по Сократу, состоит  в  том,  чтобы не обольщаться  своим  знанием, не абсолютизировать  его  ("Я  знаю,  что  ничего  не  знаю").  Самое  позорное невежество — "воображать,  что  знаешь  то,  чего  не  знаешь".  Сократ  был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки,  его  били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же.  Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".

      Особенностью  античной  культуры  было  стремление  сделать   культуру способом жизни. Это относилось не только к  философам,  но  и  к  искусству, поэзии. Основными символами греческой культуры  были  два  бога:  Аполлон  и Дионис,  породившие,  как  считали  древние   греки,   два   противоположных мироощущения и две культуры. Бог  Аполлон  –  бог  пластического  искусства,  умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис  –  бог  раскованности  и свободы, стихии природы и  инстинктов,  бог  вина  и  виноделия,  непокоя  и чрезмерности.

      Почитание  Аполлона  привело  к  господству  пластического  искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание  Диониса — к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной)  правдой  жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.

      Греки считали, что в культуре, как и  в самой жизни, должно  сочетаться аполлоновское ее  качество  и  дионисийское, в  противном  случае  возможна гибель культуры. Господство аполлоновского  в  культуре приведет,  в  конце концов, к стагнации, застою.  А возобладание дионисийского  к  разрушению, протесту ради протеста.

Информация о работе Возникновение полиса, его государственное устройство