Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы узнать как влияет принадлежность к субкультуре на развитие личности подростка. Для достижения поставленной цели будет необходимо решение следующих задач:
- изучить взгляды представителей субкультур (скинхеды и футбольные фанаты).
- выяснить сходства и различия субкультур.
Введение………………………………………………………………………3.Глава 1. Общее описание субкультур, их история и развитие ...……. 4.
1.1 . Скинхеды: их взгляды и побуждения к насилию………….. 9.
1.2 . Футбольные фанаты: их взгляды и побуждения к насилию……………………………………………………………………...13.
1.3 . Сходство и различие субкультур ……………………..…….. 22.
Глава 2. Специфика развития личностей, принадлежащих к скинхедам и футбольным фанатам ……………..………………………26.
2.1. Влияние принадлежности к той или иной субкультуре на становление личности подростка…………………………………………...27.
2.2. Что побуждает молодежь принадлежать к одной, их этих субкультур (скинхеды и футбольные фанаты)…………………………....30.
Выводы………………………………………………………………………32.
Заключение …………………………………………………………………34.
Библиография...…………………………………………………………… 35.
На улицах российских городов все чаще появляются молодые антифашисты, которые по-своему пытаются противодействовать скинхедам и неонацистам. Если в 1999-2000 гг. антифашистов было еще мало и они нередко оказывались легкими жертвами праворадикальной молодежи, то сегодня это движение быстро растет. Любопытно, что оно тоже привлекает к себе футбольных фанатов, но тех, кто недоволен действиями неонацистов. 4 ноября 2006 г. петербургские антифашисты всеми силами пытались препятствовать проведению в городе шовинистического «Русского марша». Стычки между ними и неонацистами происходят все чаще, и с обеих сторон проявляется необычайная жестокость. Например, только в январе 2007 г. в Петербурге произошло пять таких столкновений. Осенью 2006 г. столкновения молодых антифашистов с неонацистами приняли особенно массовый характер как в Москве (14 сентября у станции метро «Октябрьская»), так и в Петербурге (17 сентября). Как пишет корреспондент, именно такое противостояние сегодня «определяет уличный пейзаж обеих столиц».
"Футбольные фанаты расистских взглядов отличаются от наци-скинхедов меньшей идеологизированностью. Все-таки, они в основном нацелены на столкновения с фанатскими группировками других футбольных клубов и заодно те из них, кто придерживается ультраправых взглядов, нападают на кавказцев и представителей других этнических меньшинств. Скинхеды же друг с другом не конфликтуют в большинстве случаев: у них кавказцы, арабы и т. д. - основная цель", - говорит Алексей Козлов.
"Наибольшим количеством фанатов, практикующих расистское насилие, отличается московское "Динамо". У болельщиков "Динамо" даже распространено ношение их фирменного шарфа, на котором изображен кельтский крест", - поясняет Козлов. Кельтский крест (крест в круге) является одним из основных символов наци-скинхедов, в нацистской Германии был символом войск СС.
"Нет азербайджанским сутенёрам! Остановите беспредел в отношении русских женщин! Русский фанат! Пришло время положить конец иноземному беспределу на Русской земле! ", - гласит призыв на главной странице одного из веб-сайтов футбольных болельщиков.
Глава 2. Специфика развития личностей, принадлежащим к скинхедам и футбольным фанатам.
В первой главе было рассмотрено общее описание субкультур, их развитие, сходства и различия. Во второй же главе мы рассмотрим как собственно влияет принадлежность к субкультурам на подростков, их эмоциональное развитие.
2.1. Влияние принадлежности к той или иной субкультуре на становление личности подростка
Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто "едва приметную полоску" между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.
В соответствии с теорией рекапитуляции, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.
Ст. Холл по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает "чувство индивидуальности".
В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже - в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию
Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его школы. Мы называем эти тенденции новыми не потому, что они относятся к последнему времени, а потому, что они опираются на новое научное психологическое мировоззрение.
Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Все психические функции человека, по его мнению, на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами (Хрест 9.2).
Интересы, как отмечал И. Кант, есть только у человека, у животных их нет. Именно поэтому Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социо-культурного развития ребенка, чем его биологического формирования. Это, безусловно, относится к скинхедам и футбольным фанатам. По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. Поэтому подростки находят себе новые интересы и занятия. Например, знакомятся с новыми людьми, которые принадлежат к различным субкультурам, и, если им это интересно, они примыкают к ним. "В высшей форме, становясь сознательным и свободным, интерес предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением к себе " (Выготский Л.С., 1984.С19).
Интересы не могут быть поняты вне процессов развития, - подчеркивал он. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Так, "если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" (Там же. С. 26). Многие из подростков выбирают путь футбольных фанатов. Это наиболее развитая субкультура среди них.
Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые, вслед за А.Б. Залкиндом, он назвал доминантами, а именно:
"эгоцентрическая доминанта" - интерес подростка к собственной личности;
"доминанта дали" - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
"доминанта усилия" - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве(футбольный фанатизм, скинхеды), борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
"доминанта романтики" - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Особенности развития в переходном возрасте проявляются в следующих симптомах:
- Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.
- Появляются детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). Яркий пример – уход подростка в субкультуру, в новое занятие(футбол). Драки помогают подростку вылить тот шквал эмоций, который на него сваливается из вне.
- Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.
В подростковом возрасте формируется нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию".
http://umelitsa.ru/moya_semya/
http://chel-week.ru/29467-
http://www.bestreferat.ru/
http://www.ppip.idnk.ru/index.
2.2. Что побуждает молодежь принадлежать к одной из этих субкультур (скинхеды и футбольные фанаты).
Одной из характеристик стиля жизни современных молодых является индивидуализация и добровольный выбор, другими словами, сегодня молодежь стремиться к независимости через формирование собственной жизненной стратегии, исходя из имеющихся ресурсов и, рассчитывая только на собственные силы. Важным становится достижение личного успеха. Поиск себя молодыми в повседневной жизни происходит через разные практики: групповые и индивидуальные, некоторые из которых связаны с духом протеста, другие — со стремлением преодолеть маргинальный статус, третьи — потому что «модно». В любом случае этот субкультурный поиск в рамках своей жизни зависит не только от семейного окружения, а, прежде всего от культурных локальных возможностей. Другими словами, на молодежные формирования, в том числе определенного субкультурного стиля, оказывают влияние не только ценности группы, но и внешние социальные факторы.
По мнению московских юристов, изучавших молодежную преступность 1990-х гг., ее причины следует искать в социальной и семейной сферах. Первый блок причин включает массовое обнищание и безработицу, недоверие людей к власти, ухудшение положения в социальной сфере (в образовании, здравоохранении и пр.) и психический дискомфорт в условиях мегаполисов. Ко второй группе причин относятся недостатки семейного воспитания и неблагоприятная обстановка в семьях, что создавало у подростков психологический стресс и стремление преодолеть его в компании себе подобных. Все это подтверждает С. Беликов, озвучивающий настроения, популярные среди скинхедов: «У нас в России огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает, с ужасом осознают, что они обречены на прозябание, никому не нужны, что они будут жить гораздо хуже родителей. Они понимают, что неопределенность ситуации будет длиться еще неизвестно сколько, а значит, перед ними нет будущего». Это и придает привлекательность скинхедской контркультуре.
Как показывают московские социологи, дело усугубляется особенностями переходного возраста, для которого характерно острое чувство неуверенности и неопределенности. У значительной части подростков это ведет к тем или иным формам девиантного поведения, связанного со стремлением к самоутверждению. Специалисты обнаруживают тесную связь между степенью участия в подростковых драках, с одной стороны, и курением, потреблением горячительных напитков и использованием наркотиков, с другой. По имеющимся данным, последнее повышает вероятность участия в драках у юношей на треть, а у девушек – в два с половиной раза. Такое стремление к самоутверждению, принимающее форму агрессии, становится социально опасным, если не находит возможностей позитивной самореализации. Тогда из созидательной силы оно превращается в разрушительную, и не случайно основу многих радикальных социальных движений составляла неопытная молодежь.
Как правило, первое поколение скинхедов состояло из молодежи из депрессивных районов и с городских окраин с неразвитой инфраструктурой. Но со временем среди скинхедов стали встречаться не только дети из бедных неблагополучных семей и учащиеся ПТУ, но и студенты вузов. Поэтому неверно думать, как это еще встречается, что скинхеды – это исключительно примитивные, малообразованные подростки. По данным отдела по борьбе с экстремизмом среди несовершеннолетних ГУВД Москвы, во второй половине 1990-х гг. основную массу скинхедов составляли дети, во-первых, бывшего советского среднего класса (квалифицированных рабочих, инженеров, работников НИИ), чье благосостояние в 1990-е гг. резко ухудшилось, а во-вторых, представителей мелкого и среднего бизнеса. Социологический опрос скинхедов показал, что 80% из них относились к первой категории. При этом у 58% подростков родители были заняты в торговле и ресторанном бизнесе, 22% - имели собственное дело, у 21% - отцы служили в охранных структурах, а у 8% - были офицерами вооруженных сил и правоохранительных органов. Любопытно, что в 20% уголовных дел, заведенных на скинхедов, подсудимые оказались детьми сотрудников милиции, работников прокуратуры или военных. Обследование, проведенное сотрудниками правоохранительных органов вначале 2000-х гг., показало, что 64% привлеченных к ответственности подростков были выходцами из семей, где официальный совокупный месячный доход составлял от 2 до 5 тыс. руб., хотя реальный доход мог быть и выше. В любом случае такие семьи трудно было назвать благополучными. Правда, неблагополучие далеко не всегда было связано с материальным фактором: подросткам явно не хватало внимания родителей.
Выводы.
В завершении работы можно сказать, что поставленная цель была достигнута, так как выбор субкультуры подростком влияет на развитие его личности и, причем, положительно. А положительно, в свою очередь, влияет именно потому, что во время подросткового кризиса ребенку требуется какое-то занятие для себя, а принадлежать к культуре, выбранной им самим это первый шаг на пути к взрослой жизни.
Когда ребенок выбирает одну из этих субкультур он, сам того не зная, подписывается на воспитание более старшими представителями этих культур, а так же многочисленными стычками с милицией и мирными гражданами. Это и помогает подростку превратиться во взрослого мужчину или женщину(что реже).
Поставленные передо мной задачи были решены. Мною было изучено множество интересных факторов развития этих культур. Мне раньше казалось, что скинхеды и футбольные фанаты - совершенно разные направления. Но в ходе исследования я узнала, что у них общего гораздо больше. Например, тот же самый футбол. Это их самое главное и большое сходство. Так же я узнала, что эти драки необходимы подросткам для выражения собственных эмоций, состояния души и, возможно, для самоутверждения.
Информация о работе Скинхеды и футбольные фанаты: специфика развития личности