Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:27, реферат
Наиболее значительные и крупные открытия в наше время происходят на стыке наук. Развивающееся знание формируется в определенную систему, образуя не просто сумму каких-либо отдельных областей, а целостность. Тенденции интеграции и взаимопроникновения наук все в большей степени оказывают влияние на учебный процесс в школе.
Особых причин отказываться от предметной структуры изучения естественных наук пока нет, поскольку она лучше всего обеспечивает возможность систематического формирования научных знаний, умений и навыков. Однако предметный подход не дает представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нем.
Содержание
Введение
1 Концептуальные системы химических знаний
2 Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы
3 Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем
4 Эволюционная химия. Проблема биогенеза
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Концептуальные системы химических знаний
2 Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы
3 Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем
4 Эволюционная химия. Проблема биогенеза
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Наиболее значительные и крупные открытия в наше время происходят на стыке наук. Развивающееся знание формируется в определенную систему, образуя не просто сумму каких-либо отдельных областей, а целостность. Тенденции интеграции и взаимопроникновения наук все в большей степени оказывают влияние на учебный процесс в школе.
Особых причин отказываться от предметной структуры изучения естественных наук пока нет, поскольку она лучше всего обеспечивает возможность систематического формирования научных знаний, умений и навыков. Однако предметный подход не дает представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нем.
Интегрированный курс «Естествознание» в качестве основной дидактической задачи ставит задачу систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся, полученных ими при изучении предметов естественного цикла.
Основой системы естественнонаучных знаний, средством установления всеобщей связи между различными элементами, выявления их единства служат фундаментальные компоненты: общие для всех естественных наук понятия, законы, теории. Систематизирующей основой при этом выступают философские понятия категориального характера (материя, движение материи, взаимодействие); фундаментальные естественнонаучные понятия (энергия, масса, вещество, физические поля); фундаментальные естественнонаучные законы (законы сохранения массы, энергии, электрического заряда, импульса, Периодический закон, законы термодинамики), основополагающие теории современного естествознания.
В настоящем пособии мы попытались выделить фундаментальные закономерности природы, понятия, теории, изучаемые, обычно, в курсе химии и показать их сопряжение с основными структурными компонентами системы знаний, рассматриваемых в курсе физики и биологии.
Системообразующим
началом современной химии
-
проблема получения вещества
с заданными свойствами. Практическая
реализация это проблемы
-
проблема выявления и
Химическая картина мира формируется на основе четырех концептуальных систем химического знания:
* учения о составе вещества;
* структурной химии;
* учения о химических процессах;
* эволюционной химии.
Содержанием
химической картины мира являются:
Концептуальные знания
о строении
материального мира со
стороны его
химического содержания
Концептуальные знания
о происхо-
ждении основных видов и форм ных процессах химического
вещества, его химической структуре
Концептуальные знания
учение о химической связи,
катализе, реакционной способности
веществ
1. Концептуальные системы химических знаний
Процесс становления
Хронология становления
1. Учение о составе вещества (1660-е) связано с исследованием различных свойств веществ в зависимости от их химического состава, определяемого их элементами. В период с середины 17 в. до второй половины 19 в. учение о составе вещества было главным. Оно существует и сегодня и представляет собой часть химии.
2.
Структурная химия (1800-е)
3.
Учение о химических процессах
(1950-е) связан с
4.
Эволюционная химия (1970-е)
2. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы
Учение о составе вещества
охватывает три основные
1. Проблему химического элемента.
2.
Проблему химического
3.
Проблему вовлечения и
Проблема химического элемента связана со следующими этапами развития науки:
- в 17 в. Р.Бойль дал первое научное определение понятия «химический элемент».
-
в 18 в. А.Лавуазье сделал первую
попытку в истории химии
- в 19 в. Д.И.Менделеев открыл Периодический закон и разработал Периодическую систему элементов.
-
в настоящее время раскрыт
физический смысл
Проблема химического соединения связана с открытием Ж.Прустом закона постоянства состава и его теоретическим обоснованием Д.Дальтоном. Исследования, проведенные в 19 в., подвергли сомнению абсолютность закона постоянства состава. В результате открытия физической природы химизма как обменного взаимодействия электронов химия по-новому стала решать проблему химического соединения, которое определяется как вещество, состоящее из одного или нескольких химических элементов, атомы которых за счет обменного взаимодействия (химической связи) объединены в частицы – молекулы, комплексы, монокристаллы.
Свойства вещества определяются:
- его элементным и молекулярным составом;
- структурой его молекул;
-
термодинамическими и
-
уровнем химической
Проблема структура химических соединений связана с атомистическими представлениями Д.Дальтона, согласно которым любой химический индивид состоит из молекул, обладающих строго количественным и качественным составом. Й.Берцелиус и Ш.Жерар конкретизировали и дополнили эти представления, введя в химию представление о взаимодействии атомов и их преобразовании в единую целостную систему.
Ф.Кекуле предпринял попытку раскрыть структуры молекул и синтезировать новые вещества. Комбинируя атомы различных химических элементов по их валентности, можно прогнозировать получение различных химических соединений в зависимости от исходных реагентов, т.е. управлять процессом синтеза различных веществ с заданными свойствами.
Открытая
Н.Н.Зиниными реакция получения анилина
из нитробензола положила начало «органическому
синтезу» и появлению химии
Эволюция
понятия химической структуры в
истории химии осуществлялась в
двух направлениях: анализа ее составных
частей и установления характера
физико-химического
По современным представлениям, структура молекул – это пространственная и энергетическая упорядоченность квантово-механической системы, состоящей из атомных ядер и электронов.
Следующим шагом в направлении усложнения изучаемых систем от молекул к супермолекулам и организованным полимолекулярным системам, удерживаемым вместе нековалентными взаимодействиями, явилась супрамолекулярная химия.
Взаимодействия молекул лежат в основе высокоспецифичных процессов распознавания, реагирования, транспорта, регуляции – процессов, встречающихся в биологических системах. К числу таких процессов относятся связывание субстрата с белком-рецептором, ферментативные реакции, образование мультипротеиновых комплексов, иммунологическая ассоциация антиген – антитело, проникновение вируса в клетку, передача нервного импульса. Исследования процессов, протекающих в биосистемах, показывают, что их высокая эффективность связана не столько с уникальностью молекул, участвующих в том или ином процессе, сколько сложной структурной и функциональной организацией разнообразных компонентов биосистемы – супрамолекулярным уровнем организации материи. По-видимому, именно супрамолекулярный уровень организации вещества в биосистемах и обеспечивает эффективное выполнение ими сложных функций, и, в частности, по преобразованию энергии в химическую. Получению и ереработке информации.
Супрамолекулярная
химия – в высшей степени междисциплинарная
область науки, включающая химические,
физические, биологические аспекты
рассмотрения более сложных, чем
молекулы, химических систем, связанных
в единое целое посредством