Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:42, реферат
Это относится к тотемизму, как и к истерии. Когда вздумали усомниться в том, что можно произвольно изолировать определенные феномены и группировать их между собой, чтобы сделать из них диагностические признаки болезни или признаки существования объективного института, то сами симптомы исчезли или оказались неподатливыми для унифицирующих интерпретаций. В случае "большой" истерии1 это изменение иногда считают результатом социальной эволюции, как бы переместившейся из соматической в психическую сферу, символическим выражением умственных расстройств.
23Имеется в виду работа Durkheim E. et Mauss M. Essai sur quelques formes primitives de la classification // L'annee Sociologique, 1901—1902. Vol. 6.
24Речь идет о работах Э. Дюркгейма: "Элементарные формы религиозной жизни" — "Les formes elementaires de la vie religieuse". Paris, 1894, "Правила социологического метода" — "Les regies de la methode sociologique. Paris, 1895 (рус. перевод: "Метод в социологии". Киев; Харьков, 1899) — и о выше упомянутой работе Э. Дюркгейма и М. Мосса "Очерк некоторых первобытных форм классификаций".
25"Творческая эволюция" А. Бергсона — главное философское сочинение Бергсона ("Творческая эволюция", рус. пер.: М.; СПб., 1914); в нем представлена метафизическая концепция эволюции органического мира. Центральное понятие этой концепции - "жизненный порыв" ("elan vital") — космический процесс творческого формирования. Жизнь, согласно Бергсону. — это неразложимая целостность, изначальная реальность, радикально отличная от духа и материи, которые, будучи взяты сами по себе, суть продукты распада жизненного процесса. По мере ослабления напряженности elan vital жизнь распадается, превращаясь в материю, которую Бергсон трактует как неодушевленную массу, вещество. Жизнь постигается через интуицию, "симпатию", единственно способную проникнуть в предмет, слиться с его индивидуальной природой. В такого рода познании нет противоположения "субъект-объект": через интуицию жизнь постигает самое себя.
26"...сартровский экзистенциализм в этом пункте воспроизводит тезис Гоб-бса..." - имеется в виду социальная концепия английского философа-материалиста Т. Гоббса (Hobbes, 1588—1679), определившего государство как результат общественного договора о добровольном отчуждении части прав индивидуума в пользу организованного социума. Состояние до общественного договора соответствует, согласно Гоббсу, "войне всех против всех" за личную свободу без ограничений. В сартровском экзистенциализме тезис о "войне всех против всех" воспроизводится в ином контексте: для самосознания личность любого другого представляется не более чем элементом значимого инструментального комплекса, образующего мир. Отношение к другому формируется через борьбу личности за признание со стороны другого ее неотчуждаемого права на свободу.
Библиотека «Настоящее время», 2004
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.