Субкультура футбольных фанатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:44, творческая работа

Краткое описание

Футбол на сегодняшний день являются самой популярной игрой на земле. Миллионы людей по всему миру играют в него, смотрят по телевидению, ходят на стадионы. Но лишь немногие из них футбол обожествляют, немногие создают культ своей любимой команды и поклоняются ей иногда вплоть до смерти

Файлы: 1 файл

дашино исследование.docx

— 26.78 Кб (Скачать)

Исследование  по антропологии на тему «Субкультура футбольных фанатов»

Выполнила: студентка группы СРб-21, Шарнина  Дарья

Проверила: кандидат исторических наук, доцент кафедры ИиП МарГТУ, Павлова А.Н. 

Футбол  на сегодняшний день являются самой  популярной игрой на земле. Миллионы людей по всему миру играют в него, смотрят по телевидению, ходят на стадионы. Но лишь немногие из них футбол обожествляют, немногие создают культ своей любимой команды и поклоняются ей иногда вплоть до смерти. Для таких людей футбол гораздо больше чем игра, для них- это образ жизни и мировоззрение. Таких людей принято называть футбольными фанатами. Объектом моего исследования я недаром выбрала именно их - футбол и всё, что с ним связано, всегда вызывало во мне волну неподдельного интереса, мой взгляд всегда приковывали евро- и мировые кубки футбола.

Вообще  фан-движение  в мире имеет вековую  историю и впервые зародилось в Англии в 60-е годы 20 века. В России оно появилось позднее, лишь в 70-е годы 20 века. Многие люди часто путают футбольных фанатов и простых болельщиков. Существует несколько критериев отнесения болельщиков к числу фанатов:

  1. Активное посещение домашних матчей команды
  2. Ежегодное совершении нескольких выездов в другие города
  3. Знание и принятие субкультуры футбольных фанатов
 
 
 
 
 
 
Наблюдение (факт) Вывод
Термин  «фан-движение» будет употребляться  мною в 2-х смыслах. Во-первых, при  обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. А во-вторых, при  обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой  клуб они поддерживают. Каждое фан-движение состоит из определённого числа сформированных групп или фан-группировок. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определённый набор ролей и подчиняющихся определённым нормам. Подавляющее большинство группы имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается В среде футбольных фанатов всё строго и чётко  регламентировано; вход и выход из данного вида субультуры осуществляется по определённым правилам. Существуют неписаные нормы, которым фанат  обязан подчиняться.
Вообще  принято делить всех футбольных фанатов  на 3 принципиально разные группы:
  1. Hooligan’s (футбольные хулиганы) - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика-20-30 человек в фан-группе. Они претендуют на роль своеобразной элиты фан-движения, что находит отражение даже в специальной символике: она, как правило, номерная, в случае потери этой символики, фанат подвергается санкциям. Также hooligans  обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движение которых враждебны по отношению к ним и участвовать во всех драках.
  2. Члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населённый пункт или один район города. Такие фанаты обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающую принадлежность к данной фан-группе.
  3. Неорганизованные фанаты ( так называемые «кузьмичи») Они не принадлежат ни к какой фан-группе, но участвуют в деятельности фан-движения. Таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. У них нет никаких жёстких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. Но в то же время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях (во время выезда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы).
    На основе данной классификации можно сделать  вывод о том, что в фанатской  субкультуре существует своя иерархия, свои «правила игры». По моему мнению, высшую ступень занимают именно те фанаты, для которых футбол- это неотъемлемая часть жизни, какого-то рода мировоззрение.
Вход  в фан-группу возможен лишь с получением рекомендации одного или двух членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом. В этом плане  субкультура фанатов резко выделяется на фоне остальных, где разрешения на вход в субкультуру не требуется. Всё в основном зависит от личных желаний и стремлений.
В фан-группе за каждым фанатом закрепляется своя социальная роль таким образом, чтобы осуществлялись все необходимые  функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, PR (речи идёт о взаимоотношении группировки с другими группировками) Таким образом, фан-движение представляет собой не только специфическую субкультуру, но и определённую социальную группу, где за каждым членом закреплена своя социальная роль.
Периодически  устраиваются собрание членов группировки  для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед  данной группой. В некоторых группах  существует практика регулярных взносов  для осуществления целевых проектов. Фан-группа - это достаточно автономное

Образование внутри фан-движения и многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько  именно в фан-группу.

 
 
 
 
 

    Основные  компоненты фанатской субкультуры: 

    1. Символика и атрибутика фан-движения.

С точки  зрения конкретного фаната символика разделяется на 4 большие группы:

- символика  собственной команды

-символика  дружественных фан-движений

-символика  враждебных фан-движений

-символика  фан-движений, с которыми фанаты  данной команды никаких отношений не поддерживают.

Символика - определённый набор символов, характерных для данного футбольного клуба. Прежде всего это последовательность цветов. Те клубы, у которых существуют серьёзные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Кроме цвета, символами клуба могут быть имена знаменитых тренеров и игроков, особые места, неразрывно связанные с историей клуба.

Под футбольной атрибутикой понимается совокупность товаров, несущих на себе символику определённого футбольного клуба, либо с этим клубом отождествляющихся. Это могут быть шарфы, флаги, футбольная форма, значки, марки, кепки, шапки и т.д.  Вообще атрибутику принято делить на 3 группы в соответствии от принадлежности, так у хулиганов она номерная, у членов фан-групп она делается на заказ, а общефанатская атрибутика имеется в открытой продаже. Также существуют футбольные граффити и трафареты. Если с граффити всё более или менее понятно, то можно перейти к рассмотрению трафаретов. Трафареты - небольшое однотонное изображение, всего такое творчество можно встретить на станциях метрополитена или в окрестностях стадиона. Также в фанатской среде распространено нанесение татуировок, выражающих преданность «своему» клубу и идеям футбольного братства. Это может быть герб футбольного клуба, эмблема фан-группировки. Чтобы поддержать свою команду во время игры, болельщики часто используют футбольные баннеры- самодельные транспаранты, развёртываемые на секторах стадиона.

2.Сленг

Наблюдение Вывод
Сленг футбольного фаната наполнен как  общеизвестными словами, так и совершенно непонятными для обычного человека словами. Многие слова и словосочетания несут в себе дополнительную смысловую нагрузку, для правильного понимания беседы 2-х фанатов просто необходимо быть в курсе происходящих в фан-движении событий. При изучении сленга я заметила, что в нём много иностранных слов.

Наиболее  употребимые слова:

Банка- забитый мяч

Дерби-матч между клубами-противниками

Собака-электричка

Фанзин- печатное издание группировки

Можно сделать  вывод о том, что сленг футбольных фанатов до конца не сформирован  и находится в процессе создания. Поэтому в разговорах активно используется так называемый «язык улиц». Можно предположить, что серьёзных изменений в сленге в настоящее время не предвидится, ведь с каждым годом количество фанатов стремительно растёт.
 
 

    3.Коллективные  практики

Коллективные  практики - ключевой компонент всей фанатской субкультуры. Выполнение определённого набора практик-главное и необходимое условие для того, чтобы человек мог считать себя участником фан-движения. Коллективные практики включают в себя в основном 2 аспекта - это выезды- поездки фан-группы в другие города для поддержки своей команды и разучивание всевозможных «кричалок» и песен. Многие люди не жалеют ни времени, ни денег для таких поездок- ведь они просто дышат и живут футболом. Люди бывают поражены столь сильным влиянием футбола на человека, многие считают безумный фанатизм помутнением рассудка или умопомешательством. Но всё не так печально, обычно за таким яростным «болением» кроется потребность человека чувствовать себя в безопасности и поддержки, которые он не может получить в семье и иных социальных группах. В какой-то степени «поболеть за любимую команду» - это еще и способ самовыражения, возможность заявить о себе, а яростно выразить свой негатив к фанатам команды-противника – это еще и способ как-то сублимировать собственную накопившуюся агрессию.

В коллективных практиках очень важны согласованность, чувство слаженности, кооперации, единства и т.д. Можно говорить о том, что  такие мероприятия повышают внутреннюю дисциплину человека, способствуют сближению людей, развивают нужные для современного человека качества. 
 
 
 
 
 

4. Сравнение  фанатской субкультуры в России  и Англии.

Англия Россия
Футбол  в Англии — явление не только массовое, но и глубоко социальное. Посещение футбольного матча  для большинства людей стало  таким же привычным занятием, как, например, поход в кино, паб или  театр. Нередко на трибунах можно  увидеть целые семьи, активно  поддерживающие свой клуб. Любовь к  родному клубу — понятие семейное, передающееся от отца детям вместе с жизненными наставлениями. В нашей стране футбол не является доминантной и  сверхпопулярной игрой, многие люди отдают предпочтение баскетболу, фигурному  катанию, хоккею и т.д.

Как правило, любовь к футболу в семье не прививается с детства.

Футбол  в Англии неразрывно связан с насилием. И недаром считается, что английские фанаты - самые агрессивные и ревностные болельщики в мире. Футбол и религия- понятия практически идентичные. Фанатские войны - неотъемлемый компонент фан-движения. К счастью, насилия, связанного с футболом, у нас не наблюдается. Существуют единичные  примеры самых жестоких схваток  болельщиков между собой.
Среднестатистический английский фанат- это парень, которому за двадцать, имеющий неплохое образование и стабильную, хорошо оплачиваемую работу. Выявить среднестатистического русского фаната не представляется возможным, уж очень «разношёрстная» толпа: тут можно встретить и топ-менеджера, и студента.
Средний возраст фаната- 25-30 лет Средний возраст  фаната- 15-20 лет
Выезд фаната представляет собой цивилизованную поездку на собственном автомобиле или комфортабельном поезде. Выезд нашего фаната - самая большая авантюра. Как правило, добираются на пригородных электричках или поездах, автостопом или на специально арендованных автобусах
Распространено  движение «ультрас»- это организованные группы поддержки спортивных команд. В России к сожалению  «ультрас»  еще не возникло,оно находится на этапе становления.
Основным  принципом  любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных  цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности. В России же фанаты стараются по максимуму выделяться из толпы: носят яркие клубные аксессуары, символика разнообразна и «кричаща».
На  стадионах поют группами по 20-30 тысяч  человек, причём всё слаженно, синхронно. «Кричалок» не существует. Популярно  петь счёт в матче. У нас же преобладают  кричалки из 2-3 куплетов, песни с  известными народу мотивами.
 
 

В заключении хочется сказать, что футбол — массовая игра, которая не только дарит положительные и отрицательные эмоции, но и способствует сближению людей. Ведь футбол — это не только  насилие на трибунах и стычки за пределами стадиона, это прежде всего отдельный мир, в котором каждый может почувствовать себя единым целым со своим любимым клубом, его игроками. Для настоящего фаната футбол — это полтора часа его собственного мира, в котором он может отвлечься от каждодневных хлопот, и делать все то, что не может позволить себе, будучи скованным нормами своей социальной среды. И несмотря на то, что субкультура футбольных фанатов в России  в настоящее время еще не крепко стоит на ногах, можно говорить об её широком распространении на территории всей нашей необъятной страны. Даже в нашем городе, пусть даже и не совсем организованно, существует группа фанатов команды «Спартак-Йошкар-Ола», которая всеми силами поддерживает свою любимую команду. Я считаю, что через несколько десятилетий мирного развития и процветания  футбольного фанатизма, фан-движение можно будет сравнивать аж с английским!!

Информация о работе Субкультура футбольных фанатов